МИНИСТЕРСКТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
Кафедра землепользования и
кадастров
Реферат
по дисциплине: «Основы кадастра
недвижимости»
на тему: «Кадастровые отношения
в России до начала 90-х годов XX века»
Выполнили: ст-ки 21-ГК группы
Каменева К.С.
Прохорова Е.А.
Проверила: доцент
Кузнецова С.Г.
Москва
2015
Введение.
Земельные отношения
- это совокупность отношений, возникающих
между субъектами земельного права. Основу
земельных отношений составляют факторы
материального порядка: количество и качество
земли, её местоположение, отраслевая
принадлежность, территориальное устройство
и другие.
Основную роль в
земельных отношениях играет сама земля,
которая является одним из важнейших и
особенных факторов производства.
Так важно сегодня
оглянуться в наше историческое прошлое,
чтобы, возможно, именно там найти ответ
на насущные вопросы о земельных ресурсах.
Исключительная сложность задачи реформирования
земельных отношений объективно заставляет
и нас обращаться к тем периодам развития
отечества, которые в этом отношении были
для России переломными, проходили под
знаком социально - экономических реформ.
Одним из таких переломных
моментов стал для России 1917 год.
После 1917 года земельные отношения
в России резко изменились. Кардинальные
реформы потерпели земельные отношения
в этот год.
Новая власть исходила
из необходимости проведения земельной
реформы на базе национализации всех земель,
отмены частной собственности на землю
и объекты недвижимости и передачи земли
в руки тех, кто ее обрабатывает. Одним
из первых практических шагов по реализации
этой программы стал Декрет ВЦИК «О земле»
от 26 октября 1917г., который был принят населением
с большим энтузиазмом.
Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным
и представлен им съезду в докладе о земле. При написании Д. о з. Ленин использовал «Примерный наказ,составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й
Всероссийском съездкрестьянских депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел которого «О земле» целиком вошёл в текст
декрета (ст. 4).
Декрет отменял помещичью собственность
на землю без всякого выкупа и передавал
помещичьи,удельные, монастырские, церковные
земли со всем инвентарём и постройками
в распоряжение волостных земельных комитетов
и уездных Советов крестьянских депутатов,
на которые возлагалось принятие мер для
соблюдения строжайшего порядка при конфискации
помещичьих имений. Декрет устанавливал
также, что земли рядовых крестьян и рядовых
казаков не конфискуются. Декрет определил
новые принципы землевладения и землепользования:
право частной собственности на землю
отменялось, запрещались продажа, аренда
и залог земли, вся земля объявлялась всенародным
достоянием, т. е. переходила в исключительную
собственность государства (что означало
национализацию земли); земельные участки
с высококультурными хозяйствами, питомники,
конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный
инвентарь конфискованных земель передавались
в исключительное пользование государства
или общин; право пользования землёй получили
все граждане при условии обработки её
своим трудом, семьёй или в товариществе
без наёмного труда, на основе уравнительного
землепользования при свободном выборе
реформ землепользования, в том числе
и артельной. По декрету крестьяне России
получили бесплатно 150млн. десятин земли,
они были освобождены от уплаты 700 млн.
рублей золотом ежегодно за аренду земли
и от долгов за землю, достигших к этому
времени 3 млрд. рублей. Основные положения
«Декрета о Земле» были развиты и конкретизированы
в ряде законодательных актов Советского
государства, в том числе в законе «О социализации
земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922
и др. Осуществление «Декрета о земле»
и других актов аграрного законодательства
Октябрьской социалистической революции
обеспечило поддержку Советской власти
со стороны трудового крестьянства, ликвидацию
помещичьего землевладения и класса помещиков
и создало «... земельный строй,
наиболее гибкий в смысле перехода к социализму»
(Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд.,
т. 37, с. 326).
Декрет о земле чётко
определил отношение новой власти к частной
собственности, к наёмному труду. Эти формулировки
надолго стали основой земельной политики
СССР и стран социалистического лагеря.Но
на практике выполнялись не все эти принципы.
Так, государственная собственность была
объявлена общенародной, то есть принадлежащей
всему обществу.
Сделки с недвижимостью
были запрещены в декабре 1917 г.
Декретом
ВЦИК «Об отмене права частной
собственности на недвижимость
в городах» от 20 августа 1918г. был определен
правовой статус городских земель и недвижимости.
Декрет упразднил
право частной собственности на жилье
и передал жилые дома в распоряжение органов
местной власти. При этом в ряде городов
муниципализация была проведена еще раньше.
Так, в Москве согласно постановлениям Моссовета «о
городских недвижимостях» от 30 ноября,
12 декабря 1917 г. и 26 января 1918 г. отменялось
право частной собственности на дома,
если их стоимость была не менее 20 тыс.
руб., или если чистый годовой доход с найма
превышал 750 рублей.
12 июля 1918 г. Моссовет
принял постановление «О распределении
жилых помещений в г. Москве», по которому
производилось «уплотнение» из расчета
1 комната на 1 взрослого человека.
Ордера на вселение
граждан выдавались районными жилищными
советами, на основании которых домовые
комитеты предоставляли комнаты и квартиры.
11 сентября 1918 г. Моссовет издал постановление
«О порядке реквизиции жилых помещений
и движимого имущества», в котором впервые
был сформулирован «принцип изыскания
и предоставления рабочим жилых помещений
за счет буржуазно-паразитических элементов».
26 октября 1918 г. было принято постановление
«Об учете и распределении жилых и нежилых
помещений в г. Москве». В нем устанавливался
минимальный порог при уплотнении (2 кв.
сажени на 1 взрослого человека, около
9 м²).
В служебной инструкции,
выработанной ЖЗО Моссовета, все городское
население делилось на четыре категории:
«организованные
коммунисты», семьи красноармейцев, находившихся
на фронтах гражданской войны — «получают
всё и остаются на своих квартирах»;
рабочие, мелкая
и средняя интеллигенция могли претендовать
на получение «хороших комнат в других
домах»;
«крупная интеллигенция»,
советские служащие, «буржуа,
не имевшие недвижимости» уплотнялись
согласно норме.
«буржуа, ликвидировавшие
свои дела и живущие спрятанными капиталами
или имеющие собственность» выселялись
из Москвы, «у них отбирается все и выдается
только „походный паек“: пара белья, подушка,
одеяло, то есть, что полагается красноармейцу,
уезжающему на фронт».
В результате осенью
1918 г. из Москвы было выселено 3 197 «буржуазных
семей» (около 15 тыс. чел.), а в их квартиры
было вселено более 20 тыс. рабочих.
Принятие новых
законодательных актов закрепило непосредственное
распоряжение единым государственным
земельным и жилищным фондом за народными
комиссарами и местными органами власти.
Функции управления недвижимостью были
переданы Управлению коммунального хозяйства
НКВД и исполкомам.
После 1917г. складывается
ситуация когда земля, де факто, перестает
быть объектом налогообложения со всеми
вытекающими отсюда последствиями. В связи
с этим отпала и необходимость в Межевой
и Поземельных книгах. Такая система управления
государственной собственностью на средства
производства и землю не способствовала
развитию кадастровых работ в России и
коренным образом изменила путь развития
кадастра.
Кадастр представлял
собой сведенные в единую книгу регистрационные
сведения по землепользователям, а также
количественные и качественные характеристики
земель. Основой ведения кадастра являлась
развернутая система регулярно проводившихся
за счет государственных средств съемок
и обследований земель сельскохозяйственного
назначения и лесного фонда. Сведения
о землях промышленности и территориях
городов и других поселениях (в силу их
малого влияния на планирование промышленного
производства) приводили в кадастре укрупненно
и недостаточно.
Регистрацию проводили
в государственных земельно-кадастровых
книгах районов (городов) и именовали государственной
регистрацией землепользований. Выполняли
ее должностные лица районной землеустроительной
службы, персонально отвечающие за достоверность
регистрируемых сведений о землепользовании.
В 1922 г. принимается
Земельный кодекс РСФСР. В основе новых
земельных отношений лежит государственная
собственность на землю. Конституция РСФСР
(1937г.) закрепляет то, что советское государство
является единым и единственным собственником
на землю. Земля изъята из гражданского
оборота. В тоже время советская власть
не отказывается от учета земель, называя
такой учет социалистическим землеустройством.
Под землеустройством понималось – система
мероприятий по отводу, размежеванию и
внутрихозяйственному устройству земель,
установление точных границ земельных
массивов. Землеустройство имело не только
техническое, но и правовое значение, т.к.
оно связано с возникновением, изменением
и прекращением земельных правоотношений,
с закреплением конкретных прав на землю,
предоставляемых тем или иным субъектам
землепользования.
Начиная с 1955 года
был введен государственный учет наличия
и распределения земли по угодьям и землепользователям,
а также государственная регистрация
всех землепользований по единой общесоюзной
системе. Впоследствии в 1970 году Совет
Министров СССР утвердил Положение "О
государственном контроле за использованием
земель", возложив контроль на Советы
народных депутатов и землеустроительные
службы системы Министерства сельского
хозяйства и продовольствия СССР.
Впервые термин
«государственный земельный кадастр»
в современном понимании появился в 1968
г. в связи с принятием 13 декабря Основ
земельного законодательства Союза ССР
и союзных республик.
Между тем, первоначально
земельный кадастр выполнял в основном
фискальные функции, а лишь потом к ним
стали добавляться правовые функции, связанные
с регистрацией и защитой прав собственности
на землю и в целом на недвижимость.
В советский период
земельный кадастр полностью утратил
фискальную и частично правовую функции
в части учёта земель. Все кадастры (земельный,
градостроительный, и др.) создаваемые
в Советской России, поскольку ведутся
исключительно в государственных целях,
формируются на основе сугубо ведомственных
требований к каждому конкретному ресурсу,
и, в первую очередь в интересах общегосударственного
управления земельными ресурсами в сельском
хозяйстве.
За годы советской
власти были созданы три основных вида
кадастров: сельскохозяйственных территорий,
водный и лесной. Все основные учетные
и отчетные кадастровые документы создавались
в виде государственных актов на право
пользования землей, списков землепользователей,
земельно-кадастровых книг предприятий
и организаций и др., а также в виде планово-картографических
документов. Все вышеперечисленные документы
создавались в рукописной форме и имели
достаточно низкую точность. Координаты
точек на границах между коллективными
хозяйствами определялись с точностью
от 1 до 5 метров, а на населенные пункты
не всегда имелись карты и планы даже масштаба
1:5000 .
После национализации
российские земли до времени внесения
в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР
1977 года не знали права частной собственности.
Они без оплаты передавались физическим
и юридическим лицам в вечное, бессрочное
пользование.
С 1989 года было принято
большое количество нормативно-правовых
документов, в той или иной степени связанных
с содержанием и ведением государственного
земельного кадастра. Они были направлены
на осуществление земельной реформы, предусматривающей
претворение в жизнь новых земельных отношений,
формирование многоукладности землевладения
и землепользования, переход к рыночным
отношениям.
В период с ноября
1989 г. по март 1990 г. Верховным Советом СССР
были приняты Законы об аренде, о собственности
и о земле. Эти законы разрешили гражданам
арендовать земельные участки как внутри,
так и вне колхозов и совхозов. Данные
законы также предоставили право владения
землей, включая наследуемое право работать
на земле, но без прав купли-продажи и залога
земли.
К началу земельных
реформ 1990 гг. в России сформировался многоцелевой
Государственный земельный кадастр как
единая интегрированная система сведений
о правовом, природном и экономическом
положении земель, направленная на решение
задач управления в различных сферах экономики.
В конце 1990 года
Верховный Совет РСФСР одобрил пакет,
состоящий из трех законодательных актов
по земельной и аграрной реформе: Закон
о крестьянском хозяйстве, Закон о земельной
реформе и Закон о социальном развитии
села. Эти Законы дали крестьянам право
продажи земли районному Совету, обеспечили
механизм наделения крестьян землей, освободили
крестьянские хозяйства от госзакупок,
земельного налога на 5 лет, разрешили
использовать наемный труд и обеспечили
гибкий максимальный размер землевладения.
Заключение.
Великая
социалистическая революция 1917г. Разрушила
старую кадастровую систему России, а
создание новой явилось нелегким и небыстрым
процессом. В результате первых принятых
декретов, следующего за ними принятия
Земельного кодекса, нормативных актов
и других изменений была создана кадастровая
система, приближенная к современному
пониманию. Особую роль в этом сыграла
либерализация земельных отношений конца
80-х – начала 90-х годов.
Список литературы:
- Полянская Г.Н., Рускол А.А. Советское земельное право: Учеб.для юрид. школ. М., 1951. С. 25 - 26.
- www.rosreestr.ru
- Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов-на-Дону. – Феникс. 2006. – с.14.
- Собрание Узаконений РСФСР.
1917. №1. - Ст.3
- Собрание Узаконений РСФСР.
1918. №6. – Ст.14.
- Собрание Узаконений РСФСР.
1922. №68. - Ст.901.
- Конституция (основной закон)
Союза Советских Социалистических Республик
(утверждена постановлением Чрезвычайного
VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических
республик от 5 декабря 1936 г.).
- Юридический словарь. Т.1. / Под
ред.П.И. Кудрявцева. – М.:
- Закон СССР от 13 декабря 1968г.
«Об утверждении Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик» // Ведомости
Верховного Совета СССР, 1968г. - №51 – Ст.485.
- Кухтинн П.В., Левов А,А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – Спб. Питер. – 2005. - с.161