Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 05:43, контрольная работа
Дайте понятие земельных отношений.
Земельные отношения1 - это отношения в соответствии с п.1 ст.3 ЗК РФ по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности ее народов. Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Какие земельные отношения включают в предмет земельного права?
В чем выражается специфика земельных отношений, и чем она обусловлена?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Вариант № 1
Письменное контрольное
задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
2013
Вариант I
Задание 1.
Дайте понятие земельных отношений.
Земельные отношения1 - это отношения в соответствии с п.1 ст.3 ЗК РФ по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности ее народов. Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Какие земельные отношения включают в предмет земельного права?
В чем выражается специфика земельных отношений, и чем она обусловлена?
Объектами земельных отношений являются2: земля (с позиции охраны земель); земельные участки; части земельных участков.
В предмет земельного права включаются отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними (регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды).
Специфика земельных отношений выражается в правовом регулировании:
Следовательно3, предметом правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм, при этом объектом отношений является земля.
Как учитывается публичный и частный интерес в правовом регулировании земельных отношений?
Из специфики земельных отношений вытекает и суть публичных и частных интересов – публичный интерес государства предусматривает такое использование земель, чтобы не ущемлялись интересы граждан, проживающих на территории государства.
Необходимо выделить несколько основных целей, которые преследует государство при регулировании отношений собственности на землю России:
1) предотвращение создания крупных земельных латифундий;
2) обеспечение экологических требований при хозяйственном использовании земли;
3) обеспечение целевого
использования земельных
4) регулирование формирования
рынка земли с целью
Между тем по российскому законодательству частный собственник, получивший землю от государства, не вправе менять ее целевое назначение. Особенно это касается продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, лесных и охотничьих угодий. Ограничивается право фермерского хозяйства дробить землю, передавать ее по своему усмотрению (целиком или частью) в руки лиц, некомпетентных в сельском хозяйстве или не желающих жить на селе. Не вправе менять назначение своих угодий, выделенных ради природоохранных целей, дирекции заповедника, национальных природных парков, управляющие лесопарковыми хозяйствами, рыборазводящими и охотничьими хозяйствами и т.п. организациями. То же касается научно-исследовательских, опытных и учебных хозяйств.
Задание 2.
Дайте понятие права и выделите особенности права собственности на землю.
Содержание права
Право владения землей – основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. Владеть землей может и несобственник, но только в соответствии с законом.
Право пользования реализуется в двух формах: что может делать собственник на земельном участке и какими способами допустимо реализовать эти права собственника. Общее правило: рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения. Право распоряжения землей – допустимая законом возможность определять юридическую судьбу земельного участка (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т. д.). Особенности права собственности на земли обусловлены тремя группами факторов: особенностями земельных участков, находящихся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами. Особенности земельных участков, влияющие на правомочия собственников, обусловлены двумя признаками: их свойствами, имеющими объективную природу, и их хозяйственным состоянием.
Какие формы собственности сложились в результате современной земельной реформы?
В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности. Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов Российской Федерации: 21 республики в составе РФ, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.
Как законодатель осуществляет
разграничение права
В земельном праве содержится «конструкция» права собственности на землю, а в иных отраслях права имеются правовые нормы, обеспечивающие эту конструкцию. Земельное право рассматривает объект права собственности на землю – как часть земли как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении. При этом, можно выделить в качестве объекта права собственности земельный участок и земельную долю.
- Конституция РФ п. 1 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; а п. 2 ст. 8 закрепляет, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
- Административное право устанавливает правомочия министерств и ведомств по управлению государственными предприятиями, а также административную ответственность: за нарушения, выразившиеся в самовольном строительстве на землях; за нарушения сроков возврата земель; за порчу межевых знаков и т.п.;
- Гражданское право закрепляет порядок реализации прав наследования земель; ее купли-продажи; залога и других сделок с землей и т. п.;
- Финансовое право определяет правила финансирования мероприятий по использованию земель; применения финансово-правовых санкций при реализации отношений собственности на земельные участки и т. п.;
- Уголовное право устанавливает ответственность за самовольное занятие земельных участков; за нарушение правил владения и пользования ими; за нарушение правил при сделках с земельными участками и др.
Назовите субъектов и выделите объекты права собственности на землю.
Субъектами права собственности на землю являются лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка.
Закон выделяет следующие основные группы субъектов:
а) государство в лице РФ и субъектов РФ;
б) муниципальные образования, которые принимают участие в регулировании земельных отношений на своих территориях;
в) юридические лица, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);
г) лица физические – граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
Какие земли исключаются из оборота и ограничиваются в обороте?
Пунктом 3 статьи 129 и пунктом 3 статьи 209 ГК РФ разрешается отчуждение или переход от одного лица к другому земли в той мере, в какой ее оборот допускается федеральными законами о земле. Таким образом, признается, что земля может быть исключена из оборота или ограничена в обороте. К таким землям относятся земли обороны, участки воинских захоронений; из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организаций федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные участки, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Задание 3.
В чем состоит основная специфика земель сельскохозяйственного назначения? Какие особенности их правового режима вытекают из этой специфики?
Кто может быть субъектом прав на земли сельскохозяйственного назначения?
Специфика земель сельскохозяйственного назначения вытекает из определения – это, представленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель.
Правовой режим состоит из трех элементов.
Особенность проявляется в том, что правовой режим в отношении объекта (земля) делится на особый, общий и специальный. Отличительная характеристика особого правового регулирования будет такова, что на земельные угодья, приходящиеся на категорию земель с противоположным целевым назначением, распространяется правовой режим именно этой категории, а не той, которую представляет данное угодье. Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению. Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем. Специальный правовой режим органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» были создана Федеральная служба земельного кадаста РФ (учетная функция) и ее территориальные органы, и в отношении собственности – Министерство имущественных отношений РФ.
Обладать правом собственности на земельные участки различных категорий могут физические и юридические лица, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйственные предприятия не могут быть собственниками земель промышленности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает ведения промышленной деятельности.
Как осуществляется правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения?