Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:47, контрольная работа
Водопровод, построенный до 1990 г. и предназначенный для холодного водоснабжения населения поселка, частично располагался на поверхности нескольких земельных участков, которые в последствии были приватизированы гражданами. Решением органа местного самоуправления был установлен публичный сервитут в отношении указанных участков для целей обслуживания водопровода. Собственники не согласны с таким решением.
ВАРИАНТ 3 (С-Я)
Задача № 1
Водопровод, построенный
до 1990 г. и предназначенный для
холодного водоснабжения
Во-первых, труба является собственностью конкретного юридического лица, поэтому возможно установление частного сервитута на договорной основе.
Во-вторых, обслуживание водопровода приносит им существенные убытки в силу невозможности использования земельных участков по назначению. И, в-третьих, данные убытки собственникам никто не компенсирует. В связи с нарушением прав на землю граждане обратились в суд.
Разрешить дело. Перечислить особенности установления частного и публичного земельного сервитута?
Ответ.
На основании п.8 ст. 23 Земельного Кодекса
РФ Лица, права и законные интересы которых
затрагиваются установлением публичного
сервитута, могут осуществлять защиту
своих прав в судебном порядке.
Дела об оспаривании нормативных правовых
актов в силу части второй статьи 191 АПК
РФ рассматриваются в арбитражных судах,
если их рассмотрение в соответствии с
федеральным законом прямо отнесено к
компетенции арбитражных судов.
Исходя из взаимосвязанных положений,
содержащихся в статье 52 Федерального
закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" и пункте 2 статьи
23 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о признании
недействующими нормативных правовых
актов об установлении публичного сервитута,
принятых органами местного самоуправления,
относится к компетенции арбитражных
судов.
В данном случае суд первой инстанции
должен в полном объеме удовлетворить
иск граждан по следующим основаниям.
1. Орган местного самоуправления не имеет
права распоряжаться предметом спора,
поскольку водопровод является собственностью
конкретного юридического лица.
2. Правовой статус частного сервитута
регламентирован гражданским законодательством.
Согласно ч.1 ст.274 ГК РФ Собственник недвижимого
имущества (земельного участка, другой
недвижимости) вправе требовать от собственника
соседнего земельного участка, а в необходимых
случаях и от собственника другого земельного
участка (соседнего участка) предоставления
права ограниченного пользования соседним
участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения
прохода и проезда через соседний земельный
участок, прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов,
обеспечения водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника недвижимого
имущества, которые не могут быть обеспечены
без установления сервитута. Вследствие
чего собственники земельных участков
вправе заключить договор на предоставления
права ограниченного пользования их земельными
участками с соответствующей оплатой
за пользование.
3. Суд должен также удовлетворить требование
о взыскании с местного органа самоуправления
компенсации за убытки, вследствие не
использования ими той части земельного
участка, где проходил трубопровод. Суду
должен быть представлен полный расчет
убытков.
Частный сервитут вводится по соглашению
(договору, который лучше официально зарегистрировать
в палате) между тем лицом, кому он необходим,
и собственником соседнего земельного
участка. Если соглашение не достигнуто,
то спор должен разрешаться через суд.
Иск подаёт сторона, которая требует введения
сервитута.
Частный сервитут необходимо зарегистрировать
в соответствии с федеральным законом
«О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним».
Собственнику земельного участка такая
регистрация и наличие соглашения (договора)
позволит расторгнуть соглашение в случае
необходимости.
Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо
знать, что сервитут не может быть самостоятельным
элементом купли - продажи, залога или
передаваться другим лицам. Собственник
земельного участка (а также землепользователь,
землевладелец) при проведении различных
операций со своим участком (например,
при передаче его в аренду или оформлении
договора ссуды по земельному участку)
должен ставить в известность о наличии
сервитута на его участке . В противном
случае договоры аренды или ссуды могут
быть расторгнуты с возмещением собственником
участка реального ущерба, понесённого
другой стороной.
Публичный сервитут устанавливается с
учётом общественных слушаний либо в соответствии
с законом, либо нормативного акта или
субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Публичный сервитут обеспечивает интересы
государства, местного самоуправления
или местного населения. Земельные участки
собственников при установлении публичного
сервитута не изымаются. Установление
публичного сервитута, по земельному законодательству,
должно быть наименее обременительным
для земельного участка, где он вводится.
Если введение публичного сервитута вызывает
существенные затруднения в использовании
этого участка, то по требованию собственника
(землепользователя, землевладельца) обеспечивается
соответствующая выплата за причинённые
неудобства.
Если же публичный сервитут приводит к
невозможности использования земельного
участка, то его собственник (землепользователь,
землевладелец) может потребовать изъятия
участка, например, путём выкупа тем органом,который
ввел сервитут, или путем возмещения убытков.
Публичный сервитут подлежит государственной
регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.» Публичный сервитут прекращается
путем принятия акта об отмене сервитута.
Задача № 2
Садоводы обратились в орган кадастрового учета с ходатайством о выдаче кадастрового паспорта земельного участка, занятого садоводческим товариществом. Орган кадастрового учета отказал в выдаче кадастрового паспорта участка, мотивируя отсутствием у садоводческого товарищества межевого плана.
Оценить правомерность отказа. Раскрыть порядок оформления и выдачи
правообладателям кадастрового паспорта земельного участка.
Ответ
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости
Статья 1. П.2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным и 4. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. информационным ресурсом.
Статья 14. Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости
П. 2. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании
которого сведения об объекте
недвижимости внесены в
2) кадастровой выписки об
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки.
П.4. Кадастровый паспорт
объекта недвижимости представляет
собой выписку из государственного
кадастра недвижимости, содержащую необходимые
для государственной
П.5. Кадастровый план территории
представляет собой тематический план
кадастрового квартала или иной указанной
в соответствующем запросе
П.6. Кадастровая справка
Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов
1. Если иное не установлено
настоящим Федеральным законом,
1) документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины за
2) межевой план (при постановке
на учет земельного участка,
учете части земельного
3) технический план здания, сооружения,
помещения либо объекта
4) акт обследования, подтверждающий
прекращение существования
5) документ, подтверждающий
6) копия документа,
7) копия документа,
8) копия документа,
9) копия документа,
10) копия документа,
Орган кадастрового учета правомерно отказал в выдаче кадастрового паспорта участка, покольку межевой план является основанием для оформления кадастрового паспорта.
Задача № 3
Иностранный гражданин купил производственные помещения на территории населенного пункта и заключил договор аренды земельного участка, на который право государственной собственности не разграничено. По истечении срока договора гражданин обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации данного земельного участка. Орган местного самоуправления отказал в приватизации, ссылаясь на иностранное гражданство. Иностранный гражданин обратился в суд с иском о нарушении его прав органом местного самоуправления.
Решить дело.
ст.36 п.9. земельного кодекса РФ Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии
с пунктом 2 статьи 5, Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
пунктом 3 статьи 15 Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
и пунктами 4 и 5 статьи 28
4.
Не допускается отказ в
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не
допускается отказ в
5.
Иностранным гражданам, лицам
без гражданства и иностранным
юридическим лицам в
Исходя из вышеизложенного передача иностранным гражданам в порядке приватизации не предусмотрена российским действующим законодательством соответственно суд должен отказать в удовлетворении исковых требований.
Литература:
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция)
гражданский кодекс РФ последняя редакция
Конституция Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации
Копылов А.В. Вещные права на землю.
Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации
Право частной собственности на землю. М.: «Юристъ», 2005.
Круглов В.В. Земельно-правовые и эколого-правовые аспекты аренды земельных участков в регионе (опыт, проблемы) // Вестник Уставного Суда Свердловской области.
Круглов В.В. Земельно-правовые и эколого-правовые аспекты сделок с землей (опыт, проблемы) .
Мазуров А.В. Земля в водоохранных зонах.
Журнал «Экологическое право».