АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа по земельному
праву
Выполнила: Кушнарёва И.О
Студентка ГР ЗИЮ-110
Проверил:
Омск 2012.
Вопрос 1. Основные принципы земельного законодательства.
Принципы как основополагающие,
нормативные начала регулирования
земельных отношений за годы проведения
земельной реформы в значительной
степени изменились.
1) Принцип учета значения
земли как основы жизни и
деятельности человека, «согласно
которому регулирование отношений
по использованию и охране
земли осуществляется исходя
из представлений о земле как
о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей составной части природы, природном
ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве и основы осуществления хозяйственной
и иной деятельности на территории Российской
Федерации, и одновременно как о недвижимом
имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю». Этот принцип коснулся
земли не только как объекта природы, природного
ресурса, но и как основы жизнедеятельности
(т.е. социального значения). В соответствии
со статьей 9 Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как основа жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории.
По сравнению с
иными природными ресурсами земля
выполняет наиболее широкие и
значимые функции в системе общественных отношений,
поэтому этот принцип основывает регулирование
отношений по использованию и охране земли
на представлениях о земле как о природном
объекте, охраняемом в качестве важнейшей
составной части природы, природном ресурсе,
используемом в качестве средства производства
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
и основы осуществления хозяйственной
и иной деятельности на территории Российской
Федерации, и одновременно как о недвижимом
имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю.
Законодательно установлена
неразрывность представлений о
земле как о природном ресурсе,
природном объекте и недвижимом
объекте. И «земля», и «земельный
участок» являются природным
ресурсом, природным объектом и
недвижимым имуществом одновременно. В ст.1. Федерального закона
от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей
среды» под землей как природным объектом
понимается «естественная экологическая
система, природный ландшафт», а природным
ресурсом - те компоненты природного объекта,
что «используются или могут быть использованы
при осуществлении хозяйственной деятельности».
Земля понимается также и как почвенный
покров, который в сельском хозяйстве
является основным и незаменимым средством
производства. Здесь плодородие почв выступает
как первостепенный объект охраны. Остальные
земли являются пространственным операционным
базисом для размещения населенных пунктов,
объектов промышленности, транспорта
и др. Плодородие здесь не имеет значения.
Охрана таких земель заключается в борьбе
с засорением, захламлением, заражением,
нерациональным использованием.
Правовым гарантом четырехстороннего
взаимосвязанного учета значения этих
земель выступают проводимые землеустройство
и государственный земельный
кадастр, которые позволяют выявить
критерии социальной, экологической и экономической значимости
земель и фиксировать их в кадастровых
документах и в соответствии с этими критериями
обеспечивать рациональное использование
и охрану земель, а также экологическую
безопасность населения1.
2) Принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента
1.Земельное право. Учебник. Велби; Проспект. М.,
2008. – 720с.
окружающей среды и
средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
перед использованием земли в качестве
недвижимого имущества, согласно которому
владение, пользование и распоряжение
землей осуществляются собственниками
земельных участков свободно, если это
не наносит ущерб окружающей среде. Согласно
этому принципу владение, пользование
и распоряжение землей осуществляется
собственниками земельных участков свободно,
если это не наносит ущерба окружающей
среде (п.2 ст.36 Конституции РФ). Приоритет
охраны земли основывается на ее невосполнимости,
часто невозможности ее восстановления
при нерациональном использовании. Поэтому
использовать земельные ресурсы следует
так, чтобы с минимальными затратами получать
наибольший эффект от их хозяйственной
эксплуатации, не нанося при этом землям
экономического и экологического вреда.
3) Принцип приоритета
охраны жизни и здоровья человека,
«согласно которому при осуществлении
деятельности по использованию
и охране земель должны быть
приняты такие решения и осуществлены
такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение
жизни человека или предотвратить негативное
(вредное) воздействие на здоровье человека,
даже если это потребует больших затрат».
Данный принцип вытекает из положения
Конституции РФ о праве каждого на благоприятную
окружающую среду (ст.42 Конституции РФ),
а также из Федерального закона от 10.01.2002
г. с изм. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
в котором сказано: «В соответствии с Конституцией
Российской Федерации каждый имеет право
на благоприятную окружающую среду…»1.
Право на благоприятную окружающую среду
- это одно из основных естественных прав
человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности,
связанные с поддержанием нормальных
экологических, экономических, эстетических
и иных условий его жизни. Обеспечение
условий для сохранения жизни человека,
его экологической безопасности, предотвращения
негативного воздействия на здоровье
человека – важнейшее обязательное условие
любой деятельности, связанной с использованием
земель, особенно в качестве пространственного
базиса (для градостроительных целей,
целей транспорта, энергетики, размещения
промышленных, военных и иных объектов.
Поэтому государство должно жестко регулировать
и контролировать использование земель,
разработать научно обоснованные, предельно
допустимые показатели изменения качества
земельных ресурсов и следить за соблюдением
их всеми землепользователями. Соблюдение
санитарно-эпидемиологических и гигиенических
требований, законодательства о радиационной
безопасности служит целям обеспечения
этого принципа.
4) Принцип участия
граждан, общественных организаций
(объединений) и религиозных организаций
в решении вопросов, касающихся
их прав на землю, «согласно
которому граждане Российской
Федерации, общественные организации
(объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать
воздействие на состояние земель при их
использовании и охране, а органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности
обязаны обеспечить возможность такого
участия в порядке и в формах, которые
установлены законодательством» (п.п.
4 ст.1 ЗК РФ в ред. Федерального закона
от 03.10.2004 N 123-ФЗ). Названный принцип получил
развитие в ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ, регулирующих
порядок предоставления земельных участков
для строительства из земель, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности.
По общему правилу
предоставление земельных участков
для строительства из земель,
находящихся в государственной
или муниципальной собственности, осуществляется:
без предварительного согласования мест
размещения объектов и с предварительным
согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для
строительства в собственность без предварительного
согласования мест размещения объектов
осуществляется исключительно на торгах
(конкурсах, аукционах). Предоставление
земельных участков для строительства
с предварительным согласованием мест
размещения объектов осуществляется в
аренду, а государственным и муниципальным
учреждениям, федеральным казенным предприятиям,
а также органам государственной власти
и органам местного самоуправления - в
постоянное (бессрочное) пользование.
Обязательность привлечения
общественности предусмотрена только
для порядка предоставления с предварительным согласованием, поскольку
именно здесь установлен этап выбора земельного
участка. Выбор земельных участков для
строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ.
Граждане, общественные
организации (объединения) и органы
территориального общественного самоуправления имеют право участвовать
в решении вопросов, затрагивающих интересы
населения и связанных с изъятием, в том
числе путем выкупа, земельных участков
для государственных и муниципальных
нужд и предоставлением этих земельных
участков для строительства.
При предоставлении
земельных участков в местах
традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации
и этнических общностей для
целей, не связанных с их
традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться
сходы, референдумы граждан по вопросам
изъятия, в том числе путем выкупа, земельных
участков для государственных или муниципальных
нужд и предоставления земельных участков
для строительства объектов, размещение
которых затрагивает законные интересы
указанных народов и общностей. Исполнительные
органы государственной власти или органы
местного самоуправления, обладающие
правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции,
принимают решения о предварительном
согласовании мест размещения объектов
с учетом результатов таких сходов или
референдумов.
Предварительное согласование
места размещения объекта не
проводится при размещении объекта
в городском или сельском поселении
в соответствии с градостроительной документацией
о застройке и правилами землепользования
и застройки (зонированием территорий),
а также в случае предоставления земельного
участка для нужд сельскохозяйственного
производства или лесного хозяйства либо
гражданину для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного
хозяйства (ч. 11 ст. 30 ЗК РФ).
Гарантией соблюдения
прав граждан, общественных объединений
служит также ч. 3 ст. 72 ЗК РФ, согласно
которой общественный земельный
контроль осуществляется органами территориального общественного
самоуправления, другими общественными
организациями (объединениями), гражданами
за соблюдением установленного порядка
подготовки и принятия исполнительными
органами государственной власти и органами
местного самоуправления решений, затрагивающих
предусмотренные ЗК РФ права и законные
интересы граждан и юридических лиц, а
также за соблюдением требований использования
и охраны земель.
Общественный земельный
контроль имеет немалое значение
для сохранения благоприятной
окружающей природной среды. Активная деятельность
природоохранных организаций по предотвращению
нарушения земельного законодательства,
по принятию мер к восстановлению нарушенных
природных комплексов способствует восполнению
пробелов в надлежащем исполнении требований
земельного законодательства по охране
земель2.
5) Принцип единства
судьбы земельных участков и
прочно связанных с ними объектов,
согласно которому все прочно
связанные с земельными участками
объекты следуют судьбе земельных
участков, за исключением случаев, установленных федеральными
законами. Статья 261 ГК РФ закрепила право
собственника земельного участка использовать
по своему усмотрению все, что находится
на земельном участке и под поверхностью
этого участка. Право собственности на
земельный участок распространяется на
находящийся в границах земельного участка
поверхностный (почвенный) слой и замкнутые
водоемы, находящиеся на нем лесные насаждения
и растения.
Содержание данного
принципа раскрывается и в
статьях ЗК РФ. Так, согласно
статье 35 ЗК РФ при переходе права собственности
на здание, строение, сооружение, находящееся
на чужом земельном участке, к другому
лицу (лицам) оно приобретает право на
использование соответствующей части
участка, занятой объектом, на тех же условиях
и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Предусмотрено, что обычно отчуждение
здания, строения, сооружения, находящихся
на земельном участке, производится вместе
с земельным участком, за некоторыми исключениями.
В соответствии
со статьей 36 ЗК РФ граждане
и юридические лица, имеющие в собственности,
безвозмездном пользовании, хозяйственном
ведении или оперативном управлении здания,
строения, сооружения, расположенные на
земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают
права на эти земельные участки.
6) Принцип приоритета
сохранения особо ценных земель
и земель особо охраняемых
территорий, «согласно которому
изменение целевого назначения
ценных земель сельскохозяйственного
назначения, земель, занятых защитными
лесами, земель особо охраняемых природных
территорий и объектов, земель, занятых
объектами культурного наследия, других
особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий для иных целей ограничивается
или запрещается в порядке, установленном
федеральными законами. Установление
данного принципа не должно толковаться
как отрицание или умаление значения земель
других категорий» (пп.6 ст.1 ЗК РФ в ред.
Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от
04.12.2006 N 201-ФЗ).