Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа
Земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 3 ЗК РФ, ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Объектами таких отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 6 ЗК РФ).
Основные правила купли-продажи земельных участков
Земельный участок как объект купли-продажи. Понятие земельного участка
Описание земельного участка в договоре
Местоположение (адрес), площадь, описание границ земельных участков и их отдельных частей
Категория земель и разрешенное использование участка
Зарегистрированные в установленном порядке вещные права на земельный участок и ограничения (обременения) прав
Ограничения оборотоспособности земельных участков
Стороны сделки купли-продажи земельного участка
Заключение договора купли-продажи земельного участка
Форма заключения договора купли-продажи
Исполнение договора купли-продажи земельного участка
Недействительные условия договора
Обмен земельных участков
Список использованной литературы
- условия
начала и завершения застройки
или освоения земельного
- рента
(ст. 1 "О государственной
- частный
и публичный сервитуты (п. 9 ст.
23 ЗК РФ, ст. 27 ФЗ "О государственной
регистрации прав на
- ипотека
(ст. 11 ФЗ "Об ипотеке (залоге
недвижимости)", п. 1 ст. 4 "О государственной
регистрации прав на
6. Ограничения оборотоспособности земельных участков
Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом (п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Законодательством РФ предусмотрены особые условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот, что обусловлено в первую очередь спецификой земли как особого природного объекта. ГК РФ включает земельные участки в гражданский оборот и устанавливает общие рамки их оборотоспособности, указывая, что земельные участки могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129). ЗК РФ, исходя из специфики объекта, определяет пределы использования земельных участков в гражданском обороте и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки.
Изъятие тех или иных земель из гражданского оборота и ограничение оборота определенных земельных участков предполагают особый правовой режим соответствующих земель, определяемый п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Земли, изъятые из оборота, в силу особого характера расположенных на них объектов, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Правовая судьба находящихся в государственной или муниципальной собственности изъятых из оборота земельных участков решается на основании административных актов соответствующих органов государственной власти и управления, муниципальных органов. Государство и муниципальные образования в качестве собственников изъятых из оборота земельных участков не вправе передавать такие участки в частную собственность и совершать по поводу них гражданско-правовые сделки - продавать, передавать в безвозмездное пользование, сдавать в аренду или залог и т.д.
К землям,
изъятым из оборота, закон относит земельные
участки, на которых расположены следующие
объекты федеральной собственности: государственные
природные заповедники и национальные
парки (за исключением случаев, предусмотренных
ст. 95 ЗК РФ); здания, строения и сооружения,
в которых размещены для постоянной деятельности
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские
формирования и органы; здания, строения
и сооружения, в которых размещены военные
суды; объекты организаций федеральной
службы безопасности; объекты организаций
федеральных органов государственной
охраны; объекты использования атомной
энергии, пунктами хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ; объекты, в соответствии
с видами деятельности которых созданы
закрытые административно-
Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Собственник ограниченного в обороте земельного участка вправе совершать с ним только те виды гражданско-правовых сделок, которые направлены на передачу прав пользования (например, договор аренды или безвозмездного пользования). Например, исполнительные органы государственной власти, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования (п. 5 ст. 93 ЗК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 90 ЗК РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Ограничиваются
в обороте находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, земельные
участки: в пределах особо охраняемых
природных территорий, не изъятых из оборота
в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ; в пределах
лесного фонда, за исключением случаев,
установленных федеральными законами;
занятые находящимися в государственной
или муниципальной собственности водными
объектами в составе водного фонда; занятые
особо ценными объектами культурного
наследия народов Российской Федерации,
объектами, включенными в Список всемирного
наследия, историко-культурными заповедниками,
объектами археологического наследия;
предоставленные для обеспечения обороны
и безопасности, оборонной промышленности,
таможенных нужд и не изъятые из оборота
в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ; в границах
закрытых административно-
Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения определяются ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"*(8) Названный закон: а) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; б) устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; в) определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом основными принципами, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, закон называет: а) сохранение целевого использования земельных участков; б) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; в) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; г) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; д) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50% (п. 3 ст. 1).
Особое
правило установлено в отношении регулирования
оборота земель сельскохозяйственного
назначения, предоставленных гражданам
для индивидуального жилищного, гаражного
строительства, ведения личного подсобного
и дачного хозяйства, садоводства, животноводства
и огородничества, а также земель сельскохозяйственного
назначения, занятых зданиями, строениями,
сооружениями. В соответствии с п. 7 ст.
27 ЗК РФ действие ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения"
на указанные земельные участки не распространяется.
В данном случае применяются общие нормы
ЗК РФ (ст. 15, 20-24, 27). Оборот садовых, огородных
и дачных земельных участков регулируется
также в известной мере ФЗ от 15.04.1998 г. N
66-ФЗ "О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях
граждан" (ст. 28-31)*(9).
7. Стороны сделки купли-продажи земельного участка
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ). Указанные субъекты права являются одновременно участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Перечисленные субъекты права как обладатели соответствующих вещных или обязательственных прав на земельные участки могут быть участниками сделок с ними*(14).
Граждане для совершения гражданско-правовых сделок с недвижимостью должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.
Правоспособность гражданина - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). В содержание правоспособности гражданина входит, наряду с другими правами, право совершать любые сделки, не противоречащие законодательству, и нести обязанности, вытекающие из существа совершенных сделок (см. ст. 17 и 18 ГК РФ). Гражданской правоспособностью обладают все граждане без исключения, поскольку она возникает в момент рождения и прекращается смертью гражданина.
В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.
Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособностью обладают не все граждане, поскольку по состоянию здоровья или в силу недостижения определенного возраста некоторые из них не способны к осознанному юридически значимому поведению.
По общему правилу (ст. 21 ГК РФ), гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Возможность приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия предусмотрена п. 2 ст. 21 ГК РФ в случае вступления в брак до достижения 18 лет. В этом случае полная дееспособность сохраняется за гражданином, даже если впоследствии брак будет расторгнут. Закон также допускает в качестве исключения приобретение полной дееспособности несовершеннолетними гражданами в случае прохождения процедуры эмансипации (ст. 27 ГК РФ).
Сделки с земельными участками в интересах недееспособных или ограниченно дееспособных граждан заключаются в порядке, установленном законом. Так, за малолетних граждан, т.е. несовершеннолетних, не достигших 14 лет, подобные сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны по правилам ст. 28 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать указанные сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (см. ст. 26 ГК РФ). От имени гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). Гражданин, который в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности, вправе совершать такого рода сделки лишь с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ). Напомним, что основные правила об опеке и попечительстве установлены в ст. 31-40 ГК РФ.
Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для различных целей, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.
Участниками сделок с земельными участками могут быть граждане Российской Федерации, а также при определенных условиях иностранные граждане и лица без гражданства. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ). Данное правило основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для указанных субъектов национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом. Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК РФ.
Юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также могут быть как российскими, так и иностранными. Возможность совершения сделок с земельными участками российскими юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями любых видов) также обусловлена их правоспособностью. Правоспособность юридического лица возникает при государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент его ликвидации. В гражданском праве различают общую (универсальную) и специальную (уставную) правоспособность юридического лица.
Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"