Однако у граждан, фактически
пользующихся земельными участками, предназначенными
для ведения личного подсобного
хозяйства, часто совсем нет никаких
документов на землю. Это связано
с тем, что колхозы зачастую просто
не выдавали никаких документов гражданам.
Теперь колхозы прекратили свое существование
и единственный выход из создавшейся
ситуации теперь не суд, как раньше,
до введения "дачной амнистии", а
обращения в органы местного самоуправления.
В органах местного самоуправления
имеются похозяйственные книги. Выписка
из похозяйственной книги, заверенная
в местной администрации и будет служить
основанием для регистрации права собственности
на земельный участок в территориальном
управлении Федеральной регистрационной
службы.
Гражданин, являющийся членом
данного некоммерческого объединения,
имеет право приобрести в собственность
земельный участок, предоставленный
ему в соответствии с проектом
организации и застройки территории
данного некоммерческого объединения
либо другим устанавливающим распределение
земельных участков в данном некоммерческом
объединении документом.
На государственную регистрацию
земельных участков, предоставленных
для целей, не связанных со строительством,
после вступления в законную силу
ЗК РФ необходимо представить решение
исполнительных органов государственной
власти или местного самоуправления,
обладающих правом предоставления земельных
участков в пределах их компетенции. В
решении (постановлении или распоряжении)
должен быть указан способ предоставления
земельного участка - за плату или бесплатно.
Также на регистрацию представляется
документ, подтверждающий заблаговременную
публикацию информации о земельных участках,
которые предоставляются на определенном
праве и на определенных условиях.
Если земельный участок
предоставляется в собственность
за плату, то необходимо заключить договор
купли-продажи и представить документ,
свидетельствующий оплату покупателем
стоимости земельного участка. Если
земельный участок предоставляется
в аренду, то необходимо представить
соответствующий договор аренды.
Обязательным для государственной
регистрации документом является кадастровый
план земельного участка7.
Земельный надзор.
Производственный земельный контроль
Под государственным земельным
надзором понимается деятельность уполномоченных
федеральных органов исполнительной
власти, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также
юридическими лицами, их руководителями
и иными должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными
представителями (далее - юридические
лица, индивидуальные предприниматели)
и гражданами требований, установленных
земельным законодательством, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных нарушений, и деятельность
указанных уполномоченных органов государственной
власти по систематическому наблюдению
за исполнением требований земельного
законодательства, анализу и прогнозированию
состояния исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и
гражданами своей деятельности.
Государственный земельный
надзор осуществляется уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти согласно их компетенции в
соответствии с ЗК РФ, законодательством
Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц
при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации8.
Производственный земельный
контроль осуществляется собственником
земельного участка, землепользователем,
землевладельцем, арендатором земельного
участка в ходе осуществления
хозяйственной деятельности на земельном
участке.
Лицо, использующее земельный
участок, обязано предоставить сведения
об организации производственного
земельного контроля в уполномоченный
орган государственного земельного
надзора или уполномоченный орган
муниципального земельного контроля в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации9.
Производственный земельный
контроль обеспечивается путем проведения
юридическими лицами добровольно, собственными
силами инициативных мероприятий по
организации проверки соблюдения земельного
законодательства в процессе землепользования.
Он распространяется только на действия
данного юридического лица и членов
его коллектива по отношению и
закрепленному за ним земельному
участку и направлен на обеспечение
соблюдения земельного законодательства
и внутренних правил землепользования.
Производственный контроль
включает организацию внутренних текущих
и периодических проверок, экспертиз
и аудита.
Выявленные в результате
производственного контроля недостатки
служат основанием для внесения коррективов
в организацию землепользования
и хозяйственной деятельности. В
случае квалификации производственных
действий как правонарушений применяются
меры дисциплинарной и материальной
ответственности органами управления
производством. Решения производственных
контрольных органов, вынесенные в
законном порядке, имеют обязательную
силу и охраняются законом. Проведение
производственного контроля регулируется
правилами внутреннего распорядка.
В целях организации производственного
контроля на предприятиях по мере необходимости
могут создаваться специальные
службы, либо определенными полномочиями
наделяются соответствующие сотрудники
предприятия. Применительно к деятельности,
связанной с обеспечением рационального
использования и охраны земель, субъекты
хозяйственной и иной деятельности в соответствии
со ст. 67 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» и ст. 73 ЗК РФ обязаны
представлять сведения и отчеты об организации
производственного экологического контроля
в органы исполнительной власти и местного
самоуправления, осуществляющие соответственно
государственный и муниципальный контроль.
Организация внутреннего производственного
контроля - важная мера самодисциплины
и повышения эффективности земельного
законодательства.
Вместе с тем организации
производственного контроля недостаточно
для обеспечения соблюдения земельного
законодательства. В силу психологических
причин землепользователи не способны
объективно и в достаточной степени
проконтролировать собственное
поведение и добровольно принять
меры к его исправлению, особенно
если это затрагивает их финансовые
и материальные интересы. С технической,
организационной и материальной
сторон отдельные землепользователи
не всегда способны обеспечить собственными
силами организацию некоторых форм
современного контроля, например мониторинга
природных объектов. Без создания
специальных внешних организационных
структур невозможно обеспечить единство
контрольных действий, их координацию,
анализ и оценку. Наконец, борьба с
правонарушениями требует внешнего
вмешательства10.
Задание№2
Железнодорожным районным судом
решением от 15.03.2012 г. был удовлетворен
иск М. к Л. о разделе земельного участка
и устранении препятствий в пользовании
им.
В ходе судебного заседания
было установлено, что при покупке
части дома истцом у ответчика
между ними было достигнуто соглашение
о порядке пользования земельным
участком, однако впоследствии Л. часть
участка, которым пользовался истец,
занял под стоянку своей автомашины
и стал там складывать строительные
материалы. Районный суд произвел раздел
земельного участка с учетом сложившегося
порядка пользования им и обязал ответчика
не чинить препятствия истцу, убрав с участка
автомашину и строительные материалы.
При разрешении споров о
порядке пользования земельным участком
суд проверил, не являются ли стороны по
данному делу собственниками спорного
земельного участка.
Так, Октябрьский районный
суд решением от 26.06.2012 г. удовлетворил
исковые требования Л., которая просила
определить порядок пользования земельным
участком среди трех сособственников
дома в разных долях. Однако из материалов
дела следует, что стороны имеют свидетельства
о праве собственности на земельный участок,
которые в установленном законом порядке
недействительными не признаны. При таких
обстоятельствах вывод суда о возможности
изменения порядка пользования земельным
участком между сторонами в равных долях
противоречит гражданскому законодательству. Постановленное районным судом
решение было определением судебной коллегии
по гражданским делам областного суда
отменено.
При рассмотрении дел между
собственниками индивидуальных жилых
строений, расположенных на смежных
земельных участках, об устранении
препятствий в пользование земельным
участком, в том числе, если оспариваются
границы, суды должны проверять, выделены
ли сторонам участки в порядке, установленном
законом, их размеры и определены ли их
границы.
Задание№4
Земельный участок:
- Кадастровый номер - 74:36:0312023:1607.
- Площадь - 400 (четыреста) кв.м.
- Категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства.
- Расположен по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, садоводческое некоммерческое товарищество «Станкостроитель-2», улица 7 (Семь), участок № 217(Двести семнадцать).
- На указанном земельном участке строений и сооружений нет.
- Указанный земельный участок принадлежит собственику на праве собственности на основании договора купли-продажи от 18.03.2010 г., свидетельства о государственной регистрации права собственности серии 74 АВ №790413, выдан 26.03.2010 года.
- Стоимость земельного участка - 750 000 рублей.
- Указанный земельный участок не заложен, не отчужден какими-либо способами третьим лицам, в споре и под запрещением (арестом) не состоит.
Задание№5
Порядок перевода из категории
земель сельскохозяйственного назначения
в земли промышленности регламентирован
Федеральным законом от 21.12.2004 №
172-ФЗ «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в
другую». Перечень необходимых документов
и порядок рассмотрения ходатайств
о переводе земель или земельных
участков из одной категории в
другую определяется Постановлением Администрации
субъекта.
Орган местного самоуправления
до предоставления земельного участка
под строительство промышленного
объекта обязан осуществить его
перевод в категорию земель, обеспечивающую
разрешенное использование этого
земельного участка по целевому назначению.
Глава администрации муниципального
района, на территории которого намечается
перевод из одной категории в другую земельного
участка сельскохозяйственного назначения,
до принятия решения о предварительном
согласовании места размещения объекта
направляет в Министерство имущественных
и земельных отношений, финансового оздоровления
предприятий, организаций области обращение
на имя главы Администрации (Губернатора)
области о планируемом переводе земельного
участка под строительство конкретного
объекта с приложением следующих документов:
- Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую;
- Письменное поручение главы Администрации (Губернатора) области о подготовке соответствующего правового акта по переводу земель из состава земель одной категории в другую;
- Ситуационный план размещения объекта;
- Схема генерального плана земель;
- Пояснительная записка с технико-экономическими показателями;
- Заключение министерства сельского хозяйства и продовольствия области;
- Сведения о кадастровой стоимости земель по отношению к среднерайонному уровню кадастровой стоимости земель, выданные территориальными отделами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области;
- Акт на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиоративных сельскохозяйственных угодий);
- Заключение министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства области (в случае предоставления земель для строительства);
- Выкопировка из генерального плана соответствующего муниципального образования, а в случае его отсутствия - градостроительное обоснование планировочного развития территории, в составе которой находятся земли, предполагаемые к изменению категории;
- Заключение межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории области;
- Заключение министерства транспорта области;
- Заключение министерства промышленности и энергетики области (в части расположения на землях охранных зон объектов газоснабжения и электрических сетей);
- Заключение министерства жилищно-коммунального хозяйства (в части расположения на землях охранных зон объектов инженерной инфраструктуры, за исключением объектов газоснабжения и электрических сетей);
- Проект рекультивации переводимых земель (в случае предоставления земель для добычи полезных ископаемых, строительства линейных объектов);
- Заключение комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области с графиком освоения по годам переводимых земель сельскохозяйственного назначения для разработки карьера по добыче полезных ископаемых и лицензия на пользование недрами для добычи полезных ископаемых (в случае предоставления земель для добычи полезных ископаемых);
- Справка уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района о том, что на землях, перевод которых намечается, отсутствуют здания, строения, сооружения, не ведутся строительство и иная деятельность, приводящая к использованию земель не в соответствии с их категорией;
- Копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- Расчеты потерь сельскохозяйственного производства.