Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Правовая охрана земельных отношений осуществляется по целому спектру направлений, а также с использованием различных средств. В частности, правовая охрана земель в населенных пунктах включает меры предупреждения, пресечения, административные наказания, иные меры ответственности. В этой связи необходимо признать, что правовая охрана земель вообще, и правовая охрана земель в населенных пунктах в частности, имеет весьма существенное значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовые основы охраны земель…………………………………………….4
2. Земельный контроль и его виды……………………………………………..11
3. Современные проблемы правовой охраны земель…………………………14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Zemelnoe_pravo1111.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. В целях повышения заинтересованности правообладателей земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах (п.8 ст. 13 ЗК РФ).

Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются, поэтому не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом. Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Земельный контроль и его виды

 

Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные государственные органы. Они контролируют соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель всеми организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 с изменениями от 12 марта 1996 г.

Осуществление государственного земельного контроля возложено прежде всего на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастр), полномочия которой предусмотрены в Положении о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 221.

В пределах своих полномочий Росземкадастр имеет право:

проводить проверки использования земель (независимо от их ведомственной принадлежности) и видов прав на земельные участки, достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства;

в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, либо направлять материалы о нарушении земельного законодательства в правоохранительные органы и суды;

в установленном порядке приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель;

при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель проверять организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок;

запрашивать, в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Росземкадастр задач.

Определенные функции по контролю за рациональным использованием и. охраной земель осуществляют некоторые другие федеральные органы и их органы на местах. Так, определенные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов РФ Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2000 г. № 7251. Данное Министерство формирует систему особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении.

Министерство здравоохранения РФ и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов, установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций.

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу организует в пределах своей компетенции контроль за рациональным использованием и охраной земель в городах и сельских поселениях.

Муниципальный земельный контроль в области использования земель, на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Этот вид земельного контроля проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами. Этим он отличается от государственного земельного контроля, в предмет. Ведения которого входит также контроль за надлежащим исполнением предписаний земельного законодательства и охраной земель.

Общественный земельный контроль законом возложен на органы территориального самоуправления, другие общественные организации (объединения) и граждан. Они контролируют порядок подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, предусмотренные земельным законодательством, и соблюдение установленных правил использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Предметом производственного контроля является проверка правильности использования и охраны земли в пределах территории земельного участка, принадлежащего правообладателю на любом вещном праве.

Лица, использующие земельный участок, обязаны представлять сведения об организации производственного земельного контроля специально уполномоченному органу государственного земельного контроля. Порядок предоставления таких сведений устанавливает Правительство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная проблема правовой охраны земель

 

Правовая охрана земель не является самоцелью, а служит важнейшим средством обеспечения продовольственной безопасности и занятости населения и в целом социальной стабильности в российском обществе. Вот почему институт правовой охраны земель занимает центральное место среди других институтов земельного права, регулирующих земельные отношения, что подтверждается также и тем, что в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) глава «Охрана земель», закрепляющая фундаментальные обязанности всех субъектов земельных отношений по сбережению земель, следует сразу же после гл. I «Общие положения».

Однако этим признанием значимости охраны земель, пожалуй, и ограничивается рассматриваемый предмет правового регулирования. Основные положения главы «Охрана земель» ЗК РФ имеют преимущественно рекомендательную научно-методическую направленность и в основном не наполнены необходимым императивным нормативно-правовым, т.е. обязательственным, содержанием. Свидетельством тому, например, являются следующие положения ст. 12 - 13 ЗК РФ: «Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы...»; «В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель»; «В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах» и т.д.

Как видно из содержания последней нормы, экономическое стимулирование по охране и рациональному использованию земель не предусматривает иные методы, кроме возможного использования налоговых льгот, хотя в ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» приводится достаточно широкий перечень разнообразных методов экономического стимулирования лиц, добровольно осуществляющих мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе и такие, как установление платы за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде (в том числе почвам). В рассматриваемой гл. II «Охрана земель» ЗК РФ такие методы экономического регулирования не предусматриваются, что позволяет собственникам земель, землепользователям, землевладельцам и арендаторам вести истощительное землепользование, игнорировать севообороты, не вносить удобрения и т.д.

Кроме того, общим недостатком рассматриваемой гл. II ЗК РФ является ее преимущественная ориентированность на предотвращение деградации и иных повреждений земель либо на восстановление земель, уже подвергшихся негативному воздействию хозяйственной деятельности. Практически не предусматривается регулирование отношений, направленных на обеспечение повышения плодородия земель, не подвергшихся негативным воздействиям человека, и тем более земель, находящихся под отрицательным влиянием природных сил (наводнение, опустынивание и др.). Изначальная предзаданность такой позиции четко просматривается в ст. 13 ЗК, предусматривающей «сохранение почв и их плодородия» или «сохранение достигнутого уровня мелиорации», которые в основном находятся на низком уровне. Очевидным недостатком в этих нормах является отсутствие слова «повышение». Его введение в рассматриваемые нормы следующим образом изменило бы их содержание: «Сохранение почв и повышение их плодородия», «Сохранение и повышение достигнутого уровня мелиорации», т.е. качественно усилило бы их экологическую значимость.

В ст. 13 ЗК РФ не предусмотрены нормы, обязывающие собственников земель и лиц, не являющихся собственниками земель, к соблюдению чередования культур в севооборотах, и вообще отсутствует комплексный подход к охране земель как к сложным и в то же время хрупким природным образованиям, свидетельством чего является, например, игнорирование проблемы охраны биоразнообразия сельскохозяйственных угодий. Такие недостатки, приводимые не в качестве укора авторам Кодекса, не способствуют всестороннему регулированию многообразных отношений, возникающих в сфере охраны земель

Таким образом, как видно из вышеизложенного материала, охрана земель в современной России направлена исключительно на воспроизводство почвенного плодородия. Воспроизводство - воссоздание чего-либо израсходованного в процессе производства посредством их последующего производства. Относительно земель это означает восстановление израсходованного на формирование урожаев плодородия почв до исходного уровня путем внесения удобрений, использования севооборотов, обработки почвы и т.д. Никаких сомнений о приоритете воспроизводственного вектора в земельно-правовой политике России не оставляет Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <3>, в котором предусматривается установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.

Однако воспроизводственная парадигма в охране земель не может удовлетворять интересам нынешнего поколения россиян, поскольку такой подход нацелен лишь на обеспечение его ограниченных потребностей в продовольствии, как по количеству, так и по качеству продуктов питания. Вместе с тем ожидаемый рост народонаселения России и изменение его продовольственных приоритетов в сторону экологичности питания предполагают повышенный спрос как на количество, так и на качество продуктов питания. С другой стороны, занимая 10% площади пашни мира, Россия должна поставлять продовольствие и в голодающие регионы. Этим внутренним и глобальным внешним требованиям должно удовлетворять и плодородие почв России. Нынешнее же земельное законодательство России, как видно, не соответствует этим современным вызовам человечества.

Но даже и те скромные задачи, на решение которых ориентирует участников земельных отношений ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», обречены на неудачу, поскольку ст. 22 - 24 данного Закона, предусматривающие осуществление государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием, а также государственную поддержку деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ утратили силу.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"