Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 23:29, контрольная работа
Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение исторических этапов правового развития земельных отношений.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач:
рассмотреть земельно-правовой режим в России до 1861 г.;
охарактеризовать земельную реформу 1861г.;
исследовать Столыпинскую аграрную реформу 1906-1907гг. и земельный строй России накануне 1917г.
проанализировать земельный строй в России с 1991 г. по настоящее время.
Введение ……………………………………………………...……….…....…3
1. Земельно-правовой режим в России до 1861 г. Земельная реформа 1861 г. ..........................................................................................................................5
2. Столыпинская аграрная реформа 1906-1907. Земельный строй России накануне 1917г. ........................................................................................................11
3. Земельный строй в России с 1991 г. по настоящее время ...................18
Заключение ……………………………………………………………......…..29
Список использованной литературы ……………..……………………....…31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра Гражданского права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Земельное право»
Вариант 2
Выполнил: студент 5 курса
Заочного отделения (6 лет)
Группа 51
Гнётов А.Г.
Проверил:
Ст. пр. Гаевская Н.Б.
Стерлитамак 2014
Содержание
Введение ……………………………………………………...……….…..
Заключение ……………………………………………………………......…
Список использованной литературы ……………..……………………....…31
Введение
Земельные отношения в жизни современного российского общества занимают особое место. За короткий срок благодаря земельной реформе миллионы граждан стали собственниками земельных участков, иногда не до конца ощутив все юридические последствия такой метаморфозы. Осторожными, но уверенными шагами идет формирование рынка земли.
Некогда неискушенные в рыночных отношениях граждане набирают опыт в совершении сложных по юридической технике и бюрократическим процедурам земельно-правовых сделок.
Настоящие революционные события происходят в земельном законодательстве. Именно земельное законодательство в начале 90-х годов стало первым объектом реформирования в системе других отраслей природоресурсного законодательства. Его дальнейшее развитие продолжает оставаться предметом особого внимания законодателей и поныне.
Если в Советском Союзе, превосходившем по территории Россию примерно в два раза, земельные отношения регулировались единственным общесоюзным законом – Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, то сегодня существует достаточно большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Проблема совершенствования регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов и законодателей, но и в обществе в целом.
Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение исторических этапов правового развития земельных отношений.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач:
В процессе написания работы были использованы Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ , а также научные издания Б.В. Ерофеева, С.А. Боголюбова, Н.И. Краснова и др.
Контрольная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.
1. Земельно-правовой режим в России до 1861 г.
Земельная реформа 1861 г.
По своей форме Древнерусское государство было раннефеодальной монархией, своеобразной федерацией племен. Письменные источники свидетельствуют о том, что, начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов.
Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.1
Анализ ст. 3 «Русской Правды», в которой «людин» противопоставлялся «княжу мужу», показывает, что в Древней Руси произошла дифференциация общества на феодалов и нефеодалов, поскольку под термином «люди» «Правда» подразумевала всех свободных лиц, преимущественно крестьян-общинников, составлявших основную массу населения.
Древнерусское государство обеспечивало правовой статус представителей класса феодалов, поскольку они были более надежной опорой, нежели общинники и свободные люди. Так, в ст. 19–28, 33 «Русской Правды» Краткой редакции определялся особый порядок охраны как феодальных землевладений, так и служителей, работавших на них (старост, огнищан и пр.).
Одновременно развивались и совершенствовались отношения феодальной части населения с нефеодальной при усилении феодального господства. Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения.
Таким образом, можно отметить следующие особенности правового регулирования земельных отношений в Древней и средневековой Руси.
1. В Киевской Руси феодальные
отношения развивались
2. В Новгородской феодальной
республике развитие крупного
феодального землевладения прои
3. Феодальное землевладение порождало в средние века взаимосвязь феодалов с помощью системы вассальных отношений типа вассалитета-сюзеренитета. Существовала личная зависимость одних вассалов от других, а великий князь опирался на меньших князей и бояр; они искали у него защиты во время частых военных стычек.
4. Высокий авторитет религии в древние и средние века порождал земельное господство церкви, получавшей значительные земельные угодья от государства и феодалов.2
5. Развитию феодальных
отношений способствовали
Возникновение, формирование и укрепление феодальных отношений в Древнерусском государстве имело прогрессивное значение на определенном этапе его развития, поскольку помогло сформировать и укрепить региональные (княжеские) образования, централизованное объединение которых позволило создать могучее Российское государство.
Вместе с тем феодальная раздробленность являлась тормозом экономического развития регионов, поскольку сдерживала обмен между ними (товарный, информационный и т.п.). Это отрицательно сказывалось на развитии земледелия, сельского хозяйства, ремесел, культуры и других сфер общественной жизни.
В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.
Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.
Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.3
Сложившийся земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно к новым историческим потребностям.
1. Формировался земельный фонд России через Генеральное межевание, развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.
Начало Генеральному межеванию было положено в 1754 г. в рамках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. правительством Екатерины II был опубликован манифест о началах предстоящего отмежевания частновладельческих земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам» по проведению межевания.4
2. На земельные отношения
накладывался буржуазный
3. Одновременно усиливались
феодально-крепостнические
Земельная реформа 1861 г. не затронула в целом земельно-правовые отношения России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:
1) собственность на землю
2) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;
3) крестьяне выступают как
4) всемерно должен быть
Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).
В последнем случае был предусмотрен механизм правительственной помощи, крестьянам: правительство ссужало под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами на определенный срок.
В результате реформы, таким образом, была создана взамен крепостного права сложная система общинной и семейной круговой поруки.
Вновь образованная система земельных отношений явилась переходной к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся крепостнических традиций, которые опасно было сразу ломать.
Реформа 1861 г. сохранила исторически сложившиеся две основные формы землевладения: общинное на большей территории России и подворное – преимущественно в западной ее части.7
2. Столыпинская аграрная реформа 1906-1907.
Земельный строй России накануне 1917г.
Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием cтолыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).
Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь, где были огромные массивы неосвоенных земель.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Земельное право»