Мониторинг земель в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, проанализировать современное состояние государственного мониторинга земель Самарской области (на примере полигона государственного мониторинга «Волжский»), разработать основные направления совершенствования мониторинга земель региона.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

- периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

- оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Федеральным агентством кадастра и объектов недвижимости России.

При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной компьютерной техники, унифицированных программных средств.

Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают результаты различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), проводимых с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с самолетов и др.); наземных съемок и наблюдений. Кроме того, используют фоновые данные.

В административных районах, городах накапливаются первичные данные локального мониторинга, характеризующие состояние всего земельного фонда, землевладений и землепользовании, отдельных полей, участков, контуров угодий, элементов инфраструктуры. В республиках в составе РФ, автономных областях, автономных округах, краях и областях формируются сводные данные по входящим в их состав административным районам, городам, а также по отдельным ландшафтно-экологическим объектам регионального характера. На уровне Российской Федерации формируются сводные данные по республикам в составе Федерации, автономным областям и автономным округам, областям, краям, а также по ландшафтно-экологическим объектам зонального характера.

Сформированные базы и банки мониторинга земель могут быть использованы органами государственного и муниципального управления; Федеральным агентством кадастра и объектов недвижимости, а также его органами на местах; предприятиями, организациями и учреждениями других ведомств, деятельность которых связана с использованием земель; отдельными гражданами; международными и зарубежными органами и организациями в области охраны окружающей среды, природопользования и землепользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

 

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации — важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого

 

 

товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные: по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

Программой определены следующие цели и задачи:

Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации

Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2011-2015

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

- своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

- обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

- информационного обеспечения заинтересованных лиц и   органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

- фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

- увеличение общей  площади изученности  состояния  земель (в процентах к базовому году).

В 2011 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2015 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара.

 

На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

  1. Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;
  2. Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;
  3. Разработка методик и нормативно-технических документов;
  4. Выполнение аэро- и космических съёмок;
  5. Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;
  6. Обеспечение функционирования сети полигонов;
  7. Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  8. Оценка качества земель
  9. Разработка схем по использованию и охране земель;

10. Анализ информации   и прогноз   изменения   состояния   и использования земель;

11. Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

12. Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

13. Разработка  проектов перераспределения земель сельско-

хозяйственного назначения;

14. Зонирование межселенных территорий;

15. Формирование баз данных ГМЗ;

16. Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

17. Проектирование АС ГМЗ;

18. Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

19. Подготовка и переподготовка специалистов;

20. Методологическое обеспечение.

Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

- формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

- выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

- прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное     обеспечение    деятельности   по  ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

-  обеспечение  граждан информацией о состоянии земель;

- иные   функций  в   области   государственного и  муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

- фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

- увеличение    общей    площади    изученности   состояния  земель (в процентах к базовому году).

В 2015 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию

На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работы хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

 

1. Федеральный  закон о государственном кадастре недвижимости : Закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Экономика и учет в строительстве. - 2012 г. с изменениями на 15 января 2015 г.

2. Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 г. №234 // Строй-инфо. - 2008 г. с изменениями на 31 марта 2011 г. "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".

3. Мясоутова Г.Х.   Приобретение  земельных   участков    для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2011 г.

4. Сидорин  А.М.  Современное    жилище:  Часть  вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. - 2011г.

Информация о работе Мониторинг земель в России