Муниципальная собственность и муниципальное самоуправление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:15, реферат
Краткое описание
Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная. В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.
Приобретение и отчуждение
(в том числе приватизация) муниципальным
образованием имущества и имущественных
прав осуществляется в порядке, установленном
органами местного самоуправления. Муниципальное
имущество подлежит обязательному учету
и пообъектной регистрации в реестре объектов
муниципальной собственности.
Кроме того, согласно
п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
федерации» СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506 субъекты
РФ обязаны передавать в собственность
муниципальных образований объекты, необходимые
для решения вопросов местного значения,
в соответствии с разграничением полномочий
между субъектами РФ и муниципальными
образованиями, а также между муниципальными
образованиями.
Передача объектов
(имущества), относящихся к муниципальной
собственности, в государственную собственность
субъектов РФ или федеральную собственность
может осуществляться только с согласия
органов местного самоуправления либо
по решению суда.
Весьма важен вопрос
о передаче из государственной в муниципальную
собственность нежилых помещений, арендуемых
различными организациями, в том числе
относящимися к муниципальной собственности.
Согласно разъяснению Высшего Арбитражного
Суда РФ принадлежащие государственным
предприятиям нежилые помещения переходят
в муниципальную собственность лишь в
случае, если эти помещения ранее были
переданы в ведение указанных предприятий
исполнительными органами местных Советов.
Разъяснение не может
быть распространено на встроенно-пристроенное
помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений от централизованных капитальных
вложений на строительство объектов социально-культурного
и бытового назначения. Президиум Высшего
Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал
их объектами муниципальной собственности
вне зависимости от обстоятельств, указанных
выше, полагая, что таков был общий порядок
финансирования строительства объектов
социально-культурного и бытового назначения.
2.3 Муниципальная
собственность на землю
Органы местного самоуправления
владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными
землями и другими природными ресурсами
в интересах развития муниципального
образования и социально-экономических
интересов его граждан.
В муниципальной собственности
находятся земельные участки:
которые признаны таковыми
федеральными законами и принятыми в соответствии
с ними законами субъектов Российской
Федерации;
право муниципальной
собственности на которые возникло при
разграничении государственной собственности
на землю;
которые приобретены
по основаниям, установленным гражданским
законодательством.
В муниципальной собственности
могут находиться не предоставленные
в частную собственность земельные участки
по основаниям, предусмотренным Федеральным
законом "О разграничении государственной
собственности на землю" СЗ РФ, 2001, N
30, ст. 3060.
В собственность муниципальных
образований для обеспечения их развития
могут безвозмездно передаваться земли,
находящиеся в государственной собственности,
в том числе за пределами границ муниципальных
образований.
В субъектах Российской
Федерации - городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге земельные участки
в муниципальную собственность при разграничении
государственной собственности на землю
не передаются.
Право муниципальной
собственности на земельные участки в
этих субъектах Российской Федерации
возникает при передаче земельных участков
из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга
в муниципальную собственность в соответствии
с законами этих субъектов Российской
Федерации Земельный Кодекс Российской
Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года "Собрание
законодательства РФ", N 44, ст. 4147.
Органы местного самоуправления
или по его поручению местный комитет
по земельной реформе и земельным ресурсам
обеспечивает выбор земельного участка
в натуре (на местности). При этом учитываются
экологические и другие последствия предполагаемого
занятия земель, перспективы использования
данной территории и ее недр.
К полномочиям органов
местного самоуправления в области земельных
отношений относятся изъятие, в том числе
путем выкупа, земельных участков для
муниципальных нужд, установление, с учетом
требований законодательства Российской
Федерации, правил землепользования и
застройки территорий городских и сельских
поселений, территорий других муниципальных
образований, разработка и реализация
местных программ использования и охраны
земель, а также иные полномочия на решение
вопросов местного значения в области
использования и охраны земель.
Органами местного
самоуправления осуществляются управление
и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности.
Землевладение бессрочное
(постоянное) и временное пользование
земельными участками и их аренда являются
платными. За земельные участки, находящиеся
в собственности, взимается земельный
налог Кузякин Ю.П. Муниципальное право
Российской Федерации: Учебное пособие.
- М.: МГИУ, 2002 - 178с..
2.4 Бюджет муниципального
образования
Бюджет муниципального
образования (местный бюджет) - форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
Доходы местных бюджетов формируются за счет
собственных доходов и доходов за счет
отчислений от федеральных и региональных
регулирующих налогов и сборов.
В местные бюджеты
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном
объеме поступают доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной
собственности, и доходы от платных услуг,
оказываемых, бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов местного
самоуправления.
За счет налоговых
платежей и сборов формируются финансовые
ресурсы муниципального образования,
обеспечивается формирование доходов
бюджета, которые используются органами
местного самоуправления для финансирования
необходимых расходов.
2.5 Прекращение
права муниципальной собственности
Право муниципальной
собственности прекращается в случае
гибели или уничтожения имущества; при
отчуждении имущества другим лицам, в
том числе при приватизации; в порядке
разграничения муниципальной собственности;
путем обращения взыскания на имущество
по обязательствам муниципального образования
в порядке, предусмотренном законом РФ
или договором; по иным основаниям, предусмотренным
законами РФ.
В пределах установленной
компетенции, органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
принимают решения о составе муниципальной
собственности, порядке ее приобретения
и отчуждения; о ведении реестров муниципальной
собственности; о хранении документов,
подтверждающих право муниципальной собственности;
о создании, реорганизации и ликвидации
муниципальных унитарных предприятий,
учреждений; об осуществлении контроля
за эффективностью использования и сохранностью
муниципальной собственности и многое
другое.
Установление порядка
управления и распоряжения муниципальной
собственностью является исключительной
компетенцией представительных органов
местного самоуправления.
§3. Управление муниципальной
собственностью
3.1 Полномочия
органов местного самоуправления
Муниципальная собственность
не является разновидностью государственной
собственности. Статья 12 Конституции РФ
определяет, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит,
что местное самоуправление обеспечивает
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского
кодекса РФ определяет в качестве субъектов
права муниципальной собственности муниципальные
образования. И то, что собственность принадлежит
муниципальным образованиям, придает
ей публичный характер, так как муниципальное
образование представляет собой публично-правовое
явление.
Согласно ст. 29 закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» СЗ РФ, 1995, N 35, ст.
3506. органы местного самоуправления управляют
муниципальной собственностью. «Права
собственника в отношении имущества, входящего
в состав муниципальной собственности,
от имени муниципального образования
осуществляют органы местного самоуправления,
а в случаях, предусмотренных законами
субъектов РФ и уставами муниципальных
образований, население непосредственно».
В целях решения вопросов
местного значения органы местного самоуправления
поселений, муниципальных районов и городских
округов обладают следующими полномочиями:
принятие устава муниципального
образования и внесение в него изменений
и дополнений, издание муниципальных правовых
актов;
установление официальных
символов муниципального образования;
создание муниципальных
предприятий и учреждений, финансирование
муниципальных учреждений, формирование
и размещение муниципального заказа;
установление тарифов
на услуги, предоставляемые муниципальными
предприятиями и учреждениями, если иное
не предусмотрено федеральными законами;
организационное и
материально-техническое обеспечение
подготовки и проведения муниципальных
выборов, местного референдума, голосования
по отзыву депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления, голосования
по вопросам изменения границ муниципального
образования, преобразования муниципального
образования;
принятие и организация
выполнения планов и программ комплексного
социально-экономического развития муниципального
образования, а также организация сбора
статистических показателей, характеризующих
состояние экономики и социальной сферы
муниципального образования, и предоставление
указанных данных органам государственной
власти в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
учреждение печатного
средства массовой информации для опубликования
муниципальных правовых актов, иной официальной
информации;
осуществление международных
и внешнеэкономических связей в соответствии
с федеральными законами;
иными полномочиями
в соответствии с Федеральными законами,
уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления
поселений и органы местного самоуправления
городских округов вправе в соответствии
с уставами муниципальных образований
принимать решение о привлечении граждан
к выполнению на добровольной основе социально
значимых для поселения и городского округа
работ (в том числе дежурств) в целях решения
вопросов местного значения поселений
и вопросов местного значения городских
округов.
К социально значимым
работам могут быть отнесены только работы,
не требующие специальной профессиональной
подготовки. К выполнению социально значимых
работ могут привлекаться совершеннолетние
трудоспособные жители поселений и городских
округов в свободное от основной работы
или учебы время на безвозмездной основе
не более чем один раз в три месяца. При
этом продолжительность социально значимых
работ не может составлять более четырех
часов подряд.
Полномочия органов
местного самоуправления осуществляются
органами местного самоуправления поселений,
органами местного самоуправления городских
округов и органами местного самоуправления
муниципальных районов самостоятельно.
Подчиненность органа местного самоуправления
или должностного лица местного самоуправления
одного муниципального образования органу
местного самоуправления или должностному
лицу местного самоуправления другого
муниципального образования не допускается.
Отдельные государственные
полномочия, передаваемые для осуществления
органам местного самоуправления, осуществляются
органами местного самоуправления муниципальных
районов и органами местного самоуправления
городских округов, если иное не установлено
федеральным законом или законом субъекта
Российской Федерации.
Органы местного самоуправления
могут наделяться отдельными государственными
полномочиями на неограниченный срок
либо, если данные полномочия имеют определенный
срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления,
осуществляется только за счет предоставляемых
местным бюджетам субвенций из соответствующих
бюджетов.
Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно использовать
собственные материальные ресурсы и финансовые
средства для осуществления переданных
им отдельных государственных полномочий
в случаях и порядке, предусмотренных
уставом муниципального образования Федеральный
Закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
"Собрание законодательства РФ",
2003, N 40, ст. 3822.
Органы местного самоуправления
могут передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное
пользование физическим и юридическим
лицам на возмездной или безвозмездной
основе, сдавать их в аренду, отчуждать.
Если на территории муниципальных образований
имеются незадействованные в местном
хозяйственном обороте объекты, то они
(образования) могут сдавать их в аренду
или продавать в целях пополнения доходной
части бюджета.
В настоящее время
в ряде субъектов РФ приняты законы о местном
референдуме, которые позволяют сообществу
граждан муниципального образования непосредственно
осуществлять процесс управления муниципальной
собственностью.
3.2 Разграничение
полномочий
Актуален и вопрос
о разграничении полномочий Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований по регулированию порядка
приобретения и прекращения права муниципальной
собственности. В соответствии с Гражданским
кодексом РФ, ни субъекты Федерации, ни
муниципальные образования не могут устанавливать
особенности приобретения и прекращения
права муниципальной собственности. Однако
Закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
федерации» СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506 устанавливает
в п. 4 ст. 29 право органов местного самоуправления
самостоятельно определять порядок и
условия приватизации муниципальной собственности.
Эта норма федерального закона делегирует
местному самоуправлению полномочие,
которое согласно ст. 217 Гражданского кодекса
РФ должно быть урегулировано законами
о приватизации государственного и муниципального
имущества.