Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:38, реферат
В настоящее время Россия переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной. Закономерным результатом этого стало появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д., что определяет актуальность изучения рыночных структур.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Введение...................................................................................................................3
1. Олигополия и её характерные особенности......................................................5
2. Отличия олигополии...........................................................................................8
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы....................
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно.
Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Большая
доля в выпуске продукции
Отличия
олигополии
Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура немногочисленны:
1. Влияние понятия однородности продукции. В случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, но если в действительности отрасль выпускает дифференцированную продукцию.
Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в отрасли выпускают однородную продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы в отрасли производят неоднородную продукцию.
2.
Немногочисленность продавцов,
3.
Возможности входа в отрасль
(на рынок) варьируют в
Заключение
Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики, она вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.
Многие
западные экономисты утверждают, что
олигополистическая структура наилучшим
образом приспособлена для
К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции. Подобные утверждения подкреплены многочисленными эмпирическими данными.
Российский рынок олигополии можно сказать, находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации.
Для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г.
Кроме того, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.
Список
используемой литературы
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10,11 кл. общеобразоват. учрежд.- 4-е изд., доработ.-М.: Вита-Пресс, 2002г.
2. Современная экономика: учебное пособие/ под ред. О. Ю. Мамедова. М. КНОРУС, 2010г.
3. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И., Лозовой А.М. Краткий энциклопедический словарь по экономической теории и практике / Ростов н/Д, 1997 г.
4. “Экономическая теория” - 4е издание А.И. Попов – СПб: Изд-во ПИТЕР, 2006г.-544 с.
5. Липсиц И. В. Экономика: В 2кн.Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.6 Вита- Пресс, 2000г.