Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:31, реферат
В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
РУКОВОДИТЕЛЬ
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. |
|||||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2013
1. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
В республиках, входящих в
состав Российской Федерации, роль источников
земельного права выполняют конституции
республик, а также нормативные
постановления по вопросам использования
и охраны отдельных природных
ресурсов, нормативные указы президентов
республик (там, где они выбраны),
а также нормативные
В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. От 15.11.2010)1. С учетом нового Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»2 и ЗК РФ определена компетенция поселковой, сельской, районной и городской администраций.
В других субъектах РФ (в
областях, автономных областях и округах)
источниками земельного права, помимо
законодательных актов
Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нарушать эту очередность.
В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации. Следовательно, саратовский закон «О земле» и аналогичные акты других субъектов РФ, в которых разрешена купля-продажа земельных участков, это конституционное положение игнорируют.
Разграничение компетенции
федеральных органов
В совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов находятся
вопросы разграничения
В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 30.01.2001)4 было создано семь федеральных округов.
В каждом федеральном округе создано Управление Генеральной прокуратуры, в задачу которого входит приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.
2. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Конституции
РФ в Российской Федерации признается
и гарантируется местное
Местное самоуправление в
Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно5.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6 глава местной администрации в пределах своей, компетенции издает постановления и распоряжения, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке использования земель городской, сельской застройки и т.п.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзаконным нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов РФ.
Обеспечение соблюдения существующей
иерархии нормативно-правовых актов
возлагается на суды и прокуратуру.
Рассмотрим порядок устранения коллизий,
возникающих в системе
Компетенция Конституционного Суда РФ определена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 02.06.2009)7, принятым Федеральным Собранием РФ и подписанным Президентом РФ 21 июля 1994 г. В этом Законе определено, кто обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ (ст. 3, 84, 88, 96, 101, 105, 107).
Конституционность нормативно-правового акта проверяется Конституционным Судом РФ с позиций:
а) Содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земельно-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ;
б) Формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;
в) Порядка принятия нормативного акта и введения его в действие. Например, нельзя считать конституционным такой нормативно-правовой акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;
г) Установленной Конституцией РФ компетенции и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.
Например, если Государственная
Дума Федерального Собрания РФ примет
земельно-правовой акт без одобрения
Совета Федерации, то в данном случае
будет явное нарушение
д) Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.
Конституционный Суд РФ по
итогам рассмотрения дела о проверке
конституционности нормативно-
С момента вступления в силу постановления о признании нормативного акта или отдельной его части неконституционными, нормативный акт или его часть не могут быть официально опубликованы, обнародованы или введены в действие, а будучи введенными в действие, считаются недействительными.
В Прокуратуру РФ вправе обратиться любой гражданин или организация с заявлением о принесении протеста прокурора на нормативный акт, принятый с нарушением закона: в случае несоблюдения компетенции органа, принимавшего данный акт; нарушения процедуры принятия акта; противоречия подзаконного акта законодательству и т.п.
Прокуратура не вправе приносить протесты на неконституционность нормативных актов по тем делам, которые относятся к компетенции Конституционного Суда РФ.
Устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах осуществляет и арбитражный суд в процессе рассмотрения конкретных дел. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»8, последний, установив в процессе разрешения дела несоответствие нормативного акта другим законам РФ, принимает решение на основании законодательных актов.
Список использованной литературы:
1 См. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 15.11.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
3 См. Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 370 (ред. от 25.11.1996) "Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
4 См. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"
5 См. ст. 131 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
6 См. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
7 См. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
8 См. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)