Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа
Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает: земельный налог, арендную плату за пользование землей, рыночную цену земли. Поэтому в условиях рыночного хозяйства особое значение приобретают вопросы оптимизации этих платежей, разработка кредитно-финансовых инструментов, стимулирующих развитие аграрного сектора экономики.
Для понимания процессов, происходящих в сельском хозяйстве страны, влияющих на стабильность всей экономики, повышение благосостояния населения, необходимо владеть теоретическими основами таких понятий как рынок земли, арендная плата, включающая ренту, плата за землю.
Целью избранной мной темы курсовой работы является рассмотрение земли как важнейшего фактора производства, рентных отношений, платы за землю.
Введение
стр. 3
Глава 1. Рынок земли и природных ресурсов
стр. 4
1.1 Земля как фактор производства
стр. 4
1.2 Особенности спроса и предложения на земельном рынке
стр. 6
Глава 2. Особенности рентных отношений
стр. 8
2.1. Понятие ренты и рентных отношений
стр. 8
2.2 Дифференциальная рента I и II
стр. 13
2.3 Абсолютная и монопольная рента
стр. 16
Глава 3. Определение цены земли и особенности земельных
отношений в РФ
стр. 18
3.1 Цена земли как дисконтированная стоимость
стр. 18
3.2 Проблемы регулирования рынка земельных ресурсов в РФ
стр. 20
Заключение
стр. 24
Список литературы
Это обусловлено тем, что законодательная база отношений земельной собственности недостаточно четко определена. Существуют серьезные противоречия между основными нормативными документами, регулирующими земельные отношения: Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ, а также другими законодательно-правовыми актами.
В Конституции РФ, главе 17 Гражданского Кодекса РФ заложены основы функционирования земельных отношений в условиях рынка.
Так, в статье 36 Конституции РФ сказано, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Понадобился значительный исторический промежуток времени после принятия Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ с тем, чтобы был принят в декабре 2001 г. Земельный Кодекс РФ.
Однако данный нормативный акт так и не смог решить всех проблем функционирования земельных отношений в условии рынка.
Во-первых, действие Земельного Кодекса РФ, относительно регулирования рынка земель, распространяется лишь примерно на 2% территории страны, т.к. не включает в данный процесс сельскохозяйственные земли.
Во-вторых, Земельный Кодекс РФ продолжает рассматривать возможность существования здания или сооружения, находящегося в собственности одного лица на земельном участке, переданном данному лицу в аренду, как полноценную альтернативу совладению субъекта права собственности на здание и земельный участок, и в этом просматривается определенное противоречие со статьей 130 Гражданского Кодекса РФ.
В-третьих, в Земельном Кодексе остаются нерешенными вопросы платного землепользования в условиях рынка. В главе 10, регулирующей данные вопросы, даются лишь самые общие формулировки, а упоминание о таких экономических категориях как «рента» и «ссудный процент» вообще отсутствует.
Таким образом, за годы реформ в сельском хозяйстве так и не сформировалась научно обоснованная система платы за землю, отвечающая требованиям рыночной экономики и рационального использования земельных ресурсов.
Правовая система городского землепользования также базируется на основных положениях Конституции РФ, Гражданского и Земельного Кодексов РФ, развитых в ряде федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, решений и определений судов различного уровня.
Кроме того, важной составной частью правовой системы городского землепользования являются нормативные акты в сфере градостроительства, коммунального хозяйства, охраны природы, бюджетного процесса и т.д. Здесь наиболее показательным является пример Москвы, где отношения в сфере земельной собственности наряду с Земельным Кодексом РФ определены Уставом Москвы и Законом РФ «О статусе столицы РФ» (ст.8,9).
В соответствии с этими документами все земли в пределах границ города, за исключением тех, на которых расположены здания органов федеральной власти и управления, находятся в собственности Москвы.
Москва, используя свои конституционные права субъекта РФ, самостоятельно и с некоторым опережением других субъектов федерации решает многие вопросы земельной реформы, принимая на своем уровне городские нормативные акты по экономическому и правовому регулированию отношений землепользования.
Так, в ст. 23-35 Устава Москвы закреплены права города как собственника своей земельной недвижимости, сформулированы принципиальные положения городского землепользования и создания современной системы рыночных земельных отношений. Таким образом, в собственности города находится и вся система улучшений городских земель - инженерная, транспортная и иные составляющие городской инфраструктуры.
Землепользование в Москве платное. Земельным Кодексом РФ, Законом РФ «О плате за землю» и законом Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» установлены основные принципы, порядок установления и взимания земельных платежей, ставки земельного налога и базовые ставки ежегодной арендной платы.
Земельный Кодекс не смог решить всех проблем функционирования земельных отношений в условиях рынка. В российском аграрном секторе не сложилась взаимосвязанная система организационно-трудовой, ценовой, кредитной, налоговой политики, присущая рыночной экономике.
В результате владение землей для сельского труженика стало обременительным. Отсутствие интереса в рискованном самостоятельном деле у основной массы сельчан проявилось в передаче земельных долей подавляющим числом их владельцев предприятиям для реального использования. Это 9/10 общей площади земельных долей.
Большинство крестьян для удовлетворения потребностей земли связывают с развитием такой традиционной формы как личные подсобные хозяйства. В настоящее время сформировался слой крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых переданы большие земельные площади.
Но по данным статистики нынешние фермерские хозяйства в большинстве случаев - обычные крестьянские подворья с низким уровнем товарности. Треть этих хозяйств в состоянии обеспечить только собственные потребности в продовольствии. Они имеют по 10 га земли, тогда как специалисты считают, что минимальный экономический целесообразный размер пашни должен составлять не менее 50 га.
В то же время 20% выделенных фермерам земельных площадей не используется из-за их удаленности от источников электроснабжения, отсутствия или дороговизны сельскохозяйственной техники, трудности проведения мелиоративных работ.
Для решения главной задачи земельной реформы - создания эффективного собственника земли - необходимо дальнейшее совершенствование механизма вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в товарно-денежные отношения.
Эффективному функционированию земельного рынка могли бы способствовать кредитно-банковские отношения. Но банки пока что неохотно дают кредиты под залог земли. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время сельскохозяйственное производство неэффективно, а, во-вторых, банку как субъекту на земельном рынке противостоит мелкий собственник: владелец земельной доли, фермер или хозяин личного подсобного хозяйства.
Для функционирования полноценного земельного рынка нужна разветвленная его инфраструктура: информационные бюро, земельные банки, страховые компании, земельные суды. Кроме того, нужны крупные участники земельного оборота, которые могли бы пользоваться ипотечным кредитом (кредит под залог земли). Сейчас он для большинства очень дорог.
Развитие и совершенствование рыночного оборота земли требует создания определенных экономических и социальных условий с участием государства.
Через специальные государственные органы общество должно контролировать рынок земли, определяя цели, масштабы и направления использования земельных участков.
Специалисты считают, что в России для полного функционирования земельного рынка необходимы вложения 300-500$ на гектар в зависимости от колебания среднегодовой температуры по регионам страны. Основная часть этих средств должна расходоваться на разработку и освоение новых технологий, мелиорацию, развитие инфраструктуры.
В 1998 году по стране субсидии составили не более 20$ на гектар, уровень поддержки сельского хозяйства в федеральном бюджете в 2000 году составил 7% уровня 1991 года. Необходимое увеличение инвестиций могут осуществлять только крупные предприятия, которые и должны стать покупателями земли.
Заключение.
Рассмотренные в рамках данной работы вопросы рынка земельных ресурсов и земельной ренты позволяют сделать следующие выводы:
1. Ограниченность земли
как экономического ресурса
2. Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора, является существование земельной ренты.
3. В основе современных
подходов формирования и
4. Существуют несколько
видов земельной ренты. Рента, возникающая
вследствие разности
5. В основе механизмов формирования земельной ренты в РФ находятся экономические отношения земельной собственности.
6. В современных условиях
(переходной рыночной
7. Земельные отношения в РФ базируются на основных положениях и нормах, закрепленных Конституцией РФ, Гражданским и Земельном Кодексами РФ.
Земельный кодекс не смог пока решить всех проблем функционирования земельных отношений в условиях рынка. Необходимо дальнейшее улучшение и развитие земельного законодательства для совершенствования механизма вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в товарно-денежный оборот и регулирования рентных отношений.
Список литературы:
1. Курс экономической теории. Издание 6-е. Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, «АСА», 2009г.
2. Крассов О.И. Земельное право современной России. Москва, «Дело», 2003г
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономик, Т.2: Принципы, проблемы и политика, раздел «Экономическая рента», Москва, «Республика», 1992г.
4. Маршалл А. Принципы экономической науки, книга IV, М, «Прогресс», 1993г.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Москва, «Норма», 2004г.
6. Родионова И.А. Экономическая география. М, «Московский лицей», 2003г.
7. Экономическая теория. Учебник для вузов. Под редакцией Добрынина А.И, Тарасевича Л.С, «Питер», 1999г.
8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М, «Экономика», 1999г.
Информация о работе Определение цены земли и особенности земельных отношений в РФ