Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:40, отчет по практике
Официально установление границ земельных участков началось в России в 1765 году, чтобы определить точные владения городов и отдельных поселений, крестьянских общин и частных лиц, а также земель, принадлежащих церкви. Столь подробная информация стала также необходимой, чтобы разрешать участившиеся судебные споры между собственниками земли. В современной России согласование и установление границ земельных участков регулируется следующими федеральными законами: «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».
Введение
Согласно действующему российскому законодательству, установка границ земельного участка на сегодняшний день является единственным видом «земельных отношений». Подробно все правила межевания и установления границ земельных участков описаны в Земельном Кодексе РФ (статья 11.1).
В понятие границ земельного участка входит определение части площади земли, размежеванной согласно федеральным законам РФ, включенной в объект недвижимости в качестве гражданского оборота для купли-продажи. Каждый земельный участок должен пройти процесс оформления (индивидуализации), как объект правовых и рыночных отношений.
Официально установление границ земельных участков началось в России в 1765 году, чтобы определить точные владения городов и отдельных поселений, крестьянских общин и частных лиц, а также земель, принадлежащих церкви. Столь подробная информация стала также необходимой, чтобы разрешать участившиеся судебные споры между собственниками земли. В современной России согласование и установление границ земельных участков регулируется следующими федеральными законами: «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».
1 Акт согласования местоположения границ
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно правилам, установленным ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка считается согласованным в следующих случаях:
Все заинтересованные лица согласны с
проектом межевого плана.
В данном
случае в акте согласования местоположения
границ ставятся подписи всех заинтересованных
лиц или их представителей.
Если надлежащим образом заинтересованное
лицо или его представитель в установленный
срок не выразили свое согласие посредством
заверения личной подписью акта согласования либо
не представили в указанный в извещении
срок свои возражения в письменной форме
с их обоснованием.
В
данном случае кадастровый инженер в обязательном
порядке прилагает к межевому плану документы,
подтверждающие соблюдение порядка извещения
такого лица.
Следует отметить, что заинтересованные лица не вправе согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Местоположение границ не считается согласованным в случае, если заинтересованное лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем. При этом, согласно п. 2 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка.
В данном случае в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании представленных возражений. Возражения, представленные в письменной форме, в обязательном порядке прилагаются к межевому плану.
Споры, не урегулированные сторонами в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
2 Согласование местоположения границ в судебном порядке
Землепользователи, собственники и арендаторы земельных участков, чьи права были нарушены уполномоченными органами власти путем несанкционированного и неправомерного изменения границ и площади принадлежащих им на том или ином праве земельных участков могут быть обжалованы различными способами:
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) ненормативные акты, действия, а также бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы юридических лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В рамках рассматриваемого способа защиты прав могут быть обжалованы:
ненормативный акт (постановление, распоряжение и пр.) уполномоченного органа, которым были изменены границы земельного участка (утверждены новые границы земельного участка, уменьшающие его площадь); если по каким-либо причинам изменение площади земельного участка не было оформлено каким-либо ненормативным актом, в судебном порядке могут быть обжалованы действия уполномоченного органа по изменению (уменьшению) площади земельного участка, постановки земельного участка на кадастровый учет в измененных (уменьшенных) границах и т.д. (в зависимости от ситуации).
Преимуществами данного способа защиты права являются относительная оперативность рассмотрения споров арбитражными судами (для суда первой инстанции они составляют два месяца), отнесение бремени доказывания на уполномоченный орган и немедленное исполнение судебного акта. Вместе с тем, соответствующее заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда лицо, чьи права нарушены, узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав. Пропущенный заявителем срок может быть восстановлен судом при наличии соответствующего ходатайства. Как показывает судебная практика, пропущенный срок восстанавливается судом достаточно часто.
Требования лица, чьи права были нарушены, могут быть защищены и в рамках искового производства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ такое лицо может избрать следующие способы защиты своих прав:
уполномоченным органом изменения границ земельного участка. В случае удовлетворения такого иска Ответчик будет обязан вернуть границы в их первоначальное состояние;
удовлетворении данного иска суд подтвердит права землепользователя на земельный участок в его изначальных границах, что будет являться основанием для дальнейшего оформления прав на участок в установленном порядке.
Выбор конкретного способа защиты прав зависит от множества факторов, в связи с чем возможен только после полного и всестороннего правового анализа ситуации.
3 Согласование местоположения границ земельных участков
В процессе подготовки межевого плана образуемого земельного участка выполняетсясогласование местоположения его границ. В соответствии с п. 3 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
участки, находящиеся в
государственной или
такие смежные земельные
участки предоставлены
государственной или муниципальной
собственности и
Согласно п. 7 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ земельных участков по выбору кадастрового инженера проводится следующими способами:
Согласование местоположения границ с заинтересованным лицом в индивидуальном порядке не всегда является возможным. В частности, нередки случаи, когда не известен владелец смежного участка либо его местонахождение.
В подобных случаях наиболее приемлемым является согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица могут быть извещены о проведении собрания о согласовании местоположения границ следующими способами:
под расписку;
посредством почтового отправления с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в государственном кадастре недвижимости);
заинтересованных лиц (при наличии таких сведений в государственном кадастре недвижимости);
опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Следует отметить, что опубликование извещения допускается в строго определенных случаях, а именно:
почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Изданным 24.11.2008 Приказом Минэкономразвития России № 412 утверждены примерные формы извещений о проведении собрания заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ земельного участка как для вручения заинтересованным лицам либо направления почтовым отправлением, так и для опубликования.
Указанное извещение должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения собрания о согласовании местоположения границ земельного участка. Следует отметить, что согласно п. 10 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом, извещенным о проведении такого собрания.
4 Порядок образования земельных участков
Как уже было отмечено выше, порядок формирования и постановки образованных земельных участков на государственный кадастровый учет в настоящее время регулируется главой 1.1. Земельного кодекса РФ и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 22 указанного ФЗ для постановки на кадастровый учет земельного участка не требуется копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок. В остальных случаях (учет изменений объекта недвижимости, снятие с учета) прием документов производится согласно перечню, установленному указанной статьей. Кроме того, согласно ст. 20 Закона с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка вправе обратиться любые лица.
Таким образом, собственник объекта недвижимости, к которому права на земельный участок перешли в силу закона (ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ), но у которого нет правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документов на участок, вправе обратиться в соответствующий отдел Роснедвижимости с заявлением о постановке участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет к соответствующему заявлению, подаваемому в отдел Роснедвижимости по месту нахождения земельного участка, должен быть приложен его межевой план.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового паспорта соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.