Понятие права собственности на компоненты природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в систематизировании и выделении особенностей правового регулирования права собственности на природные объекты.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие права собственности на природные объекты и указать виды собственности;
– указать правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами;
– охарактеризовать виды права собственности на природные объекты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ………………………………………………….6
1.1 Общие положения о праве собственности на природные объекты…………………………………………………………………6
1.2 Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и природными объектами………………………………………………………….......12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ............................................................................16
2.1 Право государственной собственности на природные объекты……16
2.2 Право частной собственности на землю……………………………..21
ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Не подлежат предоставлению в частную  собственность, собственность иностранных  государств, международных организаций  земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь; которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Частная собственность в общем  плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства  исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических). Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности. Частная собственность в общем плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических).

Право частной собственности как  институт права охватывает собой систему норм, устанавливающих частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника.

Объектами права частной собственности  на землю выступают земельные участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений.  Так общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Причем, в общую площадь земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме. Ограничения правомочий собственника по самостоятельному хозяйствованию на земле связаны только с целевым назначением принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Владение землей предполагает пользование  ею и, при соблюдении установленных  требований, использование ресурсов, находящихся на ее поверхности или под землей.

Использование земельного участка  осуществляется на титуле собственности, а использование других ресурсов и объектов, находящихся на участке собственника, действующее законодательство допускает на титуле пользования. Именно поэтому собственник земли лишен права отчуждения водного источника (непроточного водоема, подземных вод), общераспространенных полезных ископаемых, других природных объектов без одновременного отчуждения земельного участка. Собственник вправе самостоятельно использовать, в первую очередь, поверхность земельного участка, в том числе и застроить ее. Он самостоятельно решает вопросы выбора проекта строительства, размеров строения, их местоположения и ряд других. Следует отметить, что жилые дома, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, возведенные на земельном участке, принадлежат собственникам земли на праве собственности.

Граждане-собственники земельных  участков являются собственниками произведенной сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации. Посевы (посадки) сельскохозяйственных культур, других насаждений, как и выращенная (переработанная) сельскохозяйственная продукция, принадлежат только собственнику земли (при условии, что он сам хозяйствует на земле, а не сдает данный участок в аренду) [19].

Итак, в соответствии со ст. 34 КоЗ 1999 года земельные участки предоставлялись  в частную собственность гражданам  Республики Беларусь для: строительства  и обслуживания жилого дома; ведения личного подсобного хозяйства; ведения коллективного садоводства и дачного строительства [6, с. 158].

В КоЗ 2008 года дополнительно предусмотрена  возможность нахождения в собственности  граждан Республики Беларусь земельных  участков для обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме. Под блокированным жилым домом следует понимать жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории (ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь). Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается: в городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно. Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность для  коллективного садоводства, дачного  строительства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива. Конкретный размер земельного участка, предоставляемого для указанных целей, устанавливается в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. Предоставление земельного участка меньше минимального размера, установленного законодательством, может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется [11, с. 29].

Весьма важной новацией КоЗ 2008 года является введение института приобретательной давности в отношении земельных  участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан. В частности, предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, установленного законодательством Республики Беларусь. Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога. Еще одна новелла закреплена частью пятой ст. 12 КоЗ 2008 года, предусматривающей предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь по результатам аукциона и тем самым снимающей существующие в настоящее время ограничения по предоставлению земельных участков в собственность указанным субъектам. Напомним, что в соответствии с КоЗ 1999 года юридические лица Республики Беларусь могут приобретать право собственности на земельные участки лишь в случае приватизации объектов государственной собственности и осуществления инвестиционных проектов.

Кроме того, КоЗ 2008 года предусматривает  возможность предоставления негосударственным  юридическим лицам Республики Беларусь земельных участков без проведения аукциона, в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Указом N 667 [26, с. 28].

Таким образом, содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно отличается от одноименных имущественных правомочий собственника. Земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных законодательством, - в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (частная собственность) и иностранных государств.

ГЛАВА 3

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Право собственности возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве.

Возникновение права собственности происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Кодексами «О земле» и «О недрах» определяется, что земельные участки, недра предоставляются в порядке отвода. В соответствии со ст. 46 Лесного кодекса осуществление лесных пользований допускается только по специальному разрешению – лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, кроме права граждан на пребывание в лесах (ст. 85 Лесного кодекса). Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод. Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета.

Вместе с тем в некоторых  случаях основанием возникновения  права природопользования является сложный фактический состав. Так, основными действиями, имеющими юридическое значение, которые определяют порядок предоставления земельных участков, являются: а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка; б) установление землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности); в) получение документа, удостоверяющего это право [1, с. 155].

Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь  лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира. Так, к основаниям прекращения права пользования   недрами   Кодекс   «О   недрах»   относит   минование   надобности   в пользовании недрами; истечение установленного срока пользования недрами; возникновение необходимости изъятия участка недр для других государственных или общественных нужд; ликвидацию предприятия, организации, учреждения, которому были предоставлены недра в пользование; возникновение явной угрозы здоровью населения.

Право пользования недрами может  быть прекращено, если пользователь: не приступил в течение двух лет  к пользованию недрами; использует недра не в соответствии с той  целью, для которой они предоставлены; нарушил иные правила пользования недрами и их охраны [26, с. 54].

Так, в ст. 89 Лесного кодекса закрепляется, что право лесопользования предприятий, организаций и учреждений, а также  граждан прекращается путем аннулирования  лесорубочного билета (ордера) или  лесного билета предприятиями, организациями и учреждениями, выдавшими лесорубочный билет (ордер) или лесной билет. При прекращении права природопользования предусматривается возмещение природопользователям причиненных убытков. Если природопользователь нерациональным использованием нанес ущерб природным объектам, то он возмещает его.

Ст. 59 Закона «Об охране и использовании  животного мира» предусмотрены  основания для прекращения права  пользования. Право пользования  животным миром подлежит прекращению  или ограничению в следующих случаях: при миновании надобности в пользовании или отказе от него; истечении установленного срока пользования; возникновении необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право пользования; невыполнении пользователями установленных правил пользования животным миром; пользовании животным миром не по целевому назначению; при переуступке права пользования объектами животного мира [20].

Законодательством могут быть предусмотрены и иные основания для прекращения права пользования животным миром. Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования специальных разрешений (лицензий), если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. В экологическом законодательстве предусмотрен и порядок прекращения права природопользования.

Необходимо отметить, что белорусское  законодательство предусматривает  основания прекращения права  собственности на землю, которые  могут быть распределены на три группы.

Первая группа – прекращение  права собственности по объективным  обстоятельствам, например, добровольный отказ от земельного участка, продажа  его, мена, переход по наследству, смерть собственника.

Ко второй группе мы относим случаи изъятия земель, урегулированные в Кодексе о земле, как следствие неправомерного поведения собственника земли. Невнесение земельного налога в течение двух лет подряд, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды, закон рассматривает в качестве основания для прекращения земельных отношений [14, с. 76].

Обязанность выполнения требований природоохранительного  режима эксплуатации земель и использование  земельного участка способами, приводящими  к снижению плодородия почв, их химическому  и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки также являются причиной для принудительного изъятия земельных участков по решению суда. Использование одних объектов природы не должно причинять вреда другим природным объектам и окружающей природной среде в целом. Данное правило, вошедшее в принцип экологических взаимоотношений, находит свое выражение в земельном законодательстве.

Информация о работе Понятие права собственности на компоненты природной среды