Правовое регулирование земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания права. Поэтому в ней выражены прежде всего основные черты содержания всего права в целом (в нашем случае - земельного права). Данные черты применительно к отдельной норме права сводятся к следующему.
Нормы права относятся к числу социальных норм, т.е. правил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (в общественных отношениях). Это - правило, содержащее дозволение, разрешение, ограничение, запрет либо позитивную обязанность. Иначе говоря, норма земельного права есть правило, определяющее то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельствах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Правовое регулирование земельных отношений
1.1 Понятие виды и значение государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………..
Глава 2. Понятие и состав земельного фонда…………………………….
Глава 3 Право собственности и другие вещные права на землю ..……..
Глава 4 О правовом регулировании водно-земельных отношений…….
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы и источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Правовое регулирование земельных отношений

5

    1. Понятие виды  и значение государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………..

5

Глава 2. Понятие и состав земельного фонда…………………………….

7

Глава 3 Право собственности и другие вещные права на землю ..……..

12

Глава 4 О правовом регулировании водно-земельных отношений…….

19

Заключение…………………………………………………………………..

25

Список используемой литературы и источников…………………………

29





Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

      Норма права  есть первоначальный, основной элемент  содержания права. Поэтому в  ней выражены прежде всего основные черты содержания всего права в целом (в нашем случае - земельного права). Данные черты применительно к отдельной норме права сводятся к следующему.

      Нормы права  относятся к числу социальных  норм, т.е. правил поведения людей  в их взаимных отношениях между  собой (в общественных отношениях). Это - правило, содержащее дозволение, разрешение, ограничение, запрет  либо позитивную обязанность.  Иначе говоря, норма земельного  права есть правило, определяющее  то, как можно или должно поступать  при тех или иных обстоятельствах.

      Основные  отличительные признаки юридических  правовых норм состоят в следующем:

      1. Каждой  норме права присуще качество  общеобязательного правила: она  обязательна для всех, кого по  своему содержанию прямо или  косвенно касаются ее предписания.

      2. Нормы  права в отличие от других  социальных норм, устанавливаются  либо санкционируются (т.е. допускаются,  подтверждаются), а также охраняются  от нарушения их кем бы то  ни было государством, осуществляющим  контроль за соблюдением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

      3. Правовые  нормы отличаются от иных видов  социальных норм признаком формальной  определенности. Будучи государственным  установлением, нормы права вырабатываются на основе обобщения тех или иных казусов, т.е. конкретных случаев, подлежащих регулированию.

      Правовые  нормы должны формулировать права  на конкретные виды дозволенных  действий или на те или иные объекты (земельные участки), а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.

      Ярким примером  формальной определенности могут  служить статьи Особенной части  Уголовного кодекса РФ, которые  предусматривают составы конкретных  преступлений и виды наказаний.  Применительно к земельным преступлениям  - это, в частности, ст.254 "Порча  земли"3. Наказания должны применяться  буквально, в точном соответствии  с законом и только по приговору  суда. Применительно к названной  ст.254 УК РФ это означает, что  отравление, загрязнение или иная  порча земли вредными продуктами  хозяйственной или иной деятельности  в следствии нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, должно наказываться штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, они наказываются ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если же и те, и другие действия повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривается лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

      4. Формальная  определенность норм права требует  их письменной, документальной формы.  Такая форма дает всем исполнителям  норм права ясное и точное  представление о содержании, пределах  действия норм и другие необходимые  сведения о праве.

     

  1. Правовое регулирование земельных отношений

 

Понятие «земля» многозначно  и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической  точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.

Экономическое значение земли  состоит в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности  человека, вещественным фактором трудового  процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а  также поверхностью, пространственно-территориальным  базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и  т. д. Экологическое значение земли заключается в том, что она представляет собой основу существования и воспроизводства человеческого общества, главное звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.

Таким образом, юридически земля  может рассматриваться, с одной  стороны, в качестве объекта различных  прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной  среды. Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.

Правовое регулирование  земельных отношений осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 36), Земельным  кодексом РСФСР 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» 1996 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1998 г., Закон РФ «О плате за землю» 1991 г., указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 № 2287, «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 № 631, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503 и др.

Осуществляемые в настоящее  время реформы в земельно-аграрной сфере вызывают необходимость обновления земельного законодательства, в частности, предполагается принять новый Земельный  кодекс Российской Федерации.

Нормы, регулирующие земельные  отношения, содержатся также в нормативных  актах, определяющих правовой режим  других природных ресурсов (Лесном, Водном кодексах РФ, Законе РФ «О недрах»  и др.), гражданском законодательстве, законодательстве о сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

 

 

 

 

 

  1. Понятие и состав земельного фонда

Совокупность земель в  пределах границ Российской Федерации  образует земельный фонд. Он делится  на несколько категорий земель в  соответствии с их целевым назначением:

- земли сельскохозяйственного  назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики и космического обеспечения,  энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Каждая из перечисленных  категорий земель обладает особенностями  правового режима, установленного земельным  законодательством.

Основную часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйственного  назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского  хозяйства или предназначенные  для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса  РСФСР). К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые  обслуживают вспомогательные нужды  сельскохозяйственного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.). Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С учетом экономической и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст. 24,26,27 Земельного кодекса РСФСР).

Земельное законодательство предусматривает также специальные  обязанности землепользователей по рациональному использованию, сохранению и улучшению сельскохозяйственных земель.

Земли сельскохозяйственного  назначения предоставляются субъектам  для различных целей, связанных  с ведением сельского хозяйства:

- гражданам - для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства,  личного подсобного хозяйства,  садоводства, животноводства и  огородничества;

- кооперативам граждан  - для садоводства, животноводства  и огородничества;

- сельскохозяйственным предприятиям  и организациям различных форм  собственности - для сельскохозяйственного  производства;

- научно-исследовательским,  учебным и другим сельскохозяйственным  учреждениям, сельским общеобразовательным  школам - для исследовательских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства;

- несельскохозяйственным  предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения  подсобного сельского хозяйства.

Все остальные категории  земель имеют несельскохозяйственное назначение. Особенностью их правового  режима является использование земли  в качестве пространственного, операционного  базиса, то есть места для развертывания  хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет  конкретную цель использования, а ее правовой режим определяется характером и назначением тех объектов, которые  на ней находятся: размещением и  благоустройством городских и сельских поселений, развитием производительных сил, лесного и водного хозяйства  и т. д.

Земли населенных пунктов  представляют собой все земли  в пределах городской, поселковой черты  или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, сооружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения - улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного  назначения - это земли, предоставленные  предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных  на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют землями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприятий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий связи и электропередачи и др.).

К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения относятся земли запо­ведников, заказников, национальных парков, памятников природы, истории и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.

Правовой режим указанных  земель отличается тем, что они полностью  или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного  фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается (ст. 24 ЗК РСФСР).

Информация о работе Правовое регулирование земельных отношений