Правовой механизм в сфере использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы земля в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования
и охраны земель 4
2. Защита прав на землю 7
3. Разрешение земельных споров и судебная практика применения земельного законодательства 10
4. Понятие и виды юридической ответственности за
земельные правонарушения 13
Заключение 16
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

земельное лобачев.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Правовой механизм в сфере использования и охраны земель

 

Введение                                                                                                                  3

1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования             

и охраны земель                                                                                                      4

2. Защита прав на землю                                                                                        7

3. Разрешение земельных споров и судебная практика применения                                       земельного законодательства                                                                               10  

4. Понятие и виды юридической ответственности за                                       

земельные правонарушения                                                                                 13

Заключение                                                                                                            16                                                                                                     

Список использованных источников                                                                  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние годы земля  в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость.

Статья 9 Конституции  РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля - пространственная граница государственного суверенитета, территория, на которую распространяются властные полномочия государства. Земля является объектом недвижимости, причем любое иное имущество, прочно связанное с ней, является недвижимостью только в силу своей связи с землей. Земля как недвижимое имущество - объект гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т.д.

Таким образом, цель контрольной  работы – изучить правовой механизм в сфере использования и охраны земель.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и структуру правового механизма в сфере использования и охраны земель;

-  изучить способы  защиты прав на землю;

- проанализировать разрешение земельных споров и судебную практику применения земельного законодательства;

охарактеризовать понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения.

  1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования и охраны земель

 

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений  включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные  правоотношения.

 Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права - нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права, понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.

 Занимая ведущее  место среди нормативных актов,  регулирующих земельные отношения,  акты органов государственной  власти подразделяются по вертикали  на федеральные акты Российской  Федерации и акты субъектов  Российской

 Федерации, а по  горизонтали - на законы и иные нормативные правовые акты. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности.

  Наряду с нормативными  правовыми актами земельного  законодательства к источникам  земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

 Тесная естественная  взаимосвязь земли и других  природных ресурсов (недр, вод, лесов,  окружающей природной среды в  целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.

 Правовые нормы,  так или иначе связанные с  регулированием земельных отношений,  содержатся также в источниках  административного и уголовного права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права, содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего право граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их обязанность использовать участок по назначению.

 Особое место среди  источников земельного права  занимают акты, которые сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Это могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с субъектами Федерации.

 К этой же группе  источников земельного права  относятся утвержденные в установленном  порядке компетентными органами  государства типовые договоры, а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие требования по охране земель и почв при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требования к состоянию земель, и т. п.

 Обладая высшей  юридической силой по отношению  ко всем иным источникам права,  Конституция РФ занимает центральное  место среди них. Ее нормы  составляют основу источников  земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего земельного законодательства.

 В Конституции РФ  содержатся нормы, специально  направленные на регулирование  земельных отношений. 

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.1

Конституция закрепила  такие основополагающие положения  земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

 Важную группу конституционных  положений, действующих в области  земельного права, составляют  положения, связанные с разграничением  предметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о государственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение государственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственности и управление ею (ст. 71).

 Отраслевые законодательные  источники земельного права подразделяются  на кодифицированные законодательные  акты (Земельный кодекс РФ, земельные  кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.

2. Защита прав на землю

 

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными ЗК РФ, гражданским законодательством  и другими федеральными законами, путем признания земельных прав, установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лиц, за исключением случаев нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения или ограничения земельных прав государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае нарушения или ограничения государством.

В соответствии с конституционными положениями, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащиты права;

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношения;

- неприменения судом акта государственного органа, органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Статья 60 Земельного кодекса РФ закрепляет положение о том, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1. признания судом недействительным  акта исполнительного органа  государственной власти или акта  органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2. самовольного занятия земельного  участка;

3. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю  граждан и юридических лиц  или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1. признания недействительными  в судебном порядке в соответствии  со ст. 61 Земельного кодекса РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2. приостановления исполнения не  соответствующих законодательству  актов исполнительных органов  государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3. приостановления промышленного,  гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

4. восстановления положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения.

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.

Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разрешение земельных споров и судебная практика применения земельного законодательства

 

Земельный спор представляет собой конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.2

Порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Информация о работе Правовой механизм в сфере использования и охраны земель