Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:35, контрольная работа
В последние годы земля в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Введение 3
1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования
и охраны земель 4
2. Защита прав на землю 7
3. Разрешение земельных споров и судебная практика применения земельного законодательства 10
4. Понятие и виды юридической ответственности за
земельные правонарушения 13
Заключение 16
Список использованных источников
Правовой механизм в сфере использования и охраны земель
Введение
1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования
и охраны земель
2. Защита прав на землю
3. Разрешение земельных споров и судебная
практика применения
4. Понятие и виды юридической ответственности за
земельные правонарушения
Заключение
Список использованных
источников
Введение.
В последние годы земля в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля - пространственная граница государственного суверенитета, территория, на которую распространяются властные полномочия государства. Земля является объектом недвижимости, причем любое иное имущество, прочно связанное с ней, является недвижимостью только в силу своей связи с землей. Земля как недвижимое имущество - объект гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т.д.
Таким образом, цель контрольной работы – изучить правовой механизм в сфере использования и охраны земель.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру правового механизма в сфере использования и охраны земель;
- изучить способы защиты прав на землю;
- проанализировать разрешение земельных споров и судебную практику применения земельного законодательства;
охарактеризовать понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения.
Правовой механизм государственного
регулирования земельных
Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права - нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права, понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
Занимая ведущее
место среди нормативных актов,
Федерации, а по горизонтали - на законы и иные нормативные правовые акты. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности.
Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.
Правовые нормы,
так или иначе связанные с
регулированием земельных
Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Это могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с субъектами Федерации.
К этой же группе
источников земельного права
относятся утвержденные в
Обладая высшей
юридической силой по
В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные на регулирование земельных отношений.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.1
Конституция закрепила такие основополагающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группу
Отраслевые законодательные
источники земельного права
2. Защита прав на землю
Защита земельных прав
осуществляется способами, установленными
ЗК РФ, гражданским законодательством
и другими федеральными законами,
путем признания земельных
В соответствии с конституционными положениями, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа, органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статья 60 Земельного кодекса РФ закрепляет положение о том, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1. признания судом
2. самовольного занятия
3. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1. признания недействительными
в судебном порядке в
2. приостановления исполнения не
соответствующих
3. приостановления промышленного,
4. восстановления положения,
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.
Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
3. Разрешение земельных споров и судебная практика применения земельного законодательства
Земельный спор представляет собой конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.2
Порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Информация о работе Правовой механизм в сфере использования и охраны земель