Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается тема "Правовой режим земель населенных пунктов". Правовой режим земель населенных пунктов (поселений) определяется ст. 83-86 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства - Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований - Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В целом названное законодательство и дополняющие его федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса задач в интересах всех проживающих на территории поселений людей.

Содержание

Введение.
Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации.
Границы населенных пунктов и проблемы их изменения.
Понятие правового режима земель населенных пунктов.
Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 33.05 Кб (Скачать файл)

г) включение части земель одних  муниципальных образований в  состав других (городских) посягает на экономические основы местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ. Дело в том, что одним из основных источников наполнения местных бюджетов является земельный налог и арендная плата, взимаемые за земельные участки, находящиеся в муниципальной (а  чаще не разграниченной государственной) собственности. Отсюда ограничением экономической основы местного самоуправления будет являться не компенсируемое уменьшение (снижение) поступлений в местный бюджет и ограничение возможности реализации права муниципальной собственности на землю и иные природные ресурсы. Действующее законодательство подчеркивает гарантии самостоятельности местного бюджета и право требовать возмещения ущерба, причиненного решениями органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

3. Понятие правового режима земель населенных пунктов.

Правовой режим земель населенных пунктов - это особый порядок регулирования  жизнедеятельности в границах городских  и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектам  земельных правоотношений стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования  и охраны земель, а также особенностей управления на данной территории в  порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации  и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Категория «правовой режим» тесно  взаимосвязана с понятием «механизм  правового регулирования», которое  означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Если механизм правового регулирования - юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим - в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности  людей. Правовой режим представляет собой специфический механизм правового  регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов  и объектов, «привязанный» не столько  к отдельным ситуациям, сколько  к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в  рамках которых эти субъекты и  объекты взаимодействуют. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. - № 4. - С. 25-26.

Как отмечали А.В. Малько и О.С. Родионов, правовым режимам присущ ряд признаков: «1) они устанавливаются законодательством  и обеспечиваются государством; 2) имеют  целью специфическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и  объекты права; 3) представляют собой  особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических  средств и характеризующийся  определенным их сочетанием; 4) создают  конкретную степень благоприятности  либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений». Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. - 2001. - № 9. - С. 19.

По критерию органа власти, установившего  правовой режим, выделяют федеральные, региональные и муниципальные правовые режимы. По критерию отрасли права, установившей соответствующие нормы, можно различать отраслевые режимы: гражданско-правовые, земельно-правовые и т.д. При этом необходимо иметь  в виду, что некоторые правовые режимы определены как комплексные, что подчеркивает участие в их конституировании норм различных отраслей права. Маилян С.С. О классификации административно-правовых режимов // Современное право. - 2002. - № 10. - С. 25-26.

4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия.

Правовой режим земель населенных пунктов определяется нормативно-правовыми  актами, имеющими различную юридическую  силу и отраслевую принадлежность. При этом, с точки зрения задач конкретной отрасли права установление правового режима части территории населенного пункта преследует свою, «отраслевую» цель, далеко не всегда логически вписанную в предусмотренные иными нормативно-правовыми актами правовые режимы для той же территории. Объясняется данная ситуация многообразием общественных отношений на локальной по площади территории городских населенных пунктов На 1 января 2008 г. площадь земель населенных пунктов составляла 19,2 млн га или 1,1% от общей площади земельного фонда РФ // Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 г. - М., 2008. - С.8. и агломераций, обусловленных концентрацией населения и средств производства с одной стороны, и необходимостью решения социальных задач (экологических, рекреационных и иных) с другой.

В части «условий и порядка пользования  и владения» земельными участками  поселений следует руководствоваться  градостроительным и земельным  законодательством, а в части  «распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством установления градостроительных регламентов как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (пользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант. Земельное законодательство устанавливает оборотоспособность земельных участков поселений, порядок проведения торгов, приватизации участков и т.д. Гражданское законодательство определяет форму сделок с землей, обязательность государственной регистрации (а в ряде случаев и нотариального удостоверения) сделок с землей и т.д. Таким образом, следует иметь в виду, что правовой институт земель поселений является комплексным (межотраслевым), регулируемым нормами, в первую очередь, градостроительного и земельного права, а также экологического, гражданского, муниципального и иных отраслей права. 

Установление отраслевым законодательством  «субрежимов» использования и охраны территории поселений учитывается при градостроительном зонировании территории поселений и установлении для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов. Поэтому, например, при образовании в поселении национального парка, данная часть территории не будет относиться к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», а войдет в состав рекреационной территориальной зоны поселения.

 

Заключение.

Подводя итоги, сформулируем современное  научное юридическое определение  населенного пункта и земель населенных пунктов.

Населенный пункт - часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную  застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские  и сельские населенные пункты.

Земли населенных пунктов - категория  земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно-операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловых, рекреационных  и иных объектов жизнеобеспечения населения  в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами  от земель иных категорий.

А также Правовой режим земель населенных пунктов определяется нормативно-правовыми  актами, имеющими различную юридическую  силу и отраслевую принадлежность.

 

Список литературы.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
  2. Об административно-территориальном устройстве Брянской области: Закон Брянской области от 5 июня 1997 г. N 13-З
  3. Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 7 октября 1997 г. № 139-ОД// Волгоградская правда № 207 от 01.11.97.
  4. Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения: Закон ЯО от 07.02.2002 N 12-з (ред. от 28.12.2011)
  5. Об административно-территориальном устройстве Астраханской области: Закон Астраханской области  №67/2006-ОЗ от 4 октября 2006.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов. - М., 1985. - С. 334; 490.
  7. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М., 1998. - С. 94.
  8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М., 1999. - С. 115.
  9. Годовальник В.Н. Практика и проблемы местного самоуправления на современном этапе. - Краснодар, 2000. - С. 16.
  10. Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. - М., 1998. - С. 48.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. - № 4. - С. 25-26.
  12. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. - 2001. - № 9. - С. 19.
  13. Маилян С.С. О классификации административно-правовых режимов // Современное право. - 2002. - № 10. - С. 25-26.

 

 

Задачи.

Задача  №1.

Домовладелец  Крюков обратился в администрацию  города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в  городе установлена в размере 0,1 га.

Правомерен   ли   отказ   в    переоформлении   в    собственность    всего  земельного участка? Решите дело.

Решение.

Правомерен отказ в переоформлении земельного участка площадью 0.2 га. Если в данном месте не предусмотрено использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, то земля либо резервирована (Статья 11), либо есть исключения (Статья 28.4) или ограничения. 

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).  
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).  Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. 

Предельные (максимальные и  минимальные) размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  в собственность из находящихся  в государственной или муниципальной  собственности земель, устанавливаются  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления, в том числе  и максимальные размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  бесплатно. 
 
Источники.  
 
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений. Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 25. Основания возникновения прав на землю. Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности  
Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков.

Задача  № 2

Иванов И.И. проживая в черте города Екатеринбурга, р-н  Шарташ, решил на своем земельном участке построить баню, и подал соответствующее заявление. В строительстве бани ему было отказано, с мотивировкой, что данный микрорайон близко расположен к озеру Шарташ, который является памятником природы и культуры, а так же тем, что в данном районе нет приспособленных очистных сооружений.

По данному  поводу Иванов И.И. обратился в суд.

Какое решение  примет суд? Чем обосновано это решение?

 

Решение

Озеро Шарташ относится к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, т.е. объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст. 4 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 12.11.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации).

Таким образом, только при соблюдении СНИП и получения разрешительной документации, суд вынесет положительное решение, т.е. в пользу Иванова И.И.

 


Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов