Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ земельного законодательства РФ, изучение правоприменительной практики Земельного кодекса РФ.
Задачи, которые предстоит решить в ходе проделанной работы
1. определить правовой статус земель особо охраняемых территорий;
2. изучить какие земли входят в состав земель особо охраняемых территорий;
3. выделить общие признаки земель особо охраняемых территорий и объектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов……………..5
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий…………….8
3. Правовой режим земель природоохранного назначения……………………........17
4. Правовой режим земель рекреационного назначения……………………………..19
5. Правовой режим земель историко-культурного назначения………………………22
6. Правовой режим особо ценных земель……………………………………………...26
7. Особенности изменения правового режима земель особо охраняемых территорий...27
Заключение…………………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий..docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

 

3. Правовой режим земель  природоохранного назначения

 

К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) запретных и нерестоохранных  полос;

2) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством  (за исключением защитных лесов,  расположенных на землях лесного  фонда, землях особо охраняемых  территорий);

3) иные земли, выполняющие  природоохранные функции.

К землям запретных и нерестоохранных  полос относятся земли, находящиеся  в местах нереста определенных видов  рыб. До урегулирования в федеральных  законах вопросов, связанных с  запретными полосами, не могут быть выделены и земли этих полос. Выделение  земель с особым режимом использования  сопряжено с ограничением прав граждан  и юридических лиц. В целях  соблюдения требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанный вопрос не может решаться в соответствии с законами субъектов РФ и подзаконными актами.

Перечень земель, занятых  защитными лесами, согласно ст. 102 ЛК РФ приведен в главе, посвященной правовому режиму земель лесного фонда и праву лесопользования.

К природоохранным землям, занятым защитными лесами, относятся  земли, не включенные в состав земель лесного фонда (они имеют особый режим использования и охраны, установленный ЛК РФ).

Применительно к исключению из состава земель природоохранного назначения защитных лесов, расположенных  на землях особо охраняемых территорий, усматривается ошибка юридической  техники, так как подкатегория земель природоохранного назначения относится  к категории земель особо охраняемых территорий. Предположительно, законодатель намеревался исключить из земель природоохранного назначения земли, занятые  защитными лесами, расположенными на землях особо охраняемых природных  территорий, так как п. 1 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ относит к защитным леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В силу общего для всех особо  охраняемых природных территорий и  объектов правила п. 4 ст. 94 ЗК РФ о том, что данные земли могут иметь федеральное, региональное и местное значение, и открытого перечня земель природоохранного назначения (п. 1 ст. 97 ЗК РФ) Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вправе относить к землям природоохранного назначения находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности иные ценные земли, выполняющие природоохранные функции, с установлением для них особого правового режима. Так, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством РФ (п. 5 ст. 97 ЗК РФ).

Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  земельных участков.

В этом правовой режим территорий природоохранного назначения отличается от правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов, некоторые виды которых (государственные  природные заказники, памятники  природы) допускают изъятие земель у частных правообладателей.

Юридические лица, в интересах  которых выделяются земельные участки  с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при  соблюдении установленного режима охраны этих земель. Следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, находящимися в пределах земель природоохранного назначения, можно только в той  мере, в какой это не нарушает установленного правового режима земель природоохранного назначения.

 

4. Правовой режим земель  рекреационного назначения

 

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные  и используемые для организации  отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности граждан.

Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит  в удовлетворении потребностей граждан  в отдыхе.

К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и  палаточные туристско-оздоровительные  лагеря, дома рыболова и охотника, детские  туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).

Использование учебно-туристических  троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Земли рассматриваемой категории  не изъяты и не ограничены в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются, однако для них устанавливается особый правовой режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Свободный оборот земель рекреационного назначения, в отличие от земель особо охраняемых природных территорий, земель особого историко-культурного  наследия (ст. 27 ЗК РФ), означает возможность их нахождения в частной собственности, в том числе в порядке приватизации. Однако неясен порядок создания таких территорий (способ волеизъявления частного собственника и пр.), ведь данная подкатегория земель относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, которые должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).

Признание земель землями  рекреационного назначения не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Что касается владения, пользования  и распоряжения этими земельными участками, то они ограничиваются. Граждане и юридические лица, чьи земельные  участки располагаются на землях рекреационного назначения, обязаны  соблюдать режим, установленный  для этих земель.

С 16 марта 2009 г. из состава  земель рекреационного назначения исключены  земли пригородных зеленых зон, которые согласно ст. 86 ЗК РФ в прежней редакции как зеленые зоны выделялись в составе пригородных зон в категории земель населенных пунктов. Теперь ст. 86 ЗК РФ определяет, что в пригородных зонах выделяются в том числе зоны отдыха населения. Следовательно, зоны отдыха населения хотя и несут аналогичное рекреационное назначение, но регулируются в категории земель населенных пунктов. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - федеральными законами.

Вместе с тем земли  пригородных зон в основном заняты лесами. Городские леса, леса зеленых  зон и лесопарки относятся ст. 102 ЛК РФ к категории защитных лесов, т.е. они подлежат более строгой защите в соответствии с требованиями ЛК РФ. Кроме того, в категории земель населенных пунктов теперь непосредственно выделяются зоны рекреационного назначения (п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Особенностью рекреационных  зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми  нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Граждане могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, находящихся в государственной  и муниципальной собственности, если они не закрыты для доступа. При этом они обязаны соблюдать  режим земель рекреационного назначения. Что касается земельных участков, принадлежащих на праве собственности  или иных правах на землю гражданам  и юридическим лицам, отнесенных к землям рекреационного назначения, то доступ на них возможен в порядке, установленном законодательством  РФ (ст. 262 ГК РФ), т.е. с согласия частного собственника.

5. Правовой режим земель  историко-культурного назначения

 

К землям историко-культурного  назначения ст. 99 ЗК РФ относит земли:

1) объектов культурного  наследия народов Российской  Федерации (памятников истории  и культуры), в том числе объектов  археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования  исторических промыслов, производств  и ремесел;

3) военных и гражданских  захоронений.

Основным законодательным  актом, регулирующим отношения в  сфере сохранения историко-культурного  наследия, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В части, не противоречащей ему, применяется Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (с последующими изменениями).

Согласно ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся:

- памятники - отдельные  постройки, здания и сооружения  с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные  захоронения; произведения монументального  искусства; объекты науки и  техники, включая военные; объекты  археологического наследия;

- ансамбли - четко локализуемые  на исторически сложившихся территориях  группы изолированных или объединенных  памятников, строений и сооружений  фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного,  торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также  памятников и сооружений религиозного  назначения; произведения ландшафтной  архитектуры и садово-паркового  искусства (сады, парки, скверы, бульвары); некрополи;

- достопримечательные места  - творения, созданные человеком,  или совместные творения человека  и природы, в том числе места  бытования народных художественных  промыслов; центры исторических  поселений или фрагменты градостроительной  планировки и застройки; памятные  места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Земли историко-культурного  назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Из правила о приоритете целевого назначения земель историко-культурного  назначения вытекает правило о запрете  изъятия земель данного целевого назначения. Данный запрет является одним  из ограничений изъятия, о которых  говорится в п. 2 ст. 49 ЗК РФ.

Земли объектов историко-культурного  назначения могут являться землями  особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") либо землями иных категорий земель, например землями населенных пунктов (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).

В случае если земли объектов историко-культурного назначения выделяются в пределах границ населенных пунктов  в составе зон особо охраняемых территорий, такие земельные участки  используются не в соответствии с  градостроительными регламентами, а  подчиняются особому правовому  режиму, предусмотренному положениями ЗК РФ о данных землях в составе земель особо охраняемых территорий и объектов.

В то же время земельные  участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории  и культуры, но расположенные в  границах зон охраны памятников истории  и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В зависимости от того, кто  является собственником историко-культурных объектов, решается вопрос о федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальной собственности на занимаемые этими объектами земли историко-культурного назначения.

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Нетрудно заметить, что  особо ценные объекты культурного  наследия народов Российской Федерации  входят в число объектов культурного  наследия народов Российской Федерации, и это разные по объему понятия. Решение  о признании объекта культурного  наследия федерального значения особо  ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации принимается  Правительством РФ. Объект культурного  наследия, включенный в Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов  Российской Федерации в первоочередном порядке (ст. 24 Федерального закона N 73-ФЗ).

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов