Государственная собственность
состоит из земель, находящихся
в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст.
16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности
субъектов РФ.
Определены следующие уровни государственной собственности на землю.
1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся, прежде всего, земли,
занятые объектами, отнесенными исключительно
к федеральной собственности, а также
иные земли, необходимые для осуществления
задач федерального значения (ст. 17 ЗК
РФ).
В состав федеральных земель
входят:
- земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ
РФ;
- земельные участки, занятые федеральными
энергетическими и космическими системами,
объектами ядерной энергетики, оборонной
промышленности, связи, метеорологической
службы, добывающей промышленности, Топливно-энергетического
комплекса, железнодорожного, воздушного,
трубопроводного, речного, морского транспорта
федерального значения, федеральных автомобильных
дорог, объектами федеральных органов
власти, земли закрытых административно-территориальных образований, земли лесного и водного фондов
федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений
и других объектов недр, земли запаса федерального
значения;
- земельные участки федеральных государственных
природных заповедников, национальных природных парков, государственных
природных заказников, памятников природы,
объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного
значения, курортных и лечебно-оздоровительных
зон, других особо охраняемых природных
территорий федерального значения, включая прибрежные
зоны морей и океанов;
- земельные участки Российской академии
наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских
учреждений, высших учебных заведений федерального
значения, федеральных опытно-производственных хозяйств,
сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных
государственных учебно-опытных и учебно-производственных
хозяйств, государственных конных заводов,
племенных, элитно-семеноводческих хозяйств,
государственных мелиоративных систем, конкретный
перечень которых утверждает Правительство РФ;
- иные земельные участки, предусмотренные
федеральными законами и договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными органами РФ и
органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принятыми нормами права, международными
договорами за Российской Федерацией
признаются суверенные права и юрисдикция
на ее континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне РФ.
Земли, находящиеся в государственной
собственности, могут передаваться
гражданам и юридическим лицам для застройки,
сельскохозяйственного производства
и иных целей. В государственную собственность
могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании
дарения и в результате прекращения права
муниципальной или частной собственности,
по другим основаниям, установленным ЗК
РФ и другими законами.
2. Собственность субъектов
РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных
границ, за исключением федеральных, муниципальных
и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).
Специфика права государственной
собственности на землю заключается
в следующем.
- Данный вид права собственности
характеризуется высоким уровнем субъектов собственности.
- Государственные земли используются
только в соответствии со своим
целевым назначением.
- Основания возникновения права
государственной собственности
на землю имеют свои особенности.
- Правомочия собственности на землю совпадают у государства
с правомочиями регулирования землепользования
всего земельного фонда, а также с осуществлением
контрольных функций за использованием
земель иными собственниками.
Обобщая характеристику государственной
собственности на землю, можно сделать следующие выводы:
а) чем выше уровень государственной
собственности на землю, тем шире
диапазон использования земли
по целевому назначению;
б) в одной и той же административно-территориальной
единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие
в различных формах собственности и имеющие
различный правовой режим.
3. Право муниципальной собственности
на землю. Муниципальная собственность на землю
— это собственность городских, сельских
и иных населенных пунктов, других муниципальных
образований (ст. 19 3K РФ).
К этому виду собственности
могут относиться земли, занятые
объектами муниципальной собственности,
а также земли, необходимые для непосредственного
осуществления коммунального обслуживания
населения, находящегося на соответствующей
территории района, города, и др.
Указанные земли проходят
государственную регистрацию в
Государственном реестре в соответствии
с постановлением Правительства РФ от
18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения
Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним»
(в ред. от 03.10.2002).
В соответствии со ст. 130 Конституции
РФ местное самоуправление осуществляет
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является
федеральной собственностью субъектов
РФ и частной собственностью.
Распоряжениями Правительства
РФ из федеральной собственности
в муниципальную собственность ряда субъектов
РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В муниципальной собственности
находятся земли в пределах
черты городов, поселков и сельских поселений,
а также земельные участки за их чертой,
переданные в ведение органов местного
самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений,
а также районов (кроме районов в городах)
для обеспечения их развития могут дополнительно
передаваться земли, находящиеся в государственной
собственности. В муниципальную собственность
могут приобретаться земли органами местного
самоуправления у собственников земельных
участков путем их выкупа либо на основе
дарения, отказов от земельных участков
и на иных законных основаниях.
Основное целевое назначение
земель, находящихся в муниципальной
собственности, - служить удовлетворению коммунальных
потребностей местного населения (обслуживание
нужд жилого фонда и коммунального хозяйства,
объектов инженерной инфраструктуры,
внешнего благоустройства и т.п.). В силу
этого муниципальная земельная собственность
имеет более узкое назначение по сравнению
с государственной собственностью.
Заключение
Таким образом, подведем
итоги проделанной работы.
Право собственности
имеет многозначное толкование
и может пониматься как институт земельного права; как правоотношение; как правомочие
собственника и как юридический факт,
имеющий правообразующее, правоизменяющее
и правопрекращающее значение.
В понятие «права собственности
на землю» можно включить:
- институт российского земельного права,
нормы которого содержатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и
др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных
актах. Для института права собственности
на землю характерно сочетание двух признаков: экономического и
экологического, которые находятся в тесном взаимодействии;
- земельное правоотношение, в котором
выступают как субъекты права собственности, так и иные лица,
являющиеся носителями земельных прав
и обязанностей;
- субъективные правомочия собственников
земли (право на совершение определенных действий и на бездействие, на требование к другим лицам и
на защиту, на взыскание убытков);
- юридический факт, порождающий определенные
правоотношения как для собственников, так и для
иных лиц.
В соответствии с
п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России
устанавливаются частная собственность
на землю граждан и юридических лиц, государственная
(федеральная и субъектов РФ), муниципальная
и иные формы собственности. Граждане
могут иметь земельные участки на праве
не только индивидуальной, но и общей долевой
(с определенной долей каждого собственника)
и общей совместной (без определения долей
каждого) собственности.
Право собственности на землю
реализуется через формы и
виды собственности на земельные
участки, составляющие земельный фонд России.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
Части первая, вторая, третья и четвертая
(по состоянию на 10 сентября 2008 г.).
- Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское
законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство»
и вещных правах на земельные участки.
«Журнал российского права», 2002, N 9.
- Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности
на землю в российском законодательстве
// Законодательство и экономика. 2001,
№ 11.
- Ерофеев Б.В. Земельное право России:
Учебник. 8-е изд., перераб. – М.:Юрайт-Издат,
2004.
- Земельное право современной России:
Учебное пособие. Крассов О.И. М.; Дело, 2003.
- Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 г.
- Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий
к главе 17 Гражданского кодекса Российской
Федерации / Крашенинников П.В. М.; Статут,
2002.
- Право собственности: пределы и ограничения
/ Камышанский В.П., Филиппов П.М.. М.;
Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Прохорова Н.А. Содержание права собственности
на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал
российского права. 2003, № 8 .
- Соколов А.В. Право частной собственности
на землю в условиях реформирования земельных
отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново,
2002. Правовое регулирование оборота земель.
№ 6
- Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности
на землю: история и современность // Вестник
института права СГЭА: Актуальные проблемы
правоведения: Научно-теоретический журнал. Самара; Изд-во СГЭА, 2002 №
2.