Право собственности на землю в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству . Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность)

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

По действующему законодательству иностранные граждане и юридические  лица также являются субъектами права  частной собственности на землю. Однако, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные  граждане, иностранные юридические  лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками  на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом  РФ в соответствии с федеральным  законодательством о государственной  границе РФ, и на иных установленных  особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами [3]. Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», могут обладать только на праве аренды [4].

Предоставление иностранцам  и лицам без гражданства национального  режима в отношении земли не всегда сочетается с общественными и  государственными интересами. Следует  считать пробелом земельного права  то, что оно не выделило регулирование  прав на землю иностранных граждан  и юридических лиц без гражданства  обладают равными правами на землю  с гражданами России.

Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, она  является природным ресурсом, источником формирования земельных участков - объектов гражданских прав. Объектом права частной собственности  на землю является земельный участок [13; C. 187]. Объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Это правило является общим правилом для гражданского законодательства. Право собственности может распространяться только на вещи, определенные родовыми или индивидуальными признаками. В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество. Кроме того, для того чтобы объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам [13; C. 48].

Объектами права частной  собственности выступают земельные  участки лишь некоторых категорий  земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного  назначения, приобретение права частной  собственности, на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в поселениях и некоторые другие [3].

Земля и другие природные  ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты  в той мере, в какой вопросы  их оборота не урегулированы законодательством  о земле и других природных  ресурсах. Гражданский кодекс регулирует эти вопросы специальной главой «Право собственности и другие вещные права на землю» [2].

В ст. 6 ЗК РФ среди объектов земельных отношений перечисляются  не только земельные участки, но и  их части [3]. Следовательно, после раздела часть превращается в целое и участвует в гражданском обороте как самостоятельный объект гражданских прав - новый земельный участок, сформированный и прошедший кадастровый учет по действующим правилам землеустройства и государственного кадастрового учета.

Часть земельного участка  может являться сферой действия сервитута. При установлении сервитута, например, для обеспечения прохода и  проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий  электропередачи, связи и трубопроводов  зона прохождения таких линейных сооружений по земельному участку указывается  на его кадастровом плане как  часть участка с обременением [2].

Лица, имеющие в собственности  земельный участок вправе распоряжаться  им свободно, поскольку соответствующие  земли на основании закона не исключены  из оборота или не ограничены в  обороте. Земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, но, прежде всего, как объект собственности. Решающее значение при этом имеет  ликвидность земли, то есть возможность  сдачи ее в аренду, залога под  ссуду, наследования, дарения, купли-продажи. Изменение отношений собственности  повысит оперативность принятия решений, существенно снизит нагрузку на республиканские и местные органы управления, перенося их на фирменный и индивидуальный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Право муниципальной собственности на землю

 

Право муниципальной собственности  на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления [2]. В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки [19; C.67].

Муниципальная собственность  на землю – это собственность  муниципальных образований. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривает, что финансово-экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная  собственность, в состав которой  входят муниципальные земли [8].

Объектами права муниципальной  собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности  на основании законодательных актов. Т. е. в муниципальной собственности  находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением  земель, находящихся в государственной  собственности и переданных в  частную собственность, также земельные  участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации [19; C. 20].

В муниципальной собственности  находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной  собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены  по основаниям, установленным гражданским  законодательством.

Также, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности [3].

Субъектами права муниципальной  собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования  и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Муниципальные земли городов  устанавливаются методом так  называемого вычитания – это  земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации  и находящихся в собственности  физических и юридических лиц [18; C.68].

Основанием отнесения  городских земель к объектам муниципальной  собственности являются:

- решение об отводе земельных участков под объекты муниципальной собственности;

- решение органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением земель, занятых объектами государственной собственности и необходимых для их обслуживания;

- решения о предоставлении органами местного самоуправления земли в аренду юридическим и физическим лицам, кроме земельных участков, на которых размещены объекты государственной собственности;

- решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в срочное пользование;

- решения о предоставлении органами местного самоуправления земельных участков физическим лицам в пожизненное наследуемое владение;

- договоры о приобретении земельных участков в муниципальную собственность как в границах, так и за пределами территории муниципального образования, в том числе посредством выкупа;

- отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (включая земли общего пользования, инженерной инфраструктуры), кроме земель, отнесенных действующим законодательством к государственной собственности;

- отсутствие собственника или отказ собственника от права владения земельным участком (бесхозная недвижимая вещь);

- решения органов государственной власти о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности в муниципальную собственность [8].

Передача земель, находящихся  в государственной собственности  Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ, земель, находящихся  в государственной собственности  субъекта РФ, органами государственной  власти субъекта Федерации.

Споры, возникающие в связи  с отнесением земельных участков к объектам права муниципальной  собственности на землю, разрешаются  посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством  вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной  собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной собственности, в государственную не допускается.

Обмен земель, находящихся  в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями  производится на основании договоров  между ними.

Представительный орган  местного самоуправления устанавливает  порядок управления и распоряжения землями, находящимися в муниципальной  собственности, в соответствии с  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Институт права собственности  приобретает особое значение как  в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного  института стало юридическое  признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Право государственной собственности  означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству [11;C.45]. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Особенности Российской Федерации, субъектов  РФ как субъектов права государственной  собственности состоит в том, что они являются субъектами не только права собственности на земельные  участки, но и носителями политической государственной власти распространяющейся на соответствующей территории независимо от формы собственности на земельные  участки в ее пределах.

Объектом права государственной  собственности выступают индивидуально  обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц и муниципальных  образований.

Право частной  собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в  общей собственности отдельным  конкретным физическим или юридическим  лицам, которые выступают субъектами права частной собственности  на землю [16; C. 50].

Субъектами права частной  собственности на землю являются граждане и их объединениями (юридические  лица). Для того чтобы быть субъектом  права частной собственности  на земельный участок, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

По действующему законодательству иностранные граждане и юридические  лица также являются субъектами права  частной собственности на землю.

Право муниципальной собственности  на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

Субъектами права муниципальной  собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования  и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Информация о работе Право собственности на землю в РФ