Прекращение права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Достаточно длительное время земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение определяло и не отчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.
Коренные преобразования в политической, социальной, экономической сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.

Содержание

1. Право собственности на землю 3
2. Основания и принцыпы прекращения права собственности на землю 8
2.1 Прекращение прав: постоянного (бессрочного) пользования; пожизненного наследуемого владения; безвозмездного (срочного) пользования; сервитута; аренды 8
2.2 Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд 21
2.3 Прекращение права при совершении земельного правонарушения 28
Заключение 36
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Прекращения права собственности на землю принцыпы и основания.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость  земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ указанного выше основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном  занятии земельного участка между  собственником земельного участка  и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении  прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам  и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном  занятии земельного участка между  землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении  прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении  качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков  осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

При определении размера  убытков, причиненных арендаторам  земельных участков изъятием земельных  участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Если собственник не согласен с  решением об изъятии у него земельного участка для государственных  или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Кодекса (282 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В случаях, когда земельный  участок, изымаемый для государственных  или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279 –282 ГК РФ (283 ГК РФ).

 

 

2.3  Прекращение права при совершении земельного правонарушения

Земельные правонарушения, являющиеся основания для изъятия  земельных участков, определены в  ст. 45-47 ЗК РФ: использование земельного участка не в соответствии с его  целевым назначением и принадлежностью  к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного соответствующими нормами статей 95, 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Необходимо предложить небольшую  характеристику правонарушений перечисленных  взаконодательстве. В ЗК РФ закрепляется обязанность правообладателей земельных участков использовать земельные участки строго в соответствии с их целевым использованием. Целевое использование земельного участка характеризуется двумя элементами: целевое назначение и разрешенное использование. Характеристика целевого назначения земельного участка содержится в 7 ЗК РФ, а ст. 8 и Федеральном законе «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» определяет порядок его изменения. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков – эти понятия используемые только в земельном законодательстве.

Целевое назначение земельного участка  – это отнесение его к той  или иной категории земель. Все  земельные участки в зависимости  от целевого использования относятся: к землям сельскохозяйственного назначения - это земли, используемые и предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве; землям поселений (ранее - земли населенных пунктов)-это земельные участки, находящиеся в пределах черты города или иного населенного пункта; землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и иного специального назначения - это земельные участки, находящиеся за пределами черты поселений, занятые выше перечисленными объектами; землям особо охраняемых территорий и объектов - это земельные участки, занятые объектами природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, лечебными объектами, предназначенные для организации отдыха; землям лесного фонда - это лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли; землям водного фонда - это земельные участки, занятые водными объектами и земли, водоохранных зон и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений и объектов; землям запаса - это земли, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Правовое значение разграничения  земель на категории заключается  в том, что по каждой категории  земель устанавливается свой правовой режим использования.

В Кодексе определены документы, в которых должна указываться  категория земель актах федеральных  органов исполнительной власти, актах  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и актах  органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного кадастра недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме целевого использования  каждый земельный участок имеет  и разрешенное использование  – это конкретная цель, для которой  он представлен. В земельном законодательстве не определены виды разрешенного использования земельных участков. Лишь в п. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Более детально данные отношения регулируются ГрК РФ. В п. 1 ст. 37 ГрК определены виды разрешенного использования:

1) основные виды разрешенного  использования;

2) условно разрешенные  виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 45-47 ЗК РФ основанием прекращения права на земельный участок является только использование его не в соответствии с целевым назначением, т.е. не в соответствии с той категорией, в которую он включен.

Прекратить право на земельный участок возможно и  в том случае, когда он используется способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки. Однако в земельном законодательстве не предусмотрены критерии определения существенного снижения плодородия земель и значительного ухудшения экологической обстановке. Эти понятия являются оценочными, так как в законодательстве не определены критерии, в каждом конкретном случае оценка будет иметь субъективный характер. Законодателю следует предложить уточнить эти понятия.

Не содержится в земельном  законодательстве и понятий «отравление», «загрязнение», «порча или уничтожение  плодородного слоя почвы». В комментариях к УК РФ предлагается следующие определение  этих понятий: под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель; под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

В ст. 45 ЗК РФ уточняется вследствии каких действий может произойти порча и уничтожение плодородного слоя почвы - нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, при этом требуется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Право на земельный участок  может быть прекращено и при нарушение  установленного соответствующими нормами  статей 95, 100 ЗК РФ режима использования  земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только ЗК РФ, но и специальным Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», полностью или частично изымающими эти земли из хозяйственной деятельности. Следовательно, не соблюдением установленных запретов и ограничений является основанием прекращения права на земельный участок.

В земельном законодательстве отсутствует определение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. В ст. 12-13 ЗК РФ определяются цели охраны земель и ее содержание, перечислены общие мероприятия, которые не являются обязательными для конкретного обладателя участка. Можно предполагать, что обязательными мероприятия будут являться те, которые определены в проектах улучшения земель, освоения новых земельных участков для сельскохозяйственного производства и др.. Необходимо преложить законодателю определить случае обязательного проведения указанных мероприятий и что понимать под систематичностью их невыполнения.

В ст. 54 ЗК РФ установлен порядок прекращения прав на земельные  участки. Принудительное прекращение  права осуществляется при условии  неустранения фактов ненадлежащего  использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, предоставившего земельный участок.

Предупреждение должно содержать: указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; иные необходимые условия. Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Прекращение права собственности на землю