Проблемы приватизация земельных участков в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:40, доклад

Краткое описание

Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном самим Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ЗК РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Алиева_тезисы.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Алиева А.Ш.*

ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Сфера земельных правоотношений – одна из наиболее важных сфер общественной жизни, но при этом одна из наиболее спорных. Земельный кодекс Российской Федерации подробно определил процедуру предоставления, изъятия, оформления прав на земельные участки в РФ. Особого внимания заслуживают нормы, регламентирующие порядок приватизации земельных участков, так как данный процесс вызывает множество проблем в правоприменительной практике.1

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с положениями Кодекса.

В существующей редакции Земельного кодекса возникает ряд особенностей при приватизации земельных участков:

  • по субъектному составу (как для покупателей, так и для продавцов);
  • по объектному составу (в зависимости от категории земель, наличия кадастровых планов);
  • в зависимости от объектов, находящихся на земельных участках (например, объектов культурного наследия, памятников местного или федерального значения).

Я бы хотела заострить  внимание на второй особенности, а именно, рассказать о правовых проблемах  приватизации гражданами земельных  участков из состава категорий земель сельскохозяйственного назначения.

Одной из актуальнейших проблем  в сфере земельных отношений является установление на территории ряда муниципальных образований практики запрета со стороны органов местного самоуправления по приватизации гражданами земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения.

До введения в действие Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускалась.2

 Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном самим Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ЗК РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.3

 Например, приватизация земельных  участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется через 49 лет со дня вступления в силу данного Закона.4

Правомерны ли действия органов  местного самоуправления по отказу в приватизации земельных участков?

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами и юридическими лицами, указанными в ст. 78 ЗК РФ. Указанные земли могут использоваться гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.5

Действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.6 Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Следовательно, применительно к земельным участкам граждан из состава земель сельскохозяйственного назначения данный Закон (и вытекающие из него запреты по приватизации земель) распространяется только на земельные участки крестьянских фермерских хозяйств.

 Специальные федеральные законы, регулирующие вопросы использования гражданами земельных участков сельскохозяйственного назначения, не содержат никаких запретов на их приватизацию. Так, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» не устанавливает никаких запретов по приватизации земельных участков, образующих полевые наделы личных подсобных хозяйств.

Итак, сфера действия Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (и принятых в соответствии с ним законов субъектов РФ) распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вопросам функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств посвящен специальный Федеральный закон  от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Какие-либо запреты в части приватизации земель фермерскими хозяйствами не установлены.

В силу п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах и законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу. Положения Закона Волгоградской области, устанавливающие не предусмотренные ЗК РФ дополнительные ограничения конституционных прав граждан, применению не подлежат.

Согласно ст. 19.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если на день его вступления в силу субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная п. 4 ст. 1 данного Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 г.

В Волгоградской области приватизация земель сельскохозяйственного назначения должна была начаться с 1 января 2004 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не связывает никаких последствий по прекращению приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения со случаем, если субъект РФ с опозданием примет закон, обеспечивающий реализацию его положений. 7

Таким образом, отказ гражданам в приватизации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения со стороны органов местного самоуправления является незаконным, а ссылки на Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 г. N 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» (или его аналоги в других субъектах РФ) несостоятельными, поскольку при рассмотрении обращений граждан следует руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Земельный кодекс РФ.

* Уральская Государственная Юридическая Академия, Институт государственного и международного права; магистр юриспруденции, преподаватель Баканова Оксана Фёдоровна

1 Голосова С.А. К вопросу о приватизации земли // Юрист. 2005, № 6.

2 Федеральный закон от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статья 8.

3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункт 4 статьи 1.

4 Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 г. N 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», статья 10.

5 Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. 2005, № 5.

6 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункт 1 статьи 1.

7 Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. 2005, № 5.


Информация о работе Проблемы приватизация земельных участков в РФ