Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, реферат
За прошедший период вплоть до настоящего времени в области применения земельного законодательства было принято всего одно постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Это первая попытка дать обобщение по возникающим вопросам, связанным с применением Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, пока не нашла своего продолжения.
Рассмотрение споров, связанных с применением земельного законодательства на примере Республики Башкортостан
По данным статистической отчетности за 2007 год в Арбитражном суде Республики Башкортостан рассмотрено 26 дел, связанных с применением земельного законодательства, из них 20 дел о признании недействительными ненормативных правовых актов и 4 дела из совершения сделок с землей.
За 1 полугодие 2008г. рассмотрено 151 дело, из них об оспаривании ненормативных правовых актов - 45 дел, о признании права собственности - 3 дела, в связи с неисполнением обязательств из совершения сделок с землей - 78 дел.
Однозначно можно заметить явную тенденцию к увеличению количества рассматриваемых в арбитражных судах дел по земельным спорам.
Так, по данным официальной статистики рост количества земельных споров за 1 полугодие 2008г. по сравнению с 1 полугодием 2007 года составил 63% в целом по системе арбитражных судов Российской Федерации.
Эти дела имеют большой социальный резонанс и общественную значимость, особенно в настоящее время, когда решаются вопросы введения и регулирования частных форм землепользования. Поэтому стоит неотложная задача формирования единого правового поля, единой правоприменительной судебной практики в области регулирования земельных правоотношений.
С момента принятия Земельного
кодекса Российской Федерации в
2001 году прошло восемь лет. За этот период
времени было принято 29 Федеральных
законов, вносящих изменения и дополнения
в Земельный Кодекс РФ. Поэтому
по праву земельное
За прошедший период вплоть до настоящего времени в области применения земельного законодательства было принято всего одно постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Это первая попытка дать обобщение по возникающим вопросам, связанным с применением Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, пока не нашла своего продолжения. Идет творческая наработка судебной практики по округам и судам первой инстанции, что естественно порождает некоторую неопределенность в подходах к разрешению споров, единая практика по многим проблемным вопросам применения земельного законодательства ещё не выработана.
Практика рассмотрения споров, возникших в сфере земельных правоотношений, в арбитражном суде Республики Башкортостан показывает, что имеются определенные проблемы в применении положений Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении споров. Стоит отметить, что по некоторым проблемам земельного законодательства, правоприменительная практика кардинально менялась почти через каждые полтора-два года.
При рассмотрении в арбитражных судах споров, связанных с применением земельного законодательства, можно выделить три основных блока этой категории дел :
- споры, возникающие из публичных правоотношений: о признании незаконными нормативных и ненормативных правовых актов и действий государственных органов в области регулирования земельных правоотношений;
- споры, связанные с
привлечением к
- споры, возникающие из
гражданско-правовых отношений
Каждая из указанных категорий дел имеет свои процессуальные особенности при рассмотрении, предусмотренные специальными главами и статьями Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Хотелось бы остановится лишь на одной категории – это дела о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления по предоставлению в собственность земельных участков.
До 01 сентября 2007 года судебная практика придерживалась разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в соответствии с пунктом 4 которого собственник объекта недвижимости, заключивший договор аренды земельного участка до введения в действие Земельного Кодекса РФ, не признавался обладателем исключительного права на приватизацию в соответствии с п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ.
По указанному основанию было отказано заявителям в обязании органов местного самоуправления предоставить в собственность земельный участок по нескольким делам.
После 01 сентября 2007 года судебная
практика коренным образом изменилась
в связи с принятием
Соответственно арбитражный суд стал выносить решения, удовлетворяющие требования субъектов предпринимательской деятельности о предоставлении в собственность земельных участков.
Количество
заявлений в суд по приватизации
земли резко возросло, за полтора
года рассмотрено 10 заявлений о признании
незаконными бездействий
При рассмотрении этих видов земельных споров суду следует особое внимание уделять правомерности заявленных требований, поскольку определенную ответственность за приватизацию земли берет на себя суд. Поэтому в рамках судебного процесса необходимо проверять правоспособность заявителя, правовые основания обладания объектами недвижимости, историю возникновения и развития правоотношений по землепользованию, параметры приватизируемого земельного участка, его расположение и технические характеристики, данные кадастрового учета, и особое внимание возражениям ответчика - органа местного самоуправления по основаниям отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.
Часть 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусматривает 14 случаев ограничения в обороте земельных участков.
По рассмотренным делам одним из основных доводов органов местного самоуправления в отказе в приватизации земли, было резервирование земли для государственных и муниципальных нужд (п.13 ч.5 ст.27 ЗК РФ).
В этих случаях суд должен проверить основания резервирования, решения, на основании которых введено резервирование земельного участка, конкретные цели резервирования в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Градостроительного Кодекса РФ, а также Законом РБ.
Учитывая, что решения Совета Городского округа город Уфа РБ о резервировании, принятые в 2006-2007 годах, не соответствовали требованиям законодательства, а именно включали в зарезервированные земли всю территорию города или определенных районов города без указания конкретных целей резервирования, без указания площади таких участков, без определения землепользователей и правообладателей земельных участков, которые подпадают под действие решения о резервировании и чьи права обременяются резервированием, то арбитражный суд, как правило, признавал такие отказы в приватизации незаконными.
Данный подход Арбитражного
суда РБ возымел действие, и уже
на 2008 год было принято более проработанное
решение Совета Городского округа город
Уфа РБ о резервировании, и более
соответствующее требованиям
Еще одним из встретившихся оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка по рассмотренным делам, было ограничение оборотоспособности земельного участка ввиду расположения в пределах особо охраняемых природных территорий (п.1 ч.5 ст.27 ЗК РФ), а также в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов ( п.14 ч.5 ст.27 ЗК РФ).
Если в целом судебная
практика идет по пути того, что любое
ограничение в
Суд исходил из того, что право на приватизацию земли садоводческими товариществами регулируется нормами специального законодательства, а именно Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно статье 28 данного закона садоводческому товариществу не может быть отказано в приватизации земельного участка, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Режим ограничения в отношении земельного участка, расположенного в санитарной зоне охраны вод, касается в соответствии с нормативными актами запрещения использования земельного участка для каких-либо конкретных видов работ, создающих угрозу в загрязнении. Однако, нормативными актами разрешено использовать земли санитарной охраны вод для садоводства и огородничества. Поэтому суд, при оценке оснований для отказа в приватизации, пришел к выводу о неправомерности отказа и удовлетворил требования. Решение суда оставлено в силе апелляционной инстанцией.
Однако по другому делу апелляционной и кассационной инстанцией было отказано в приватизации земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемых природных территорий (в зоне горно-санитарной охраны курорта и в зоне санитарной охраны вод) с указанием о безусловном запрете на приватизацию такого земельного участка, ограниченного в обороте.
Данная проблема, касающаяся приватизации земельных участков, ограниченных в обороте, требует более внимательного подхода при разрешении дел и правильной оценки как вида осуществляемой предпринимательской, экономической деятельности, так и всех нормативных актов, регулирующих особый правовой режим земельного участка, ограниченного в обороте.