Система земельного права
- СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
1. Общая часть
- - Право собственности
- - иные права на землю
- - управление земельными ресурсами
- - охрана земель
2. Особенная часть
-правовой режим земель сельcкохозяйственного назначения
-правовой режим земель населенных пунктов
-правовой режим земель специального назначения
-правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
-правовой режим земель лесного фонда
-правовой режим земель водного фонда
-правовой режим земель запаса
- СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
- 1. Общая часть
- - предмет, метод ЗП
- - принципы ЗП
- - история развития земельного законодательства и земельного права
- - источники земельного права
- - плата за землю
- 2. Особенная часть:
- - особенности правового режима отдельных категорий земель
- 3. Специальная часть:
- - особенности правового регулирования охраны и использования иных природных ресурсов
- - правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- 1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека
регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о:
- природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы,
- природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации,
- и одновременно как о
недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- 2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества
владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде
- 3. приоритет охраны жизни и здоровья человека
- при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат
- 4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю
- 5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними
объектов
- 6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий
- 7. платность использования земли
- 8. деление земель по целевому назначению на категории
- 9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований
- 10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель
- 11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан
ст.1 ЗК РФ:
При регулировании земельных отношений
также применяется:
А) принцип разграничения действия
норм гражданского законодательства и
норм земельного законодательства в части
регулирования отношений по использованию
земель
Б) принцип государственного регулирования
приватизации земли
- Перечень принципов, содержащихся в ст.1 ЗК РФ, не является исчерпывающим
- - принцип сохранения целевого использования земельных участков;
- - принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;
- - принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже
История развития земельного права
- Принят
- II Всероссийским Съездом
- Советов Рабочих, Солдатских
- и Крестьянских Депутатов
- 27 октября 1917 года
-
- ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ
-
- 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
- 2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.
- 3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.
- 4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ.
- 5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.
- Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.
- КРЕСТЬЯНСКИЙ НАКАЗ (утв. Декретом о земле 1917г.)
- Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
- 1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.
- За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
- 3) Земельные участки с высоко - культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.
- Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.
- 4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.
- Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.
- 5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
- Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
- 6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
- При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.
- 7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме.
- 8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд.
- Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
- Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
-
- Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.
-
- Переселение производится в следующем порядке:
- желающие безземельные крестьяне,
- затем порочные члены общины,
- дезертиры и проч.,
- и, наконец, по жребию, либо по соглашению.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
- Конституция РФ
- Международные договоры
- Федеральные законы
- Подзаконные правовые акты федерального уровня
- - Указы Президента РФ
- - Правовые акты Правительства РФ
- - Правовые акты федеральных министерств и ведомств
- Региональное законодательство
- Правовые акты муниципальных образований
- Акты высших судебных органов