Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:16, реферат
Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда - технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых.
1.Введение
2. Основные процедуры мониторинга земель
3.Мониторинг земель его цели и основные задачи
4.Современные проблемы ведения мониторинга земель
5. Заключение
Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный. Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
В настоящее время проблема взаимодействия
общества и природы приобретают жизненно
важное значение. Возрастающий дефицит
природных ресурсов и ухудшение качества
природной среды, обусловленные закономерностями
развития техногенной цивилизации, привели
к необходимости поиска и применения новых
подходов в отношениях между человеком
и природой. Человечество охватил очередной
глобальный кризис, масштабы которого
значительно превосходят предыдущие.
Потребительские отношения к природе,
загрязнение земельных ресурсов достигли
своего предела.
Обширная территория
нашей страны создаёт ошибочное представление
о безграничности и неисчерпаемости ее
земельных ресурсов. К сожалению, в основе
государственной политики до настоящего
времени не реализуется в должной мере
принцип землесбережения, что приводит
к безвозвратной потере ценных земельных
ресурсов. Угрожающе возрастает воздействие
опасных процессов (подтопление, затопление,
опустынивание) на состояние земельных
ресурсов. В России и других странах сложились
районы с критическим и экологическим
состоянием земельных ресурсов, требующих
периодических наблюдений. Получение
кадастровой информации о наличии и состоянии
земель возможно только с применением
технологий мониторинга, базирующихся
на системном подходе оценки территории.
Все это позволяет утверждать актуальности
проблем мониторинга, даёт общее представление
об особенностях проведения мониторинга
земель в России.
Порядок ведения мониторинга земель выделяет 4 вида процессов, которые оказывают влияние на состояние земель:
Утрата продуктивности сельскохозяйственных угодий обусловлена в основном недоработками их хозяйственного использования, сложной экономической ситуацией в стране.
Серьёзной проблемой стало повышение эффективности использования земель в первую очередь пашни. Сегодня она используется крайне не эффективно. Нарушены сельскохозяйственные земли.
Резко уменьшается использование как органических, так и минеральных удобрений, особенно последних. Нарушается агротехника как основной, так и предпосевной обработки почвы, агротехника ухода за посевами уборки урожая. Всё это приводит к резкому повышению степени засорённости полей и, как следствие, ведёт к снижению урожайности. Лишь отдельные фермерские хозяйства, правильно по-хозяйски используя землю, добились определённых результатов – сохранения и даже повышения урожайности. Всё это привело к формированию новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю. Таким стало состояние нашего сельскохозяйственного производства в последние годы.
Следовательно,
стоит вопрос о правильном рациональном
использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных
угодий, пашни, где вопрос почвы, её плодородия
имеют первостепенное значение. Для эффективной
борьбы с негативными процессами и защиты
населения от опасных явлений нужна достоверная
информация о причинах возникновения
и распространения этих процессов. Для
выявления закономерностей изменения
состояния окружающей среды, в том числе
и земель, необходимо проводить комплексный
мониторинг. Возрастающее воздействие
природных и антропогенных факторов на
земли РФ привели к резкому снижению их
плодородия, истощению, загрязнению, затоплению,
подтоплению, заболачиванию и засолению,
разрушению эрозионными и другими процессами.
Воздействие человека на природные объекты,
включая почвенный покров агроландшафтов,
в последние десятилетия значительно
усилилось. Деградация земель в ряде районов
достигла критического уровня, когда восстановление
свойств почв и, в первую очередь, их плодородия
стало невозможным без целенаправленной
природоохранной деятельности.
Истощительное использование земель привело
к существенному снижению продуктивности
земель сельскохозяйственного назначения.
Вследствие нерациональных антропогенных
воздействий разрушается главный жизнеобеспечивающий
компонент биосферы – почвы, которые в
эволюционном развитии генетически трудно
возобновимы. С целью сохранения почв
России, улучшения качества земель всех
категорий, защиты интересов государства,
направленных на улучшение экологических
и социально-экономических условий страны,
обеспечение оптимизации хозяйственной
деятельности наблюдений за состоянием
и использованием земель.
Основными целями и задачами мониторинга
земель является своевременное выделение
изменений состояния земельного фонда,
их оценка, прогноз и выработка рекомендаций
по предупреждению и устранению последствий
негативных процессов. Для этого необходимо
вовремя обеспечить информацией о состоянии
и использовании земель органы государственной
и исполнительной власти. Для получения
необходимой информации проводятся дистанционное
зондирование, наземные съемки и наблюдения,
фоновые данные.
Сохранение земель, повышение плодородия
почв в условиях экономической реформы
является главной заботой всех государственных,
финансовых и коммерческих структур общества.
Библиографический список
1. Бондарева
Л.И. «Обеспечение экологического мониторинга»
- М.,
2. Новая Россия «Информационно – статистический
альманах» - М.,
3. Научно – технический отчет «Разработка
проектов положений о порядке ведения
земельного кадастра и мониторинга земель.
Программа развития ВНИЦ «АИУС – агроресурсов
»» - М.,
4. Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 июля 1992 г. № 491. Москва «О
мониторинге земель».
5. Родионов Б.Н. «О концептуальных основах
земельного кадастра и мониторинга земель».
М.: ВНИЦ «АИУС – агроресурсы»,
6. Государственная программа мониторинга
земель Российской федерации (проект)М.,
7 Литвак Ш.И. «Научные основы мониторинга
земель Р.Ф.»
8. Попович П.Р., Лойко П.Ф., Скалабан В.Д.
«Мониторинг земель и задачи; ВНИЦ «АИУС
– агроресурсы»». В сб. «Мониторинг земель:
опыт, проблемы, перспективы развития»
- М., ВНИЦ «АИУС – агроресурсы»,.
9. Попович П., Басманов А.Е. и др. «Мониторинг
состояния земель» - М.: Издательство«Буквица»,2000г.
10.Варламов А.А. «Земельный кадастр» Колосс 2008г
11. Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24.05.2001) (ред. от 18.07.2011).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства».
18. Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства".
19. Приказ Минэкономразвития России от 28.07.2011 № 375 "Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости".
20. Приказ Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 12.12.2006 № 8580).
21. Письмо Минэкономразвития России от 22.09.2010 № Д23-3748 «О контроле за проведением землеустройства и государственной экспертизе землеустроительной документации».
22. Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2010 № Д23-4502.
23. Письмо Росреестра от 21.04.2011 №16-2525-ВФ «О реализации полномочий в сфере землеустройства».
24. Приказ Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 № 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
25. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.
26.Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель [Текст]: постановление Правительства Российской» Федерации от 28.11.2002, № 846 // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 49.
27. Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002. «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».
29.Российская Федерация. Законы. О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7.02.2011, № 3 // Информационно-правовая система «Гарант».
30Российская Федерация. Правительство. Постановления. О государственном земельном контроле [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006, № 689 // Информационно-правовая система «Гарант».
31.Алябьев, А.А. Мониторинг территорий по данным дистанционного зондирования Земли [Текст] / А.А. Алябьев, В.Г. Коберниченко, А.В Сосновский. // Вестник Росреестра. –2010. –№ 4 (6).
32. Аратский, Д.Б. Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровне [Текст]: дисс… докт. экон. наук / Д.Б. Аратский.– М., 1999.
33. Бородай, В.А. Формирование организационно-финансового механизма управления земельными ресурсами Центрального федерального округа [Текст]: дисс… канд. экон. наук / В.А. Бородай.– М., 2004.
34. Бурмакина, Н.И. Совершенствование экономического механизма управления земельными ресурсами г. Москвы [Текст]: дисс… канд. экон. наук / Н.И. Бурмакина. – М., 2003.
35. Варламов, А.А. Земельный кадастр [Текст]: в 6 т. Т. 2: Управление земельными ресурсами / А.А. Варламов. – М.: КолосС, 2004.– 528 с.
36.Герасимов, А.А. Государственный земельный контроль в России: общее состояние [Текст] / А.А. Герасимов // Проблемы управления земельными ресурсами страны на современном этапе: сб. науч. тр. / ГУЗ. – М., 2010. – С.209-216.
37. Герасимов, А.А. Контрольная деятельность Росреестра за использованием земельных ресурсов [Текст] / А.А. Герасимов, М.С. Галкина // Землепользование в местах проживания коренных малочисленных народов России: законодательство и практика (29-30 июня 2010 года): сб. докл., выступлений и материалов Всероссийского науч.-практ. семинара. – М.: Проспект, 2010.
38.Герасимов, А.А. Концептуальные подходы к повышению эффективности государственного земельного контроля (на примере Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) [Текст] / А.А. Герасимов, А.А. Варламов, А.А. Герасимов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. –2010.– № 9.– С.15-24.
39. Мальцев, К.В. Системный подход к управлению земельными ресурсами региона [Текст]: дисс. … канд. экон. наук / К.В. Мальцев.– Нижний Новгород, 2000.
40.Рускова, Н.В. Эффективное управление человеческими ресурсами как основа успеха организации [Текст]/ Н.В. Рускова // Земельный вестник России. –2003.–№2.
41. Шаповалов, Д.А. Методические основы мониторинга земель [Текст]: учебное пособие / Д.А. Шаповалов, П.В. Клюшин, А.А. Мурашева; Гос. ун-т по землеустройству.– М., 2010.
42. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон от 16.07. 1998, №101-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант».
43. Российская Федерация. Законы. О земельной реформе [Текст]: закон РСФСР от 23.11.1990, № 374-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. –1990. –№ 26.– Ст. 327.
44. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002, № 101-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант».
45. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.
46. Положение об осуществлении
Государственного мониторинга земель http://www.bestpravo.ru/
Информация о работе Современные проблемы ведения мониторинга земель