Современные проблемы ведения мониторинга земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:16, реферат

Краткое описание

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда - технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых.

Содержание

1.Введение
2. Основные процедуры мониторинга земель
3.Мониторинг земель его цели и основные задачи
4.Современные проблемы ведения мониторинга земель
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

методика реферат№3.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный. Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

            В настоящее время проблема взаимодействия общества и природы приобретают жизненно важное  значение. Возрастающий дефицит природных ресурсов и ухудшение качества природной среды, обусловленные закономерностями развития техногенной цивилизации, привели к необходимости поиска и применения новых подходов в отношениях между человеком и природой. Человечество охватил очередной глобальный кризис, масштабы которого значительно превосходят предыдущие. Потребительские отношения к природе, загрязнение земельных ресурсов достигли своего предела. 
      Обширная территория нашей страны создаёт ошибочное представление о безграничности и неисчерпаемости ее земельных ресурсов. К сожалению, в основе государственной политики до настоящего времени не реализуется в должной мере принцип землесбережения, что приводит к безвозвратной потере ценных земельных ресурсов. Угрожающе возрастает воздействие опасных процессов (подтопление, затопление, опустынивание) на состояние земельных ресурсов. В России и других странах сложились районы с критическим и экологическим состоянием земельных ресурсов, требующих периодических наблюдений. Получение кадастровой информации о наличии и состоянии земель возможно только с применением технологий мониторинга, базирующихся на системном подходе оценки территории. Все это позволяет утверждать актуальности проблем мониторинга, даёт общее представление об особенностях проведения мониторинга земель в России. 

    Порядок ведения мониторинга земель выделяет 4 вида процессов, которые оказывают влияние на состояние земель:

  • эволюционные процессы, связанные с естественно историческими процессами развития;
  • циклические процессы, связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными временными периодами изменений природного характера;
  • антропогенные процессы, связанные с человеческой деятельностью;       
  • чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и т. 
          Почвенный мониторинг должен иметь комплексный характер, наибольшая эффективность может быть достигнута при одновременном контроле трех групп показателей (ранней диагностики, кратко- и долгосрочных изменений свойств почв), которые отражают наиболее существенные черты почв данного типа данного региона. Системы показателей, используемых в комплексном почвенном мониторинге, включают наборы показателей, с помощью которых в зависимости от поставленных задач достаточно полно оценивается состояние почвы.

Утрата продуктивности сельскохозяйственных угодий обусловлена в основном недоработками их хозяйственного использования, сложной экономической ситуацией в стране.

Серьёзной проблемой стало повышение эффективности использования земель в первую очередь пашни. Сегодня она используется крайне не эффективно. Нарушены сельскохозяйственные земли.

 Резко уменьшается использование как органических, так и минеральных удобрений, особенно последних. Нарушается агротехника как основной, так и предпосевной обработки  почвы, агротехника ухода за посевами уборки урожая. Всё это приводит к резкому повышению степени засорённости полей и, как следствие, ведёт к снижению урожайности. Лишь отдельные фермерские хозяйства, правильно по-хозяйски используя землю, добились определённых результатов – сохранения и даже повышения урожайности. Всё это привело  к формированию новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю. Таким стало состояние нашего сельскохозяйственного производства  в последние годы.

Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных угодий, пашни, где вопрос почвы, её плодородия имеют первостепенное значение. Для эффективной борьбы с негативными процессами и защиты населения от опасных явлений нужна достоверная информация о причинах возникновения и распространения этих процессов. Для выявления закономерностей изменения состояния окружающей среды, в том числе и земель, необходимо проводить комплексный мониторинг. Возрастающее воздействие природных и антропогенных факторов на земли РФ привели к резкому снижению их плодородия, истощению, загрязнению, затоплению, подтоплению, заболачиванию и засолению, разрушению эрозионными и другими процессами. Воздействие человека  на природные объекты, включая почвенный покров агроландшафтов, в последние десятилетия значительно усилилось. Деградация земель в ряде районов достигла критического уровня, когда восстановление свойств почв и, в первую очередь, их плодородия стало невозможным без целенаправленной природоохранной деятельности. 
Истощительное использование земель привело к существенному снижению продуктивности земель сельскохозяйственного назначения. Вследствие нерациональных антропогенных воздействий разрушается главный жизнеобеспечивающий компонент биосферы – почвы, которые в эволюционном развитии генетически трудно возобновимы. С целью сохранения почв России, улучшения качества земель всех категорий, защиты интересов государства, направленных на улучшение экологических и социально-экономических условий страны, обеспечение оптимизации хозяйственной деятельности наблюдений за состоянием и использованием земель.  
Основными целями и задачами мониторинга земель является своевременное выделение изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Для этого необходимо вовремя обеспечить информацией о состоянии и использовании земель органы государственной и исполнительной власти. Для получения необходимой информации проводятся дистанционное зондирование, наземные съемки и наблюдения, фоновые данные.                                           
Сохранение земель, повышение плодородия почв в условиях экономической реформы  является главной заботой всех государственных, финансовых и коммерческих структур общества.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.    Бондарева Л.И. «Обеспечение экологического мониторинга» - М.,   
2.    Новая Россия «Информационно – статистический альманах» - М.,  
3.    Научно – технический отчет «Разработка проектов положений о порядке ведения земельного кадастра и мониторинга земель. Программа развития ВНИЦ «АИУС – агроресурсов »» - М.,  
4.    Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491. Москва «О мониторинге земель». 
5.    Родионов Б.Н. «О концептуальных основах земельного кадастра и мониторинга земель». М.: ВНИЦ  «АИУС – агроресурсы»,  
6.    Государственная программа мониторинга земель Российской федерации (проект)М.,  
7 Литвак Ш.И. «Научные основы мониторинга земель Р.Ф.»  
8.    Попович П.Р., Лойко П.Ф., Скалабан В.Д. «Мониторинг земель и задачи; ВНИЦ «АИУС – агроресурсы»». В сб. «Мониторинг земель: опыт, проблемы, перспективы развития» - М., ВНИЦ «АИУС – агроресурсы»,. 
9.    Попович П., Басманов А.Е. и др. «Мониторинг состояния земель» - М.: Издательство«Буквица»,2000г.

10.Варламов А.А. «Земельный кадастр» Колосс 2008г

11. Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24.05.2001) (ред. от 18.07.2011).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации».

 

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства».

18. Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства".

19. Приказ Минэкономразвития России от 28.07.2011 № 375 "Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости".

20. Приказ Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 12.12.2006 № 8580).

21. Письмо Минэкономразвития России от 22.09.2010 № Д23-3748 «О контроле за проведением землеустройства и государственной экспертизе землеустроительной документации».

22. Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2010 № Д23-4502.

23. Письмо Росреестра от 21.04.2011 №16-2525-ВФ «О реализации полномочий в сфере землеустройства».

24. Приказ Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 № 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".

25. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

26.Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель [Текст]: постановление Правительства Российской» Федерации от 28.11.2002, № 846 // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 49.

27. Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002. «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».

29.Российская Федерация. Законы.  О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от  7.02.2011, № 3  // Информационно-правовая система «Гарант».

 

30Российская Федерация. Правительство. Постановления. О  государственном земельном контроле [Электронный ресурс]:  постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006,       № 689 // Информационно-правовая система «Гарант».

31.Алябьев, А.А. Мониторинг территорий по данным дистанционного зондирования Земли [Текст] / А.А. Алябьев, В.Г. Коберниченко,            А.В Сосновский. // Вестник Росреестра. –2010. –№ 4 (6).

32. Аратский, Д.Б. Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровне [Текст]: дисс… докт. экон. наук / Д.Б. Аратский.– М., 1999.

33. Бородай, В.А. Формирование организационно-финансового механизма управления земельными ресурсами Центрального федерального округа [Текст]:  дисс… канд. экон. наук / В.А. Бородай.– М., 2004.

34. Бурмакина, Н.И. Совершенствование экономического механизма управления земельными ресурсами г. Москвы [Текст]: дисс… канд. экон. наук / Н.И. Бурмакина. – М., 2003.

35. Варламов, А.А. Земельный кадастр [Текст]: в 6 т. Т. 2: Управление земельными ресурсами / А.А. Варламов. – М.: КолосС, 2004.– 528 с.

36.Герасимов, А.А. Государственный земельный контроль в России: общее состояние [Текст] / А.А. Герасимов // Проблемы управления земельными ресурсами страны на современном этапе: сб. науч. тр. / ГУЗ. – М., 2010. – С.209-216.

37. Герасимов, А.А. Контрольная деятельность Росреестра за использованием земельных ресурсов [Текст] / А.А. Герасимов, М.С. Галкина // Землепользование в местах проживания коренных малочисленных народов России: законодательство и практика (29-30 июня 2010 года): сб. докл., выступлений и материалов Всероссийского науч.-практ. семинара. – М.: Проспект, 2010.

38.Герасимов, А.А. Концептуальные подходы к повышению эффективности государственного земельного контроля (на примере Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) [Текст] / А.А. Герасимов,  А.А. Варламов, А.А. Герасимов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. –2010.– № 9.– С.15-24.

39. Мальцев, К.В. Системный подход к управлению земельными ресурсами региона [Текст]: дисс. … канд. экон. наук / К.В. Мальцев.– Нижний Новгород, 2000.

40.Рускова, Н.В. Эффективное управление человеческими ресурсами как основа успеха организации [Текст]/ Н.В. Рускова // Земельный вестник России. –2003.–№2.

41. Шаповалов, Д.А. Методические  основы мониторинга земель [Текст]: учебное пособие / Д.А. Шаповалов, П.В. Клюшин,    А.А. Мурашева; Гос. ун-т по землеустройству.– М., 2010.

42. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон от 16.07. 1998, №101-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант».

43. Российская Федерация. Законы.  О земельной реформе [Текст]: закон РСФСР от 23.11.1990, № 374-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. –1990. –№ 26.– Ст. 327.

44. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002, № 101-ФЗ //  Информационно-правовая система «Гарант».

45. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

46.  Положение об осуществлении Государственного мониторинга земель http://www.bestpravo.ru/federalnoje/jb-pravo/g4w.htm.

 


Информация о работе Современные проблемы ведения мониторинга земель