Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:00, реферат
Основной целью данной контрольной работы является всестороннее изучение правового положения объектов и субъектов земельных правоотношений. Для этого необходимо решить ряд задач:
– раскрыть сущность правового понятия объектов земельных правоотношений и определить их перечень;
– изучить категории подразделения Земли России по целевому назначению;
– охарактеризовать субъекты земельных правоотношений и рассмотреть их классификацию;
– выявить особенность Российской Федерации и субъектов РФ как субъектов земельных правоотношений;
– проанализировать порядок возникновения правового статуса физических и юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Объекты и субъекты земельных правоотношений…………………………….… 4
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список литературы………................................................................................. 18
20
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа по дисциплине «Земельное право»
на тему:
«Субъекты и объекты земельных правоотношений»
Новосибирск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………..........
Введение
На протяжении многих десятилетий в нашей стране монопольным собственником земли было государство. Но в связи с переходом к рыночной экономике, к многообразию форм собственности и использования земли ситуация изменилась. Теперь субъектами земельных правоотношений являются Российская Федерация, ее субъекты, физические и юридические лица.
В связи с вступлением в
законную силу ФЗ «О внесении
изменений в отдельные
Таким образом, приведенные обстоятельства подчеркивают теоретическую и практическую значимость исследования вопросов, связанных с объектами и субъектами земельных правоотношений, что и обуславливает актуальность выбранной тематики.
Основной целью данной контрольной работы является всестороннее изучение правового положения объектов и субъектов земельных правоотношений. Для этого необходимо решить ряд задач:
– раскрыть сущность правового
понятия объектов земельных
– изучить категории
– охарактеризовать субъекты
земельных правоотношений и
– выявить особенность Российской Федерации и субъектов РФ как субъектов земельных правоотношений;
– проанализировать порядок
Структура контрольной работы
построена сообразно задачам
исследования – работа состоит
из введения, основной части, состоящей
из теоретического вопроса,
1. Объекты и
субъекты земельных
Объектом земельного правоотношения
считается индивидуально
Статья 6 ЗК РФ1 содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:
– земля как природный объект и природный ресурс;
– земельные участки – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
– части земельных участков.
Для установления предмета и пределов правового регулирования в федеральных законах и иных нормативных правовых актах природоохранного и природоресурсного права даются определения объектов соответствующих природоохранных и природоресурсных общественных отношений, которые в определенной степени могут проецироваться на понимание и уяснение объектов земельных отношений.
Среди перечисленных объектов земельных отношеннй на первом месте стоит земля как природный объект и природный ресурс. Такой подход отражает современные представления о земле и других природных ресурсах, прежде всего как о компонентах окружающей человека природной естественной среды. В ст. 4 Закона об охране окружающей среды2 в перечне конкретных объектов охраны первое место также занимает земля.
Земли в России по целевому назначению подразделяются на следующие семь категорий:
– земли сельскохозяйственного назначения;
– земли населенных пунктов;
– земли промышленности и иного специального назначения;
– земли особо охраняемых территорий и объектов;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса.
Деление всех земель в пределах Российской Федерации на категории по их целевому назначению является исключительной прерогативой российского государства, характерной чертой российского земельного права и законодательства и служит основой определения особенностей правовых режимов охраны и использования земель в зависимости ог их категории и целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего земель сельскохозяйственного назначения как незаменимых, трудновосстановимых, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы хозяйствования всегда были краеугольным принципом российской земельной политики.
В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило, единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции, земли других категорий являются пространственным базисом для проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера. Земли населенных пунктов, например, используются для строительства и размещения зданий, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд населения.
Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, в которую были внесены изменения Федеральным законом3 N 246-ФЗ от 19 июля 2011 г. земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ. Последующий правовой режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, регистрации земельных участков, землеустройства, учета, оценки, мониторинга земель. Именно поэтому нарушение установленного в законе порядка влечет предусмотренные правовые последствия, т.е. санкции.
Земельный участок, относясь к числу недвижимых вещей, является вещью сложной. В тех случаях, когда участок и строения, сооружения принадлежат на праве собственности одному лицу, земельный участок вместе с расположенными на нем и прочно связанными с ним строениями и сооружениями образует земельно-имущественный комплекс, являющийся единым объектом земельно-имущественных отношений. Земельный участок в этих случаях выступает в роли главной вещи, а строения и сооружения являются принадлежностью. Кроме зданий, строений и сооружений в качестве принадлежности земли в земельно-имущественных отношениях участвуют: почвенный покров, естественная растительность, защитные и мелиоративные насаждения и т.п., а также результаты работ по улучшению земли, полностью слившиеся с землей (планировка поверхности, террасирование склонов, химические мелиорации и т.п.
Согласно ст. 7 Федерального закона4 N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.
Определение категорий земель – прерогатива публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления). Это позволяет им находиться у истоков определения назначения земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, не допускать без достаточных оснований их перевода из условно высшей категории и менее рациональную и менее эффективную, а также осуществлять публичный (государственный, муниципальный) контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
Отнесение и перевод земель из одной категории в другую – это установленные правом порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с их категориями.
Отнесение земель к категориям осуществляется в отношении:
– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;
– земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;
– земель, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления;
– земель, находящихся в частной собственности:
– земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;
– земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.
В ЗК РФ предусматривается установление федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую. Категории земель указываются в актах федеральных, региональных и муниципальных органов о предоставлении земельных участков, договорах, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Нарушение установленного порядка является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Перевод земель из одной категории в другую. Стабильность категорий и целевого использования земель предполагает законодательную регламентацию порядка их изменения. В конце XX в. порядок перевода частично регулировался Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», согласно которому продажа используемых в сельскохозяйственном производстве земельных участков с изменением их целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Ранее вопрос о переводе земель из одной категории в другую нередко решался органами местного самоуправления. Отсутствие законодательно установленного и соблюдаемого порядка приводило порой к сокращению сельскохозяйственных угодий, хаотичной застройке, нерациональному использованию земель5.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»6, где определяется процедура перевода, регламентируются действия участников земельных отношений и регулируются:
– порядок инициирования перевода земель из одной категории в другую; содержание соответствующих ходатайств (условия и сроки их рассмотрения);
– принятие решений о переводе земель из одной категории в другую, содержание таких решений, основания для отказа в переводе, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель;
– порядок обжалования решений, внесение изменений в документы о земельных участках; особенности перевода отдельных категорий земель, непосредственно перевод земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.
В ст 5 ЗК РФ в общем виде определен круг субъектов участников земельных правоотношений, т.е. регулируемых правом общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель; они упоминаются также в ст. 1–3 ЗК. В число участников земельных отношений входят Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица, граждане.
Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в земельных отношениях в двух качествах: а) как регуляторы земельных отношений в части земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, – в этих случаях их акты имеют властный, т.е. государственно-правовой и административный характер; б) как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, на равных началах с иными участниками земельных отношений – юридическими лицами и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 124 – 125 ГК РФ7 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как собственники земель отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).
Информация о работе Субъекты и объекты земельных правоотношений