Субьекты земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Земля является природным объектом, однако ее состояние во многом зависит от деятельности человека. От человека зависит и ее использование. Воздействие человека на землю регулируется или не регулируется правом в зависимости от того, насколько это воздействие затрагивает интересы общества. Интересы общества затрагивают те действия (или отказ от действий) отдельных людей и их коллективов, которые существенно влияют на эти интересы, то есть имеют общественное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………….…5
1.1.Субьекты земельных правоотношений…………………………………....7
1.2.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений…………………………………………………………………12
2.ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ………….…17
2.1Земельно-правовые нормы………………………………………………..…17
2.2 Правовое регулирование земельных правоотношений………………...…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......25

Вложенные файлы: 1 файл

земельные отношения.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

Необходимо также  иметь  в виду, что любая правовая норма, в том числе и земельно-правовая, рассчитана на некие обобщенные, типичные ситуации и не всегда достаточно однозначно может быть применена к конкретным случаям. Это требует вдумчивого изучения правовой нормы и возникающих на ее основе земельных правоотношений. Процесс познания правовой нормы, т.е. уяснения ее подлинного смысла и рамок практического применения, называется толкованием правовой нормы.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые  по способу правовых предписаний  призваны усилить регулятивную и  правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие  и управомочивающие нормы.

  Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность  совершить определенное активное  действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает  всех владельцев земли осуществлять  комплекс мероприятий по охране  своих земель.

  Запрещающая норма  устанавливает обязанность не  совершать действий, запрещенных  этой нормой. В отличие от обязывающих  норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают  воздерживаться от совершения  действий, нежелательных с точки  зрения закона. Например, ст. 14 ЗК  РФ запрещает осуществлять производство  и реализацию сельскохозяйственной  продукции на землях, которые  подверглись радиоактивному и  химическому загрязнению.

  Управомочивающая (разрешающая)  норма дает право участникам  земельных отношений совершать  определенные действия, указанные  в данной норме (например, производить  посевы и насаждения, сдавать  угодья в аренду и т.д.).

 

2.2 Правовое регулирование   земельных правоотношений.

 

Правовое регулирование  земельных правоотношений закреплено в Конституции Российской Федерации  в статьях; 9, 36, 72.

В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы  используются8 и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

Любые решения по использованию  природных ресурсов должны приниматься  с учетом интересов  местного населения. Существует ряд  механизмов учета  мнения местного населения, таких как  сход, публичные и  общественные слушания и местный  референдум.

Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что  земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Современным законодательством  не предусмотрено существование  иных форм собственности. Данный открытый перечень был весьма актуален при  подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности  носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю.

В настоящее время  существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан  относятся юридические  лица, в  том числе коммерческие. В противном  случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан  и физические лица без статуса  индивидуального предпринимателя.

Пункт 2 ст. 36 устанавливает  две конституционные обязанности: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Пункт 3 ст. 36 относит условия  и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.

Подпункт "в" п. 1 ст. 72 относит  к совместному ведению Российской9 Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма  реализуется  по следующим правилам:

а) законодательство субъектов  Федерации не может  противоречить  федеральному законодательству;

б) в случае отсутствия федеральной  нормы субъект Федерации  вправе закрыть данный пробел путем  принятия регионального акта;

в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

2. Федеральное земельное   законодательство состоит из  двух групп законов.

К первой группе относятся  нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный  кодекс РФ, ФЗ "О государственном  кадастре недвижимости", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения", "О переводе земель и земельных участков из одной  категории в другую" и др.

Ко второй группе относятся  нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное  право - комплексная  отрасль, большая  группа правоотношений регулируется нормами  других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О недрах" и др.

3. Федеральные подзаконные   акты в настоящее время представлены  постановлениями Правительства   РФ, которыми регулируются такие   процедуры, как мониторинг, государственный  земельный контроль, порядок ведения  ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании  земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное  законодательство  до вступления  в силу Земельного  кодекса РФ заполняло пробелы  федерального земельного законодательства  крайне неоднородно. Складывалась  крайне разноплановая земельная  политика субъектов Федерации  в весьма существенных земельных  правовых вопросах - от форм собственности  до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса  РФ была начата активная работа  по приведению регионального  законодательства в соответствие  с федеральными нормами. Данная  работа на сегодняшний день  практически завершена.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я рассмотрела основные положения  такой сложной и многогранной юридической категории как земельные  правоотношения. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот  огромный массив информации, имеющий  отношение к данной теме. Но такая  задача и не ставилась. Мною были изложены традиционные взгляды на понятие  и сущность про отношения, даны представления  о структуре и содержании понятия, а также рассмотрены основания  возникновения, изменения и прекращения  правоотношений.

При совершенствовании правового  регулирования землеустройства  большое значение имеет теоретическая  разработка проблемы правоотношений, складывающихся в связи с землеустройством, и прежде всего, определение понятия  субъекта и круга лиц, способных  быть участниками этих правоотношений, что дает возможность выявить  специфику этих правоотношений в  целом и их отдельных видов. Вместе с тем решение этой проблемы важно  и для землеустроительной практики, так как призвано помочь выявлению участников правоотношений при выполнении конкретных землеустроительных действий.

Через земельные правоотношения выявляется степень реальности и  эффективности земельно-правовых норм на практике, поскольку правоотношение представляет собой механизм воздействия  конкретных правовых норм на конкретные общественные отношения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты:

1.1 Сухова Е.А. Комментарий  к сборнику нормативных актов.  М., 2004.

1.2 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

1.3 Земельный кодекс РФ  от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

1.4 Комментарий к Конституции  Российской Федерации под. ред. Окунькова Л.А. М., Бек. 1996.

2. Учебники и учебные  пособия:

1.1 Боголюбов С.А. Земельное  право: Учеб. М.: Высшее образование, 2006.

1.2 Ерофеев. Б.В. Земельное  право- Москва Юнность 2004г.

1.3 Крассов О.И. Земельное   право. М., 2000.

 

1.4 Земельное право. Улюкаева  В.Х., Москва, 2002 г.

 

1.5 Земельное право учебник/под  ред. С.А Боголюбова.

 

1.6 О.Я. Картамышева. И.Щ.Краснова.

 

1.7 Крассов О.И. Земельное  право, 2000г

 

 

 

 

1Крассов О.И. Земельное  право. М., 2000.СТР-100

 

 

 

   

2 Земельное право учебник/под  ред. Ерофеев Б.В. 2004г. Стр-164

3 Земельное право РФ. Учебник. / Ионицкая И.А. - Юристъ, 2001. Стр-115

4 Земельное право учебник/под  ред. С.А Боголюбова. Стр-53

5 Крассов О.И. Земельное  право стр-108

6 Земельное право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. СТР-51

7 Ерофеев. Б.В. Земельное  право- Москва Юнность 2000г.СТР-163

8 Комментарий к Земельному  кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А., Мининой Е.Л. М., 2002.

9 Комментарий к Конституции  Российской Федерации под. ред. Окунькова Л.А. М., Бек. 1996.


Информация о работе Субьекты земельных правоотношений