Теоретические и методологические основы интеграции в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 09:45, реферат

Краткое описание

Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства России. В условиях рыночных отношений кооперация и агропромышленная интеграция выполняют различные функции как в сфере производства сельскохозяйственной продукции, так и в сфере сервисного обслуживания.
Основные понятия, раскрывающие

Вложенные файлы: 1 файл

теоретические и методологические основы интеграции в АПК.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  назрела острая необходимость создания в сельском хозяйстве вертикально  интегрированных объединений. Наиболее эффективным является объединение  сельскохозяйственных предприятий  с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли, т.е.создание объединений, представляющих замкнутый круг: производство продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация конечного продукта. Соответствует такому направлению интеграции создание агрохолдинга.

Организационное построение агрохолдинга включает, прежде всего, решение вопросов выбора количественного  и качественного состава предприятий-участников, в частности по производственному  направлению и уровню хозяйствования, обоснование их технологических и экономических связей, степени централизации производственных и других функций, а также учет территориального фактора.

Важная составляющая организационного построения агрохолдинга – состав учредителей. В любом  агропромышленном холдинге должно быть не менее трех-четырех предприятий, представляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую отрасль, а также сферу обслуживания и торговли.

Учитывая, что проектная  сырьевая база большинства перерабатывающих предприятий значительно превышает  фактические объемы производства среднего сельскохозяйственного предприятия, число последних в холдинге должно быть, как минимум, не менее пяти-шести.

Принципы использования  инвестиционного и инновационного ресурсов приобретают решающее значение при формировании состава учредителей вновь создаваемых хозяйственных обществ. Без предприятия лидера, без надежного инвестиционного источника холдинг может стать формальным объединением неэффективно работающих, как и прежде, юридических лиц.

Отправной точкой формирования модели интеграции является эволюционный подход к изменению принципов, по которым строится «остов» объединения холдингового типа. Иначе говоря, моделирование означает разработку возможных критериев и параметров создания и функционирования агрохолдинговых формирований.

По характеру хозяйственной деятельности агрохолдинги являются коммерческими организациями и создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов и реже – в форме общества с ограниченной ответственностью. В связи с реформированием несостоятельных сельскохозяйственных организаций используется последний тип. Эта практика получает распространение во многих регионах страны. Такая форма, по сравнению с акционированием, гибче: отсутствуют механизм купли-продажи акций, жесткая регламентация проведения общих собраний, проще структура управления, разрешается выпуск облигаций для привлечения дополнительных ресурсов. Стратегия акционерной модели интеграции – мобилизация материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

Процесс формирования агрохолдинга, по нашему мнению, должен состоять из нескольких этапов.

На первом этапе –  организационном – проводится обоснование  создания агрохолдинга, определяется число участников, желающих добровольно  стать участниками образования, их местонахождение, вид деятельности, определяется специализация.

На втором этапе –  экономическом – оценивается  текущее состояния сельскохозяйственных предприятий, их потенциал, объемы запасов, готовой продукции и возможные  рынки ее сбыта. Составляется план финансирования деятельности, порядок и сроки погашения задолженности, определение центров финансовой ответственности на принципах внутреннего хозяйственного расчета и планирования бюджетов структурных подразделений.

Третий этап – структурный  – предусматривает выбор оптимального варианта организационной структуры, с выделением самостоятельных производственных, перерабатывающих и обслуживающих бизнес-единиц, определяются их функции, формирование центрального аппарата компании, численность работников, принципы взаимоотношений между подразделениями и внешними субъектами рынка. При этом центральный аппарат выполняет функции, связанные со стратегическим планированием и защитой интересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицы занимаются текущей производственной деятельностью.

Четвертый этап – правовой – проводится официальная регистрация  в органах государственной власти.

Агрохолдинг включает в  свой состав сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые организации, соединившие  либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве.

Включение сельскохозяйственных предприятий в состав агрохолдинга даст им следующие перспективы:

– возможность целенаправленного  развития и устойчивого функционирования;

– возможность разработки перспективных программ и обеспечения их реального осуществления на основе диверсификации производства и получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов;

– пополнение собственных  оборотных средств и обновление основных фондов;

– централизованное снабжение хозяйств ГСМ, запасными частями, новой техникой, оборудованием;

– погашение кредиторской задолженности;

– гарантированный и  выгодный сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции с использованием различных  схем маркетинга;

– повышение деловой активности;

– расширение рынков сбыта  продукции.

Сельскохозяйственная  продукция служит сырьем для изготовления других видов продукции и создания кооперационной цепочки. Необходимы предприятия  по переработке сельскохозяйственной продукции и производству из нее продовольственных товаров. Это позволит им:

– решить проблему обеспеченности сырьем;

– освоить новые рынки  сбыта продукции;

– за счет вовлечения в  состав участников агрохолдинга появится возможность повысить уровень обеспеченности основными средствами.

Для полной завершенности  интегрированных цепочек необходимы звенья, занимающиеся оптовой и розничной  реализацией произведенной продукции.

Координирующим, управляющим  звеном интеграционного образования  выступает центральная компания, участниками которой делегируются основные вопросы принятия решений распоряжения с собственностью и доходами, осуществление высшего стратегического руководства, координации финансово-хозяйственной деятельности, бизнес планирования, разработки маркетинговой политики и т.д.

Стратегическим моментом в деятельности центральной компании является организация производства и гарантированного сбыта продукции  согласно современной тенденции  развития, а именно возможность реализовывать  продукцию под единой торговой маркой-брендом, в связи с чем агрохолдинг вступает в договорные отношения с бренд-компанией, на основе франчайзинговой формы предпринимательства.

В рамках агрохолдинга должны быть установлены  длительные и стабильные производственные, технологические, организационные, экономические, коммерческие и другие связи, обеспечивающие максимальное сокращение потерь продукции в процессе перехода из одной сферы в другую, четкое функционирование воспроизводственной цепи и стабильное обеспечение формирования районного, регионального и межрегионального продовольственных фондов.

Одним из условий создания и успешного  функционирования агрохолдинга является активная поддержка государства, особенно при создании региональных агрохолдингов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, интеграция в рамках крупных административных районов будет длительным процессом, что объясняется отсутствием опыта и недостатком у промышленных и сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств. Во-вторых, отсутствие в регионах необходимой инфраструктуры рынка, что вынуждает участников формирования заниматься всеми видами коммерческих операций.

Экономическая целесообразность участия  сельскохозяйственных предприятий  в агрохолдинге заключается в  следующем. Во-первых, улучшение финансово-экономического положения предприятия и восстановление состоятельности обеспечивается за счет:

– сокращения трансакционных издержек;

– снижения постоянных затрат на единицу  продукции, а вследствие и себестоимости  сельскохозяйственной продукции;

– роста объема продаж за счет наращивания объемов производства при расширении (с помощью торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга) существующих рынков сбыта и использование бренда;

– улучшения делового имиджа участников формирования.

Во-вторых, участие стабилизирует  работу предприятий и, следовательно, позволит сохранить, а в некоторых случаях увеличить рабочие места, что положительно скажется на решении социальных проблем региона.

Таким образом, создание регионального  агрохолдинга путем объединения  сельскохозяйственного, промышленного и торгового капитала могло бы стать одной из предпосылок для эффективного развития сельского хозяйства региона в будущем.


Информация о работе Теоретические и методологические основы интеграции в АПК