Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 09:45, реферат
Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства России. В условиях рыночных отношений кооперация и агропромышленная интеграция выполняют различные функции как в сфере производства сельскохозяйственной продукции, так и в сфере сервисного обслуживания.
Основные понятия, раскрывающие
В настоящее время назрела острая необходимость создания в сельском хозяйстве вертикально интегрированных объединений. Наиболее эффективным является объединение сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли, т.е.создание объединений, представляющих замкнутый круг: производство продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация конечного продукта. Соответствует такому направлению интеграции создание агрохолдинга.
Организационное построение
агрохолдинга включает, прежде всего,
решение вопросов выбора количественного
и качественного состава
Важная составляющая организационного построения агрохолдинга – состав учредителей. В любом агропромышленном холдинге должно быть не менее трех-четырех предприятий, представляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую отрасль, а также сферу обслуживания и торговли.
Учитывая, что проектная
сырьевая база большинства перерабатывающих
предприятий значительно
Принципы использования
инвестиционного и
Отправной точкой формирования модели интеграции является эволюционный подход к изменению принципов, по которым строится «остов» объединения холдингового типа. Иначе говоря, моделирование означает разработку возможных критериев и параметров создания и функционирования агрохолдинговых формирований.
По характеру хозяйственной деятельности агрохолдинги являются коммерческими организациями и создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов и реже – в форме общества с ограниченной ответственностью. В связи с реформированием несостоятельных сельскохозяйственных организаций используется последний тип. Эта практика получает распространение во многих регионах страны. Такая форма, по сравнению с акционированием, гибче: отсутствуют механизм купли-продажи акций, жесткая регламентация проведения общих собраний, проще структура управления, разрешается выпуск облигаций для привлечения дополнительных ресурсов. Стратегия акционерной модели интеграции – мобилизация материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
Процесс формирования агрохолдинга, по нашему мнению, должен состоять из нескольких этапов.
На первом этапе – организационном – проводится обоснование создания агрохолдинга, определяется число участников, желающих добровольно стать участниками образования, их местонахождение, вид деятельности, определяется специализация.
На втором этапе –
экономическом – оценивается
текущее состояния
Третий этап – структурный
– предусматривает выбор
Четвертый этап – правовой
– проводится официальная регистрация
в органах государственной
Агрохолдинг включает в свой состав сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые организации, соединившие либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве.
Включение сельскохозяйственных предприятий в состав агрохолдинга даст им следующие перспективы:
– возможность целенаправленного
развития и устойчивого
– возможность разработки перспективных программ и обеспечения их реального осуществления на основе диверсификации производства и получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов;
– пополнение собственных оборотных средств и обновление основных фондов;
– централизованное снабжение хозяйств ГСМ, запасными частями, новой техникой, оборудованием;
– погашение кредиторской задолженности;
– гарантированный и
выгодный сбыт произведенной
– повышение деловой активности;
– расширение рынков сбыта продукции.
Сельскохозяйственная
продукция служит сырьем для изготовления
других видов продукции и создания
кооперационной цепочки. Необходимы предприятия
по переработке
– решить проблему обеспеченности сырьем;
– освоить новые рынки сбыта продукции;
– за счет вовлечения в состав участников агрохолдинга появится возможность повысить уровень обеспеченности основными средствами.
Для полной завершенности
интегрированных цепочек
Координирующим, управляющим
звеном интеграционного образования
выступает центральная
Стратегическим моментом в деятельности центральной компании является организация производства и гарантированного сбыта продукции согласно современной тенденции развития, а именно возможность реализовывать продукцию под единой торговой маркой-брендом, в связи с чем агрохолдинг вступает в договорные отношения с бренд-компанией, на основе франчайзинговой формы предпринимательства.
В рамках агрохолдинга должны быть установлены длительные и стабильные производственные, технологические, организационные, экономические, коммерческие и другие связи, обеспечивающие максимальное сокращение потерь продукции в процессе перехода из одной сферы в другую, четкое функционирование воспроизводственной цепи и стабильное обеспечение формирования районного, регионального и межрегионального продовольственных фондов.
Одним из условий создания и успешного функционирования агрохолдинга является активная поддержка государства, особенно при создании региональных агрохолдингов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, интеграция в рамках крупных административных районов будет длительным процессом, что объясняется отсутствием опыта и недостатком у промышленных и сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств. Во-вторых, отсутствие в регионах необходимой инфраструктуры рынка, что вынуждает участников формирования заниматься всеми видами коммерческих операций.
Экономическая целесообразность участия
сельскохозяйственных предприятий
в агрохолдинге заключается в
следующем. Во-первых, улучшение финансово-
– сокращения трансакционных издержек;
– снижения постоянных затрат на единицу продукции, а вследствие и себестоимости сельскохозяйственной продукции;
– роста объема продаж за счет наращивания объемов производства при расширении (с помощью торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга) существующих рынков сбыта и использование бренда;
– улучшения делового имиджа участников формирования.
Во-вторых, участие стабилизирует работу предприятий и, следовательно, позволит сохранить, а в некоторых случаях увеличить рабочие места, что положительно скажется на решении социальных проблем региона.
Таким образом, создание регионального агрохолдинга путем объединения сельскохозяйственного, промышленного и торгового капитала могло бы стать одной из предпосылок для эффективного развития сельского хозяйства региона в будущем.
Информация о работе Теоретические и методологические основы интеграции в АПК