Теоретические основы земельного кадастра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:08, реферат

Краткое описание

Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как земля является основным источником материального благополучия в частном и общественном секторах. Такая информация является главной для принятия решений, связанных с инвестициями, формированием налоговой системы, развитием и управлением территориями регионов. Современные администраторы на основе этой информации решают сложные задачи и принимают обоснованные решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы земельного кадастра..doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)
 
 

Реферат 
 
 

Теоретические основы земельного кадастра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2009 г.

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проводимые  в России социально-экономические  преобразования в значительной степени  затронули проблему распределения  и использования земельных ресурсов страны.

     Земельные ресурсы, являясь основой национального  богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов.

     Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как  земля является основным источником материального благополучия в частном  и общественном секторах. Такая информация является главной для принятия решений, связанных с инвестициями, формированием налоговой системы, развитием и управлением территориями регионов. Современные администраторы на основе этой информации решают сложные задачи и принимают обоснованные решения.

     Кроме того, в информации о земельных участках нуждаются юридические лица и граждане, совершающие различные сделки с землей (купля, продажа, наследие, залог и др.).

     Важный  итог земельных преобразований в  России — становление разнообразных  форм объектов земельных отношений, формирование рынка земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости, развитие на этой основе экономической самостоятельности граждан, предприятий и организаций. Переход на экономические методы управления современным землепользованием в России поставил во главу угла задачи его правового, организационного, технологического и информационного обеспечения.

     Осуществление земельной реформы (со всеми необходимыми элементами ее обеспечения, включая инвентаризацию и межевание земель, создание систем государственного земельного кадастра, регистрации прав, оценки земель и пр.) ведет к увеличению социального, инвестиционного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста регионов и страны в целом.

Глава 1. Цели создания и  ведения государственного земельного кадастра

     Государственный земельный кадастр Российской Федерации  — единая иерархическая система, состоящая из трех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Оборот  земельных участков и сделки с  ними (купля, продажа, аренда, залог, наследование, дарение) становятся важным базовым элементом функционирования экономики государства в целом. В условиях рыночной экономики каждый земельный участок должен получить свою юридическую значимость (определенность) как объекта государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Весь этот процесс состоит из определенных действий, которые в своей совокупности объединены понятием земельный кадастр.1

     Создание  системы ГЗК РФ и последующее  функционирование всех ее компонентов позволят иметь достоверный и постоянно обновляющийся банк данных о состоянии и использовании земельного фонда страны по всем аспектам хозяйственной деятельности, сформировать систему прав на землю всех субъектов земельных отношений и создать цивилизованный рынок земли, обеспечить привлечение в экономику регионов и страны дополнительных инвестиций, обеспечить приток дополнительных средств в федеральный и местный бюджеты от земельных платежей, создать основу для формирования новых экономических, рыночных механизмов, в том числе путем введения налога на недвижимость, выпуска ценных земельных бумаг и др.

     Это определяет следующие межведомственные условия создания и ведения системы  госземкадастра:

     - ГЗК является инструментом для осуществления государственных властных полномочий в области управления земельными ресурсами всех видов собственности и прав на землепользование. Его создает государство, которое является собственником всей земельно-кадастровой информации;

     - в отличие от других информационных отраслевых ведомственных систем, ГЗК как общегосударственная инфраструктура требует наличия специального федерального органа, обеспечивающего развитие, актуализацию и ведение земельно-кадастровой системы;

     - ГЗК является основой для любых геоинформационных систем, создаваемых органами государственной власти и самоуправления по задачам управления территориями и эффективного использования земельных ресурсов.

     Эффективная система земельного кадастра создается  для управления системой землепользования и территории страны, регионов (или  муниципальных образований), создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориального размещения, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики на территориях, что, в конечном счете, влияет на эффективность материального производства.2

     Создание  системы земельного кадастра требует  больших затрат, так как каждый земельный участок должен быть определен на местности, задокументирован, учтен и зарегистрирован. Дорогостоящими являются также работы и по описанию объектов недвижимого имущества, поэтому кадастровые системы многих стран создавались столетиями. Так как земля занимает ключевые позиции среди всех других компонентов природы, то государственный земельный кадастр — государственный банк данных о земельных ресурсах. Это связано с тем, что большинство природных и антропогенных ресурсов территориально привязано к конкретным земельным массивам.  

 

Рис.1. Организационная  структура ведения ГЗК России.

Глава 2. Основания разграничения  земель на собственность  государства, его  субъектов и муниципальных  образований

     Качественные и количественные характеристики природных и антропогенных ресурсов (лес, вода, здания, сооружения, животный и растительный мир и др.), возможности их использования во многом зависят от характеристик земельных участков. Поэтому государственный земельный кадастр (ГЗК) занимает особое место в ряду государственных ведомственных тематических кадастров и информационных потоков, учитывающих социально-экономические и технико-технологические условия (градостроительный, водный, лесной, экологический и т. д.), учитывая следующие условия:

     - объектом ГЗК является весь  земельный фонд государства независимо  от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого  назначения и вида использования;

     - объектом ГЗК является особая  форма средства производства  и недвижимости — земля, так  как она неперемещаема в пространства, неоднородна, не ухудшает свои  производственные свойства и  т. д.;

     - ГЗК в соответствии с законодательством  формирует земельно-кадастровые  объекты и ведет государственный  кадастровый учет на эти объекты  и права на них по единой  общегосударственной системе. Под  первичным учетным кадастровым  объектом понимают земельный  участок с его подземным и надземным пространством, включая иные объекты недвижимости, прочно связанные с участком. Последний должен иметь юридически описанные и Удостоверенные границы, площадь, месторасположение, правовой режим, кадастровый номер, назначение, использование и другие характеристики;

     - ГЗК обеспечивает административную  и территориальную целостность,  адресную регистрацию и учет  конкретных объектов и субъектов  земельных отношений, а также  учет текущих изменений, происходящих  с ними;

     - ГЗК — единственный из 14 кадастров,  связанных с недвижимостью, имеющий  вертикальную государственную организационную  структуру с подразделениями  в административных районах и  городах (2318 подразделений в России), информационно охватывая всю  территорию страны;

     - ГЗК является единственным условием  правового обеспечения доказательства  существования конкретного объекта  и права на него. Факт возникновения,  существования или прекращения  объекта или права на него, занесенный в ГЗК, в дальнейшем  можно оспорить только в судебном порядке;

     - ГЗК регулирует в законодательном  порядке земельные отношения  между собственниками и пользователями  на земельные участки и прочно  связанные с ними иные объекты  недвижимости, а также и с государственными  органами, включая систему Росземкадастра, возникающие в процессе признания и удостоверения государством факта существования и прекращения существования объектов земельного кадастра;

     - ГЗК определяет пространственное  положение земельных участков  и всех прочих объектов недвижимости, что особенно важно для застроенных  территорий;

     - ГЗК объединяет разнородную по  структуре и составу ведомственную  информацию и обеспечивает ей  территориальную привязку;

     - ГЗК согласно федеральному законодательству  обеспечивает взаимодействие между  держателями кадастровой информации  и ее пользователями (органами  государственной власти и местного  самоуправления, юридическими и  физическими лицами), а также порядок  ее предоставления;

     - данные ГЗК необходимы при  государственной регистрации прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним, решении земельных  споров, изъятии и предоставлении  земель, оценке земель, определении  размера платы за землю, налогообложении  земли и объектов недвижимости, планировании использования (зонировании) земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих и иных решений, защите прав юридических лиц и граждан на землю, признании государством факта существования или прекращения существования объекта учета, информационном обеспечении гражданского оборота земли и др.

     Весь  земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования  им, является объектом ГЗК.

     Земельный фонд страны классифицируют:

     - по административно-территориальной принадлежности;

     - форме прав на землю;

     - категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);

     - субъектам земельных отношений;

     - качественному и экологическому состоянию земель;

     - видам угодий.

     В Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом могут  равноправно существовать государственная, муниципальная и частная формы собственности на землю. Государственную форму собственности подразделяют, в свою очередь, на собственность федеральную и собственность субъектов Федерации, а частную собственность — на коллективную и индивидуальную.

     Основаниями внесения земельных участков в перечень собственности муниципальных образований являются:

     - при наличии на земельных участках, находящихся в государственной собственности, недвижимого имущества муниципальных образований или частной собственности, за исключением особо оговоренных законодательством случаев;

     - предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданину, органу местного самоуправления, коммерческой организации, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой муниципальной, некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением оговоренных законодательством оснований;

     - включении земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, принадлежащими на праве собственности муниципальным образованиям, участков недр местного значения, земель запаса муниципальных образований.

     В соответствии с основным целевым  назначением земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий земель:

     - сельскохозяйственного назначения;

Информация о работе Теоретические основы земельного кадастра