Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".
Ограничение оборотоспособности земельных участков означает прежде всего ограничение в передаче таких участков в собственность граждан и юридических лиц, но не значит, что исключена всякая возможность их оборота. Так, отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 93 ЗК РФ).
Содержание частной собственности на земельные участки включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. На частного собственника возложена обязанность использовать земельный участок. Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им. Неиспользование земельного участка в течение срока, определенного в законе, является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого земельного участка.
Правомочие владения – обеспеченная законом возможность фактического обладания земельным участком. Осуществляя правомочие владения землей, собственник вправе ограничить или запретить доступ граждан на принадлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке. Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).
Правомочие пользования – обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника.
Правомочие распоряжения – обеспеченная законом возможность собственника «определять юридическую судьбу» земельного участка. Правомочие распоряжения выражается в совершении собственником сделок с земельными участками. Известны случаи, когда отдельные субъекты Федерации принимали нормативные акты, ограничивающие правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему земельным участком.
Правомочия владения, пользования, распоряжения земельным участком осуществляются собственником свободно, но не произвольно. Владение, пользование и распоряжение землей не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц.
52. Охрана земель в Российской Федерации: понятие, цели, содержание.
53. Права и обязанности субъектов, использующих землю. Защита их прав.
54. Земля как объект земельных отношений.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФобъектами земельных отношений являются:
1) земля
как природный объект и
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Земля сама по себе не являетс объектом имущественных прав, она является природным ресурсом, источником формирования земельных участков - объектов гражданских прав. Земельный участок как объект земельных отношений и гражданских прав - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельные участки не создаются трудом человека, они выделяются, формируются из земли как не создаваемого и не потребляемого природного ресурса. Формирование земельного участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 - 70 ЗК РФ, ФЗ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <*> (ред. от 22.08.2004), от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" <**> (ред. от 18.07.2005). Принципиальное значение государственного кадастрового учета для имущественного оборота заключается в том, что без кадастрового учета нет участка как объекта недвижимости. Земельный участок как объект гражданских прав таков, каким он описан и учтен в государственном земельном кадастре.
Правовой режим земельных участков определяется:
оборотоспособностью участка;
категорией земли (целевым назначением);
разрешенным использованием участка;
территориальной зоной градостроительным регламентом (для земель поселений).
55. Правовой режим земел природоохранного, рекреационного, историко – культурного назначения. Особо ценные земли.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
К землям природоохранного назначения относятся земли (ст. 97 ЗК РФ):
• водоохранных зон рек и водоемов;
• запретных и нерестоохранных полос;
• занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
• иные земли, выполняющие природоохранные функции.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранные зоны устанавливаются для предотвращения загрязнения, засорения, заиления морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, их вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к береговой линии указанных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Специальный режим на территории водоохранных зон является одним из элементов природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос также запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
57. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
К землям рекреационного
назначения относятся земли, предназначенные
и используемые для организации отдыха,туризма,физкультурно-
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ст. 98 ЗК РФ).
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав иных поселений. Земли пригородных зеленых зон примыкают к границе (черте) города и выполняют не только рекреационные, но и санитарные, санитарно-гигиенические функции.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ возможно выделение рекреационных зон (зон рекреационного назначения) и на территории поселений. Рекреационные зоны населенных пунктов предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и иные объекты. В рекреационные зоны могут входить и особо охраняемые природные территории. Рекреационные зоны могут выделяться и на территории государственных национальных парков. Однако эти зоны не относятся к землям рекреационного назначения (как самостоятельной категории земель).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов. При этом эти земельные участки не изымаются из использования.
58. ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-
К землям историко-культурного назначения относятся земли (ст. 99 ЗК РФ):
• объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
• достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
• военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Особенности правового режима земель историко-культурного назначения определены и в ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Памятниками истории и культуры являются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).
К землям историко-культурного назначения относятся также ансамбли и достопримечательные места. В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении его к историко-культурным заповедникам.
56. Понятие и содержание управления земельными ресурсами.
Государственное управление использованием и охраной земель - это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества.
Земли, находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны. Государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану. Государственные органы РФ наделены следующими полномочиями в области управления земельными ресурсами:
организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель;
осуществляют государственный контроль за использованием земель;
разрешают земельные споры.
Основа государственного управления - принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам РФ, органам местного самоуправления. Важной прерогативой государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет государству:
находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую;
осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования - основной принцип российского земельного права.
Вторая категория земель - земли населенных пунктов, поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.Самая большая категория земельного фонда по площади - земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы и др. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.
Государственное управление землями подразделяется на:
общее управление;
отраслевое управление.
Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, Президента, Правительство РФ.
Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, Федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель.
57. Земельно-правовая ответственность.
Прекращение права на земельный участок при неиспользовании его по назначению или использовании с нарушением законодательства является санкцией за нарушение требований земельно-правовых норм, предусмотренной в нормах земельного законодательства. Порядок и основания прекращения прав на земельные участки в результате земельного правонарушения урегулированы нормами ст. 44-47, 54 ЗК РФ, ст. 284-286 ГК РФ.