Общественные насекомые

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Краткое описание

Общественные насекомые - живущие семьями или группами семей (колониями) пчёлы, муравьи, термиты, осы. Обязанности в семье распределены между морфологически различающимися группами особей (кастами): матка («царица») - самка-основательница, откладывает яйца, самцы (у пчёл они называются трутнями) выполняют только функцию оплодотворения; рабочие (бесплодные) - собирают корм, устраивают гнездо, ухаживают за потомством и т.д., солдаты - защищают гнездо.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика насекомых ведущих общественный образ жизни 4
2. Половое поведение общественных насекомых 9
2.1.Половое поведение пчел 9
2.2. Муравьи и их половые обязанности 10
2.3. Половое поведение у шмелей 11
2.4. Общественные насекомые термиты 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

общественные насекомые.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Как полагают ученые, такая  стратегия социального поведения  приносит пользу колонии — в муравейнике всегда присутствует хотя бы один половозрелый самец, и их численность остается на минимальном уровне из-за агрессивности.

2.3. Половое   поведение у  шмелей

Шмели - это общественные насекомые. У них имеется разделение самок на более крупных плодущих маток и мелких бесплодных рабочих, выполняющих все основные работы в гнезде. Правда, процесс дифференциации зашел у них еще не слишком далеко и при отсутствии матки рабочие сами могут откладывать яйца. Ранней весной можно видеть крупных шмелей, летающих низко над землей. Время от времени они садятся на землю и заползают под листву или во всякие норки в земле. Это перезимовавшие самки ищут место для того, чтобы основать новую семью. Гнездо шмелей представляет собой неправильный шар из травы, мха, прутиков и т. п. Часто оно делается в каком-либо укрытии — в брошенных норах грызунов, между стенами домов и обшивкой, в скворечниках. Известен даже случай, когда шмели устроили гнездо в стоявшем на террасе чучеле лисицы.

Молодая самка  обычно строит вначале небольшое  гнездышко (впоследствии его достраивают  рабочие), где делает всего несколько  ячеек. На дно одной она откладывает  несколько яичек. У одних шмелей они отделяются друг от друга перегородками, у других нет. Особенностью шмелей является то, что, в отличие от других общественных пчел, все личинки развиваются и выкармливаются вместе, в одной камере. В других ячейках самка делает запасы меда и перги (медового теста) на случай плохой погоды. Все ячейки имеют вначале неправильно сферическую форму; на их изготовление идет воск, смешанный с пыльцой. Молодые личинки растут и постепенно раздвигают ячейку, которую самка (а впоследствии рабочие) постоянно чинит и поправляет. Каждая личинка, закончив питание, плетет отдельный тонкий кокон. Все развитие молоди длится 20—30 дней, после чего в гнезде появляются мелкие рабочие. После этого самка уже не покидает гнезда, поскольку это делают рабочие. После выхода первых рабочих население гнезда начинает быстро расти. Увеличиваются и запасы пищи. Для их хранения используются покинутые ячейки, так как шмели не используют одну ячейку дважды для выведения молоди. Именно поэтому старые гнезда имеют неряшливый вид: на полуразрушенных старых ячейках шмели строят новые, причем без всякого порядка.

Обычно в крупных  шмелиных гнездах бывает 100—200, редко  до 500 особей. Правда, в искусственных  гнездах с подогревом удавалось  получать семьи, насчитывающие до 1000 особей. В нормальных же условиях самка, отложив 200—400 яиц, дающих рабочих, начинает откладывать яйца, из которых развиваются самки и самцы. Осенью молодое поколение половых особей покидает гнездо и спаривается. Самцы вскоре гибнут, а самки забираются в укромные места и перезимовывают, чтобы весной дать начало новым семьям. Семьи живут с весны до осени; осенью все население гнезд, кроме молодых самок нового поколения, погибает. Когда европейцы переселились в Южную Австралию и Новую Зеландию, климат которых напоминает европейский, они стали пытаться выращивать для скота красный клевер. Он давал богатые укосы, прекрасно цвел, но семян не было. Выяснилось, что ни в Австралии, ни в Новой Зеландии нет шмелей, которые в Европе и в Северной Америке опыляют это растение. Когда же сюда завезли из Европы два вида шмелей и они акклиматизировались, клевер стал давать богатые урожаи семян. Сейчас шмели по праву считаются лучшими опылителями этого ценного кормового растения. Для этой цели их пытались искусственно разводить и поселять на клеверищах. Большие успехи в искусственном разведении шмелей были достигнуты в России благодаря работам энтомолога-любителя Г. С. Вовеикова. Испытания созданных им «шмелевников» на опытном участке показали, что урожай семян красного клевера увеличился на 71% по сравнению с контролем.

2.4. Общественные  насекомые термиты

У термитов, входят половые  особи (самцы и матки — обеспечивают размножение), солдаты (защиту) и рабочие (собирание корма, строительство  гнезда и т. д.). Солдаты и рабочие  бесплодны; половые особи и солдаты  сами не способны питаться; таким образом, члены колонии полностью зависят друг от друга. Разделение функций и сложные взаимодействия разных особей в колониях общественных насекомых обеспечиваются рядом особенностей в их строении и поведении; последнее регулируется с помощью выделяемых ими химических веществ (феромонов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Половое поведение описывает все многообразные  поведенческие   акты, связанные с процессом размножения. Эта форма относится к наиболее важным формам поведения, так как связана с продолжением рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Брайен М.  Общественные насекомые. Экология  и поведение. Перевод с английского  Т. Сидоровой под редакцией  д-ра биол. наук Г. М. Длусско-го,2006

2.Длусский Г.  М. Муравьи рода Формика.-М.: Наука, 2003.

3.Длусский Г.  М. Температурный режим в гнездах  некоторых видов и пути эволюции  терморегуляции у муравьев рода Formica. В кн.: Физиологическая и  популяционная экология животных. Изд. Саратовского университета, 2000, с. 13-36.

4.Длусский Г.  М. Муравьи пустынь-М.: Наука, 2001.

5.Длусский Г.  М. Принципы коммуникации у  муравьев. В кн.: Чтения па-мяти  Н. А. Холодковского.-Л.: Наука, 2005, с. 34-58.

6.Жужиков Д.  А. Термиты СССР.-М.: изд. МГУ, 2008.

7.Захаров А.  А. Внутривидовые отношения у муравьев.-М.: Наука, 2002.

8.Захаров А.  А. Муравей, семья, колония.-М.: Наука, 2008.

9.Захаров А.  А. Экология муравьев. В кн.: Итоги  науки и техники. Зооло-гия  беспозвоночных.-М.: ВИНИТИ, 2006, т. 7, с. 132-202.

10.Захаров А.  А. Поведенческая организация семьи у муравьев. В кн.: Чтения памяти Н. А. Холодковского.-Л.: Наука, 2007, с. 34-58.

11.Захаров А.  А. Специфика организации сообществ  у социальных пере-пончатокрылых.  В кн.: Системные принципы и  этологические подходы в изучении  популяций. Пущино, 2004, с. 91-107.

12.Лопатина Н.  Г. Сигнальная деятельность в  семье медоносной пчелы.-Л.: Наука, 2001.

13.Мазохин-Поршняков  Г. А. Проблема опознания образов  и зрительное поведение насекомых.  В кн.: Чтения памяти Н. А.  Холодкоэского.-Л.: Наука, 2006, с. 3-17.

14.Мартовский  П. И. Муравьи пустынь Семиречья.-Алма-Ата.: Наука, 2008.

15.Резникова  Ж. И. Межвидовые отношения  муравьев.- Новосибирск.: Наука, 2003.

 


Информация о работе Общественные насекомые