Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:59, контрольная работа
Против подобного антропоморфизма (или “монизма сверху”) и выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими последователями.
Проблема антропоморфизма при изучении поведения животных……3
Список литературы………………………………………………………10
Содержание
Антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Классическая зоопсихология зародилась в начале ХХ века внутри психологии. Психологов издавна интересовала проблема эволюционного возникновения специфических человеческих психологических функций (к ним относят мышление, произвольное внимание и произвольную память, интуицию, волю, и др.). Кстати, специфические человеческие функции были названы Выготским высшими психологическими функциями (по терминологии Выготского - именно психологическими, а не психическими - тем самым он подчеркивал знаковое, языковое общение как условие их появления). Проблему эволюции ВПФ полагали разрешить, изучая психику животных. Но исторически сложилось так, что зоопсихология постепенно выродилась в науку, изучавшую главным образом вопросы научения на белых крысах.
В пору расцвета
Классическим методом
После сбора фактического
материала начинается этап
Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных человеческими качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения. Вот что пишет по этому поводу Карл Юнг (в работе “Дух Меркурий”): “Практический опыт вновь и вновь показывает нам, что всякая продолжительная поглощенность каким-либо незнакомым предметом действует на бессознательное как почти неотразимая приманка, побуждая его проецировать себя в неведомую природу предмета и принимать вытекающее отсюда (предвзятое) восприятие и произвольное толкование за объективные. Нет сомнения, что (это явление) представляет собой не вполне изжитой остаток первобытности: ведь на первобытном уровне вся жизнь управляется анимистическими “предпосылками”, то есть проекциями субъективных содержаний в объективные данности.”
[Работа Юнга “Дух Меркурий”
раскрывает символическое
Тенденция, противоположная
С антропоморфизмом, то есть
с чрезмерной тенденцией
Позднее Морган расширил
“закон экономии”, показав, что
границы применения “закона
Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма занял сторонник “закона экономии” Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами “плоским эволюционизмом” или ”монизмом снизу”. Леб стирал всякую грань между человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов, которые он определял как “вынужденные движения”. Поведение, по Лебу, можно интерпретировать как результат прямого физического или химического воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого, действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.
Почему такие крайние взгляды
получили своих сторонников? Распространение
“монизма снизу” было
Против подобного антропоморфизма (или “монизма сверху”) и выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими последователями.
В бихевиоризме единственной
научной реальностью и
И.П.Павлов также запрещал
своим сотрудникам и даже
Считается, что сознание и мышление человека может быть перенесено на уровень животного мира без существенных изменений. Все, что свойственно психике человека, может быть найдено у животных. При этом не исключается возможность известной разумности и у низших одноклеточных организмов. Формальным началом антропоморфного подхода в зоопсихологии является эволюционная теория Дарвина. Сторонники антропоморфного подхода считали, что психику животных можно познать, лишь используя методы познания человеческой психики, и считали достаточным доказательством сходства психических способностей сходство внешнего вида некоторых сооружений человека и животных. Следует отметить, что сторонники антропоморфизма постоянно путались в инстинктах и индивидуальном опыте животных, а бессознательное поведение животных часто выдавали за рассудочную деятельность. Сторонники антропоморфизма особенно не обременяли себя экспериментами, а предпочитали проводить прямые аналогии с человеком. Например, переносили европейские взгляды на брачное поведение в животную среду. В середине XX века антропоморфизм получил новое развитие, которое было обусловлено началом обширных исследований морских млекопитающих. Были предприняты попытки обучить дельфинов говорить, а также предложен язык жестов, который рассматривался как аналог обычного языка. Жесто-знаковая форма общения с дельфинами и морскими львами привела к созданию "лингвистической" гипотезы мышления у животных. Сторонники очеловечивания природы не останавливались на животном мире и распространяли свои представления на растения и, в конце концов, на минералы и атомы вещества. В настоящее время сторонники антропоморфизма автоматически переносят психологические принципы "человеческой психологии" на уровень животных. Вместо непосредственного анализа поведения животных используют зоопсихологию для познания человека и решения его проблем. Этот "рационалистический антропоморфизм" важен для познания природы человека, но отдаляет исследователей от понимания принципов поведения животных. Антропоморфизм также проявляется в попытках найти новые способы объяснения поведения животных, при использовании чисто "человеческих" теорий поведения, примером этого может служить попытка переноса теории привязанностей, одного из самых популярных направлений в американской и европейской психологии, на этологическую почву.
Характеризуя общее и различное в поведении
человека и животных, Выготский указал
на «то обстоятельство, что развитие высших
психических функций происходит без изменения
биологического типа человека, в то время
как изменение биологического типа является
основой эволюционного типа развития».
Главное отличие психической деятельности
человека от таковой у животных состоит
в том, что благодаря общественно-трудовой
практике и связанной с ней членораздельной
речи человек способен к отражению объективной
реальности в двух планах – чувственном
и понятийном, т.е. наряду с непосредственно-чувственным
отражением у него существует еще план
абстрактно-логического мышления, осуществляемого
с помощью понятий. Именно этим определяется
сущность сознания.
Что же касается
животных, то даже у наиболее высокоразвитых
их представителей психическое отражение
окружающего мира совершается лишь в одном
плане, а именно чувственном; второй, абстрактно-логический
план у них отсутствует.
Однако без логического мышления (с помощью абстрактных понятий) невозможно постигнуть сущность вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, подлинные, существенные закономерности. Вследствие этого познание животными компонентов среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемыми (в настоящем или прошлом), причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие обычно дает животному лишь поверхностную, сигнальную информацию. Отражение же собственных действий, собственного поведения, направленного на объекты окружающего мира, дает животному наиболее полноценную информацию об этом мире. (В ограниченной степени познавательная деятельность встречается также в форме подражания, когда имеет место научение путем созерцания действий других животных.)
Список литературы:
1. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
2. Гроголева О. «зоопсихология и сравнительная психология». Словарь основных понятий.
3.Фабри К. Основы зоопсихологии — Москва: изд-во МГУ, 1976. — 464 с.
4.Филиппова, Г.Г.Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
5.Jesse Russell «антропоморфизм».2012г.