Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы такова, в контексте современных исследований феномен конкретного обобщения можно рассматривать как функциональные блоки систематизированной информации о действиях, тождестве и многом другом, хранящиеся в памяти. Согласно существующей гипотезе, избирательное использование информации таких блоков является основанием для формирования переноса, инсайта, экстраполяции и т.д., предоставляя резервную информацию для формирования оптимальных стратегий поведения. Данное гипотетическое положение требует уточняющего рассмотрения в контексте взглядов и тестов на мышление животных, и конкретно операций обобщения и абстрагирования этого уровня. Исследование рассудочной деятельности животных тесно связано с проблемой происхождения психической деятельности человека в процессе эволюции

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Допонятийное обобщение и довербальные понятия в сравнительном исследовании………………………………………………………….11
Исследования обобщения и абстрагирования, тесты, уровневые оценки показателей……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

зоопсих.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Большинство видов животных не справляется с переносом правила выбора по сходству с образцом от исходных стимулов на стимулы другой категории. Такой уровень обобщения оказывается для них слишком сложным.

Перенос правила выбора на стимулы другой модальности (кросс-модальный перенос) - этот способ оценки уровня обобщения особенно важен, поскольку его рассматривают как одно из доказательств наличия у животных мысленных представлений о свойствах предметов и событий окружающего мира. Одной из первых такую способность наблюдала в своих экспериментах Н. Н. Ладыгина-Котс (1925).

Детенышу шимпанзе, который успешно освоил выбор по сходству, показывали образцы - фигурки разной формы, но предметы, с которыми следовало сравнивать образец, были спрятаны в мешок. Их он должен был выбирать на ощупь, засунув в него руку. Обезьяна успешно выполнила этот тест.

Таким образом, при таком кроссмодальном переносе обезьяна смогла сопоставить информацию, полученную через разные сенсорные каналы (зрение и осязание), и установить соответствие стимулов.

В описанных выше экспериментах были использованы приемы, позволяющие оценить способность животных к операции обобщения. В них данная способность выступает как мысленное объединение предметов и явлений по одинаковым свойствам.

Оценка уровня абстрагирования происходит в опытах с различением множеств. Степень независимости уже сформированного обобщения от второстепенных признаков можно также оценить, применяя особые экспериментальные приемы. Они определяют уровень абстрагирования, т.е. инвариантности, и позволяют выяснить, какие признаки данной серии стимулов животное способно игнорировать, если оно реагирует на новые стимулы в соответствии со сформированным обобщением. Чем больше стимулы в успешно решаемом тесте на перенос отличаются от использованных при первичном обучении, тем выше достигнутая степень абстрагирования, тем более отвлеченным можно считать сформированное животным правило выбора и лежащее в его основе обобщение.

При выяснении степени абстрагирования (в пределах одной категории) можно последовательно менять такие свойства предметов и изображений, применяемых в качестве стимулов, как цвет фигур и фона, их размеры, контрастность, форма и т.д.

Например, крыс, шимпанзе и детей 2 лет научили выбирать белый треугольник на черном фоне, а затем проводили тест на перенос. Оказалось, что когда фон сделали белым, а треугольник - черным, крысы перестали его узнавать и реагировали на эти стимулы, как на новые. Их приходилось предъявлять снова и снова и подкреплять правильный выбор, чтобы животные научились правильно реагировать. То же самое происходило при изменении ориентации белого треугольника на черном фоне. В отличие от крыс, с таким тестом справлялись и шимпанзе, и дети. Следовательно, у них произошло обобщение признака «треугольность» и они оказались способными абстрагироваться (отвлекаться) от таких второстепенных черт, как окраска фигуры и фона, а также ориентация треугольника. В то же время, когда треугольник изобразили в виде совокупности точек, его смогли опознать как «треугольник» только дети, но не шимпанзе.

Таким образом, способность к абстрагированию этого признака у шимпанзе хотя и была велика, но все же оказалась ниже, чем у детей.

Таким образом, уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным можно рассматривать со следующих позиций. Согласно существующим в психологии определениям, результатом операций обобщения и абстрагирования у человека является формирование понятий. Наряду с умозаключениями и суждениями понятия являются формами мышления, которые фиксируют отличительные признаки предметов и явлений. Человек оперирует понятиями разного уровня. Наряду с конкретными, эмпирическими для него более характерно образование отвлеченных, абстрактных понятий, выраженных в словесной (символический) форме. В связи с этим у отечественных физиологов и особенно философов применение термина «понятие» при трактовке поведения животных часто вызывало возражения. Однако несомненная способность животных к высоким степеням обобщения и абстрагирования диктует необходимость его употребления. Способность животных выделять и хранить в отвлеченной форме информацию о наиболее устойчивых свойствах предметов и явлений обозначается в мировой литературе терминами concept и concept-formation, но говоря о «понятии» у животного, обычно подразумевают, что это понятие «довербальное, и результаты операций обобщения и абстрагирования хотя и хранятся в отвлеченной форме, но не выражаются словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассматривая уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным, удалось сформулировать следующие выводы и основные положения проблемы:

- Мышление животных - системное свойство мозга, и чем выше филогенетический уровень животного и соответствующая структурно-функциональная организация его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.  Если зачатки мышления есть у множества позвоночных видов рептилий, птиц, млекопитающих, то у наиболее высокоразвитых человекообразных обезьян - способность к обобщению находится на уровне 2-летних детей по уровню усвоения языков. Поэтому с некоторыми тестами на абстрагирование (например, различение фигур, с группировкой по форме и цвету) человекообразные обезьяны справляются наравне с 2-летними детьми, некоторые доступны только человеческим детям (например, различение и группировка фигур, состоящих их точек).

- Формы и элементы мышления животных могут проявляться в спектре интеллектуальных операций: обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод, оперирование эмпирическими законами и прочих.

- Самые первые и примитивные биологические предпосылки мышления человека возникли на ранних этапах филогенеза позвоночных. Более высокоорганизованные животные способны к решению большего числа когнитивных тестов и справляются с более сложными логическими задачами. Сообразно установке, что эволюция элементарной рассудочной деятельности животных шла, по-видимому, в направлении увеличения числа «законов», которыми животное способно оперировать. Критерием для определения уровней обобщения, доступных животным, может быть степень разнообразия стимулов (или «диапазон отличий»), на которые они положительно реагируют в тесте на перенос (т.е. «узнают» обобщенный признак). По мнению ряда авторов, на основе этого критерия можно надежно выделить по крайней мере два основных уровня обобщения, доступных животным, - «допонятийный» и «довербально-понятийный».  Допонятийное обобщение - это именно тот уровень, который доступен большинству животных и который выявляется обычными методиками.

- На основе процессов обобщения и абстрагирования у животных могут формироваться также довербальные понятия. Это означает способность к более высокому уровню обобщения, когда информация о свойствах предметов и явлений хранится в более отвлеченной форме. Такой уровень обобщения (формирование довербальных понятий) проявляется как способность к переносу правильных выборов на более широкий диапазон стимулов, в том числе стимулов других категорий и других модальностей.

Основной вывод относительно суждения об уровнях обобщения и абстрагирования базируется на принятом сравнении со способностями человека. Так, результатом операций обобщения и абстрагирования у человека является формирование понятий. Наряду с конкретными, эмпирическими характерно образование отвлеченных, абстрактных понятий, выраженных в словесной (символический) форме. В связи с этим применение термина «понятие» при трактовке поведения животных часто вызывало возражения. Однако несомненная способность животных к высоким степеням обобщения и абстрагирования диктует необходимость его употребления. Способность животных выделять и хранить в отвлеченной форме информацию о наиболее устойчивых свойствах предметов и явлений обозначается в мировой литературе терминами concept и concept-formation, но говоря о «понятии» у животного, обычно подразумевают, что это понятие довербальное, и результаты операций обобщения и абстрагирования хотя и хранятся в отвлеченной форме, но не выражаются словами.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Зорина 3. А., Полетаева И. И.  Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с.
  2. Зорина З.А., Смирнова А.А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц: довербальное понятие «число» / Современные концепции эволюционной генетики: Сб. научных трудов. - Новосибирск, 2000. – 560 с.
  3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. - М.: Проспект, 2006.- 437 с.
  4. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. - М.: Инфра, 2009.- 470 с.

1 Цитата по: Зорина 3. А., Полетаева И. И.  Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 101 с.

 

 

2 Цитата по: Зорина З.А., Смирнова А.А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц: довербальное понятие «число» / Современные концепции эволюционной генетики: Сб. научных трудов. Новосибирск, 2000. - 425с.

3 Зорина 3. А., Полетаева И. И.  Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 162с.

4 Зорина З.А., Смирнова А.А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц: довербальное понятие «число» / Современные концепции эволюционной генетики: Сб. научных трудов. Новосибирск, 2000. - 250с.

 

 


Информация о работе Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным