Бизнес-план как представление инвестиционного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:12, реферат

Краткое описание

Едва ли не каждая российская компания хотя бы раз занималась составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает желание привлечь внешние (как правило, иностранные) инвестиции на осуществление новых деловых проектов. Характерно, что в подавляющем большинстве случаев такие попытки безуспешны. И пора перестать ссылаться на неблагоприятный инвестиционный климат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта………………………………………………………………….……..…3
2.Требования к бизнес-плану инвестиционного проекта………....................................................................................................….7
3.Алгоритм составления бизнес-плана…………………...……………...……10
4.Анализ рисков и определение эффективности бизнес-плана инвестиционного проекта…………………………………….……….…….…30
Заключение………………………………………………………………...……38
Список используемой литературы………………………………..…………...41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по инвестициям.docx

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………....2

1. Бизнес-план как современная  форма представления инвестиционного  проекта………………………………………………………………….……..…3  

2.Требования к бизнес-плану  инвестиционного проекта………....................................................................................................….7

3.Алгоритм составления бизнес-плана…………………...……………...……10

4.Анализ рисков и определение  эффективности бизнес-плана инвестиционного  проекта…………………………………….……….…….…30

Заключение………………………………………………………………...……38

Список используемой литературы………………………………..…………...41

 

 

 

Введение

После того, как руководителем  инвестиционного проекта получены все необходимые результаты исследований и научно-технических разработок, предшествующих принятию инвестиционного  решения, а также ознакомились с  объемом работ, связанных с формированием  концепции и ее структуризацией, возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит владельцам проекта  не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно  сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта.

В этих целях составляется бизнес-план, являющийся общепризнанной международной формой представления  инвестиционного проекта. От правильности составления этого документа  зависит, получит ли проект одобрение  и его жизнеспособность.

Составление бизнес-плана  заставляет вновь вернуться к  вопросам: так ли уж хороша идея; на кого рассчитан новый продукт (услуга); найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя; с кем придется конкурировать?    

 Для среднесрочных  и долгосрочных проектов разработка  бизнес-плана — центральный этап  в инвестиционном планировании. Главным его содержанием являются  формирование основных компонентов  бизнес-проекта и подготовка его  к реализации.

 

 

 

 

 

 

 

1. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта

Едва ли не каждая российская компания хотя бы раз занималась составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве  случаев к этому вынуждает  желание привлечь внешние (как правило, иностранные) инвестиции на осуществление  новых деловых проектов. Характерно, что в подавляющем большинстве  случаев такие попытки безуспешны. И пора перестать ссылаться на неблагоприятный инвестиционный климат.

Во-первых, и в таком  климате кое-кому удается использовать для развития чужие деньги.

Во-вторых, в число элементов  инвестиционного климата входит и бизнес-планирование, причем в  отличие от более глобальных проблем (общая экономическая ситуация, правовое пространство) этот вопрос вполне в  компетенции руководства каждой компании. Тут-то и проявляется свойство бизнес-плана, о котором обычно говорят  гораздо меньше: это важнейший инструмент внутрифирменного управления. Между внешней и внутренней функциями бизнес-плана существует тесная взаимосвязь. Опыт показывает, что если начинать не с первой, а со второй функции, то инвесторы потом приходят сами.

Работа по бизнес-планированию и привлечению финансовых инвестиций — это не простые проекты, они  требуют знания предмета.

На схеме (рис. 1) показано, как идея предпринимателей и деньги инвестора должны воплотиться в продукт и принести пользу им обоим.

 

 

 

 






 

Рис. 1. Что должен показать бизнес-план

Формула бизнес-плана: деньги – товар – деньги + доход. В  консалтинговых фирмах говорят, что  обычно клиенты приходят со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». И это грустная правда об отношении  отечественного предпринимателя к  бизнес-плану. Это отношение взращено на почве отрицания старого директивного планирования и прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный  инвестор.

Понятно, что инвестор думает наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо  понимает, что если не можешь сделать  нормальный бизнес-план, то уж тем более  не сможешь его воплотить в  жизнь. Кому-то такой взгляд может  показаться спорным, ведь до сих пор  большая часть проектов в России реализовывалась без всякого  плана. Но одно дело, когда рискуешь своими деньгами, и другое, когда чужими. К тому же в результате составления бизнес-плана проект в четырех случаях из пяти совершенно преображается.

Необходимый минимум гарантий для привлечения иностранных  инвестиций включает в себя:

  • хорошо поставленный устойчивый бизнес (после реализации бизнес-плана он должен выйти на новый качественный уровень);
  • управленческая команда (проект не должен быть ориентирован на одного человека);
  • имущественные гарантии (залог, пакет акций предприятия).

Итак, бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики. Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными.

Важнейшими принципами составления  бизнес-плана инвестиционного проекта  являются:

  • объективность и надежность входной и выходной информации;
  • необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту 
    на всех фазах и циклах его реализации;
  • комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;
  • возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превышать 15—20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40—50 страниц.

Состав бизнес-плана и  степень его детализации зависят  от масштаба инвестиционного проекта  и сферы бизнеса, к которой  он относится.

Структура бизнес-плана инвестиционного  проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике. 

 

 

 2.Требования к бизнес-плану инвестиционного проекта  

 Бизнес-план должен  быть тем более убедительным  и подробным, чем большую долю  средств рассчитывает получить инициатор проекта от инвесторов. Ведь для последних естественно рассуждать так: коль скоро инициатор проекта не способен вложить достаточных собственных фондов, то ему следует хотя бы не поскупиться на затраты собственных времени и сил для проработки соответствующего бизнес-плана. В противном случае у инвестора, которого призывают рисковать капиталом без какого-либо специального обеспечения и гарантий, естественным образом может сложиться один из следующих неблагоприятных выводов:

• инициатор проекта тривиально ленив, но тогда он будет ленивым  и во время работы с доверенными  ему средствами,

• инициатор профессионально  некомпетентен и ему по этой причине нельзя вверять фонды,

• продвигаемый инвестиционный проект в действительности малоэффективен или слишком рискован и этого  в подробном бизнес-плане не хотят  показывать инвестору,

• по отношению к инвестору  вынашиваются откровенно мошеннические  планы.  

 Существует масса рекомендаций  по составлению бизнес-плана,  однако никакое добросовестное  изучение этих рекомендаций и  следование им не заменят обычного  здравого смысла в понимании  того, на какие вопросы опытный  (или нанимающий специальных аналитиков) инвестор желает получить убедительный  ответ.

Даже если это институциональный  инвестор, не надо забывать, что в  каждой фирме существует своя бюрократическая  процедура, что менеджеры несут  ответственность перед акционерами  и т.п. Так что как раз в  этих случаях, возможно, придется представлять наиболее проработанные бизнес-планы, отвечающие, как минимум, на восемь основных вопросов:

1. Какова инвестиционная  эффективность проекта по сравнению  с обычной рыночной ставкой  ссудного процента, характеризующей  простейшую альтернативу вложения  средств, например, на банковский  депозит?

2. Насколько емким (по  выявленной потребности и платежеспособному  спросу), выгодным по конъюнктуре,  перспективным (растущим) и нетрудным  для освоения является рынок  сбыта продукта или услуги, выпуск  которых собираются наладить?

3. Если рынок сбыта  является достаточно конкурентным  либо (тем более) уже монополизированным, то насколько значимы и в  чем заключаются конкурентные  преимущества начинаемого предприятия  и его продукта, позволяющие рассчитывать  на вытеснение с рынка имеющихся  там конкурентов?

4. Насколько удовлетворительным  по уровню цен и объему предложения,  надежным в смысле неухудшения  этих параметров и доступа  к поставкам и услугам является  выбранный в бизнес-плане рынок  ресурсов?

5. Каковы технические  и коммерческие риски предприятия  (проекта) и как и с какими  издержками планируется их минимизировать?

6. Сколько средств, когда,  в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т.п.) и почему именно  столько и в этой форме требуется  от венчурного инвестора для  начала и последующего развития  предприятия?

7. Каковы ближайшие перспективы  финансового состояния намечаемого  предприятия и возможности извлечь  из него прибыль, с каким  объективным стартовым периодом  временно убыточной деятельности  предприятия надо считаться? Не  нужно ли будет, спасая проект  и вложенный капитал, какое-то время даже предотвращать неплатежеспособность начинаемого предприятия дополнительными «вливаниями» в него ликвидных фондов?

8. Насколько продуманной  в смысле максимизации прибыли  является планируемая политика  предприятия в части наилучшего  сочетания намечаемых цен сбыта,  объемов выпуска продукта на  рынок, структуры текущих издержек  и размера привлекаемых стартовых  инвестиций?

Таким образом, бизнес-план должен дать полное представление о  том, в чем состоит основная идея проекта, как эта идея может быть реализована, с какими продуктами/услугами придется конкурировать, есть ли «сильные»  стороны у продукта/услуги и какие  варианта развития есть у данного  проекта.

Очень важно то, что в  бизнес-плане должна быть рассмотрена  не только ситуация запуска и реализация проекта, но и его дальнейшие перспективы, возможности для развития и расширения продуктовой линейки.

Как правило, именно этой частью, помимо экономического обоснования  эффективности проекта, интересуются инвесторы.

 

 

 

 

 

 

 

3.Алгоритм составления бизнес-плана

Вопросам разработки бизнес-планов посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако это не означает, что существуют единые, жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором "сухих" данных, однако сам процесс планирования, описание пути превращения идеи в  осязаемую реальность требуют, наряду с высокой компетенцией, творческих способностей, в первую очередь, потому, что каждый проект в своем роде уникален. Другими словами, бизнес-план скорее произведение искусства. Несмотря на то, что творческое начало действительно  является важным для процесса планирования, существуют определенные принципы, которые  являются довольно общими для разработчиков  бизнес-планов независимо от страны и  отрасли экономики и в соответствии с которыми определяется структура  бизнес-плана.

Типовой бизнес-план состоит из следующих  разделов:

  • общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;
  • краткая характеристика проекта (резюме);
  • характеристика предприятия и отрасли;
  • сущность инвестиционного проекта;
  • оценка рынков сбыта и конкурентов;
  • план маркетинга;
  • инвестиционный план;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • финансовый план и показатели эффективности проекта;
  • анализ рисков (анализ чувствительности);
  • приложения. 

Информация о работе Бизнес-план как представление инвестиционного процесса