Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа
Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;
2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 5
1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.
Законодательная база государственного регулирования. 5
1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9
Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13
2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13
2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области. 20
2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области 27
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30
Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34
3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития 34
3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков
и Администрации 39
Заключение 56
Список использованной литературы: 60
Однако, самая главная проблема - плохое исполнение законов. «Строгость законов росийских смягчается необязательностью их исполнения», - эти слова М.Е.Салтыкова - Щедрина говорят о нашей давней национальной традиции. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение. Что касается наличия законодательства, то в Федеральном законе от 25.02.99г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» особое значение придается Федеральному закону от 26.11.98г. «О бюджете развития Российской Федерации». Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.
К первой группе мы можем отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.
Что касается специальных
нормативных актов, то к ним относятся
законоположения и нормативные
акты, в том числе документы
федеральных ведомств, регулирующие
собственно инвестиционный процесс
как в области капиталообразующ
Характерным методом
нормотворчества Правительства
РФ является издание постановлений,
в которых преобладают
Учитывая, что иностранные инвесторы призваны сыграть важную роль в развитии инвестиционной деятельности, законодательство Россиии регулирует участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими нормативными актами: ФЗ от 25.02.99г. №39-ФЗ «Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Законом РФ от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными соглашениями и договорами общего характера (например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом, правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается де-факто с приоритетным использованием государственными структурами всяческих инструкций, противоречащих законам.
Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков.
Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе рыночных реформ в российской экономике, является регулирование взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать региональную инвестиционную политику.
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:
Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут осуществлять прямое участие, путем:
Региональная инвестиционная
политика представляет собой совокупность
мер по регулированию и стимулированию
инвестиционного процесса с целью
обеспечения устойчивого
Российская Федерация
включает два типа субъектов - национально-государственные
и административно-
Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом, жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и другие экономические методы стимулирования инвестиций .
Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным инструментом его инвестиционной политики остается федеральная инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не преднаначены для инвестиционных целей.
Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от 03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.
Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Необходимо законодательно
закрепить инвестиционные полномочия
различных иерархических
Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный характер.
В совершенствовании
нуждается порядок
Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики, необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов, поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую экономическую отдачу.
Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и соответствующим стратегии региона.
Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов, влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона.
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки применяют так называемые выходные параметры инвестиционного климата - приток и отток капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры:
Информация о работе Государственная поддержка инвестиционной деятельности