3. Проблемы и перспективы
развития
инвестиционной политики
Республики Беларусь
Как показал опыт
других стран с передовой экономикой,
важнейшее значение для улучшения
инвестиционного климата имеет
макроэкономическая и политическая
ситуация в стране, скорость и
качество проведения рыночных
реформ, формирование рыночных институтов
и адекватного законодательства,
трансформация собственности, состояние
производственной и социальной
инфраструктуры, предпринимаемые организационные
и стимулирующие меры по активизации
инвестиционных проектов и другие.
Одним из наиболее
существенных препятствий активации
инвестиционных процессов является
неопределенность макроэкономической
ситуации в стране. Макроэкономическая
политика влияет на инвестиционный
климат через обеспечение определенных,
предсказуемых и неискаженных
ориентиров для субъектов хозяйствования.
Ведь в условиях инфляции и
нестабильного обменного курса
весьма проблематично накапливать
и сохранять от обесценивания
финансовые ресурсы секторов
экономики (например, прибыль и
амортизационные отчисления) и просчитывать
эффективность самих инвестиционных
проектов даже в краткосрочной
перспективе. На данный момент
в Беларуси сохраняется относительно
устойчивая инфляционная ситуация.
Но все-таки необходимо
принять меры по поддержанию
относительно стабильных цен
и курса. Основными направлениями
реализации антиинфляционной политики
являются меры по ограничению
монетарных факторов инфляции, меры
по ограничению издержек и
меры по структурному регулированию
рынков товаров и услуг.
В последние годы
активация инфляционных процессов
в Республике Беларусь была
во многом связана с чрезмерной
кредитной эмиссией, которая по
отрицательным процентным ставкам
направлялась в основном на
кредитование жилищного строительства
и АПК, отдельных государственных
программ и дефицита государственного
бюджета. Поэтому с целью сокращения
инфляции и стабилизации обменного
курса белорусского рубля, прежде
всего, необходимо ограничить
денежно-кредитную эмиссию в жилищное
строительство и АПК, которые
к тому же создают и дополнительный
спрос на валюту. Сокращение эмиссионных
источников поддержания экономического
роста будет компенсировано за
счет улучшения финансового состояния
реального сектора экономики
(особенно экспортеров), увеличения
экспорта в связи с повышением
его конкурентоспособности, увеличения
амортизационных отчислений, легализации
рынка наличной и безналичной
валюты, увеличения притока прямых
иностранных инвестиций, роста совокупного
спроса населения вследствие
роста реальной заработной платы
связи с улучшением финансового
состояния предприятий и т.д.
Часть дополнительных источников
финансирования как раз и компенсирует
финансовые потери инвестиционной
сферы в связи с сокращением
льготного эмиссионного кредитования,
не приводя одновременно к
усилению макроэкономической разбалансированности.
Следующей важнейшей
задачей макроэкономической политики
является ее максимальная направленность
на переориентацию финансовых
ресурсов в реальный сектор
экономики, включая бюджетные
средства, кредитные ресурсы банковской
системы, собственные средства
субъектов хозяйствования и т.д.
Рост внутренних производственных
инвестиций, прекращение утечки
финансов за пределы страны
наряду с ростом конкурентоспособности
производства и повышением финансовых
возможностей субъектов хозяйствования
станут положительным сигналом
для внешних инвесторов о том,
что в стране создана благоприятная
среда для развития бизнеса.
Для преодоления тенденции
увеличения износа активной части
основных фондов следует обеспечить
опережающий рост накопления
и инвестирования в реальный
сектор экономики на основе
создания условий по трансформации
сбережений секторов экономики
в инвестиции, включая развитие
соответствующей инвестиционной
инфраструктуры, увеличение в структуре
денежной массы долгосрочных
компонентов, концентрацию ресурсов,
прежде всего, на создании и
развитии высокотехнологичных производств,
повышения эффективности инвестиционной
сферы за счет улучшения отраслевой,
технологической и воспроизводственной
структуры капитальных вложений,
сокращения незавершенного строительства.
Макроэкономическая стабилизация,
снижение налогового давления, упрощение
системы государственного регулирования
и сокращение государственного
вмешательства в перераспределительные
процессы создала бы условия
для активации нецентрализованных
инвестиций в реальном секторе
экономики, позволила бы в полной
мере задействовать такие механизмы,
как амортизационная политика, инвестиционные
налоговые льготы и т.д. Основной
целью совершенствования амортизационной
политики является приведение
системы начислений амортизации
и износа основных средств
в соответствие с условиями
хозяйствования в переходный
к рыночным отношениям период
и повышение эффективности использования
амортизационных отчислений как
основного источника инвестиций
в воспроизводство основного
капитала.
Важным направлением
роста инвестиций является увеличение
кредитов банковской системы.
В целях активации участия
банковской системы в кредитовании
инвестиций в реальный сектор,
уменьшения рисков от таких
операций одновременно с макроэкономической
стабилизацией целесообразно принять
следующие меры:
повысить ликвидность
банковской системы через сокращение
или изменение условий кредитования
за счет кредитной эмиссии
восстановить и расширить
льготу в части освобождения
от налогообложения процентных
доходов банков, полученных ими
от кредитов на инвестиции
в основной капитал по объектам
реализовать предложения
о разрешении формирования накопительных
депозитов фондов амортизации
в инвалюте
разработать концепцию
создания целевых накопительных
фондов на нужды инвестиций
в производственную сферу, сферу
страхования, пенсионного обеспечения,
медицинских услуг на базе
указанной концепции, опираясь
на опыт других стран в области
целевых накопительных и инвестиционных
фондов, создать соответствующую
законодательную и нормативную
базу их формирования
активизировать работу
по привлечению финансовых ресурсов
из-за рубежа путем создания
новых совместных банков, фиалов
иностранных банков
продолжить работу
по развитию лизинговых операций
Одним из факторов,
влияющих на инвестиции, особенно
иностранные, является также политическая
ситуация. О важности политической
стабильности и определенности
для иностранного инвестора свидетельствует
опыт Венгрии, которая считается
наиболее благополучной в этом
отношении, что позволило привлечь
значительные иностранные инвестиции
среди стран Центральной и
Восточной Европы. [9, c. 57]
Улучшение макроэкономической
и политической ситуации в
Беларуси является только первым
шагом, важнейшей, но недостаточной
предпосылкой для повышения в
целом инвестиционного рейтинга.
Необходим ряд мер в области
формирования рыночных институтов
и проведения рыночных реформ.
Еще одним условием
привлечения инвестиций в реальный
сектор экономики является активация
процессов приватизации. Потенциального
инвестора в нашей стране отпугивает
не только медленный процесс
приватизации, но и имеющиеся
случаи реприватизации, связанные
как с ухудшением финансового
положения субъектов хозяйствования,
так и с тем, что государственные
льготы и субсидии, другие преференции
предоставляются, как правило,
государственным предприятиям.
С учетом вышеизложенного
для повышения инвестиционной привлекательности
белорусских субъектов хозяйствования
необходимо:
формирование и уточнение
перечней государственных объектов,
имущество которых находится
исключительно в собственности
государства, а также хозяйственных
обществ, в которых государство
экономически заинтересовано участвовать
и управление которыми оно
сможет обеспечить на эффективной
основе
разработка системы
доверительного управления акциями
и долями имущества
совершенствование методики
оценки акционированных предприятий
Республике Беларусь
как стране – участнице Международной
финансовой корпорации (МФК) целесообразно
гораздо шире использовать ее
возможности технического содействия
в приватизации средних и крупных
предприятий. Помощь этой структуры
может заключаться в оценке
стоимости предприятий, поиске
для них инвесторов, предоставлении
консультативных услуг экспертами
с международным опытом работы
в реструктуризации и приватизации.
Существенным стимулирующим
механизмом для привлечения инвестиций
послужила бы разработка отдельного
законодательного акта о приватизации
государственных предприятий с
участием иностранного капитала.
При разработке такого законодательного
акта необходимо учитывать основные
препятствия участия иностранных
инвесторов в приватизации: отсутствие
методики реальной оценки имущества
предприятия с привлечением зарубежного
капитала, ограничение прав приобретения
собственности, неразвитость рынка
ценных бумаг.
Одной из форм расширения
участия иностранных инвесторов
является сдача в аренду предприятий
зарубежному инвестору с правом
последующего выкупа. Расширит возможности
участия иностранных инвесторов
в процессе приватизации продажа
неиспользуемых объектов недвижимости
и объектов незавершенного строительства.
Иностранные инвестиции также
могут участвовать в создании
дочерних фирм, образуемых на
базе отдельных структурных подразделений
в процессе реструктуризации
предприятия. Также может быть
применена форма холдинговых
компаний.
Одной из форм привлечения
иностранного инвестора (прежде
всего российского) является создание
финансово-промышленных групп. Данный
процесс может быть ускорен
при оформлении общего таможенного
и экономического таможенного
пространства Беларуси и России,
унификации законодательства двух
стран.
В целом целесообразно
разработать программу приватизации
государственных предприятий с
участием иностранного капитала,
где должны определяться конкретные
формы и способы участия зарубежного
капитала в данном процессе.
Также необходима либерализация
порядка регистрации предприятий
с иностранным участием, упрощение
процедуры внесения изменений
в учредительные документы, отмена
включения в учредительные документы
совместных и иностранных предприятий
положения о субсидиарной ответственности.
Основными направлениями
совершенствованиями страхового
рынка на ближайшую перспективу
является: развитие и диверсификация
страховой сети в области личного,
имущественного страхования, страхования
валютных рисков, страхования грузов,
транспорта, инвестиционных и финансовых
рисков, экспортных кредитов и перестрахования,
а также укрепление финансового потенциала
этого рынка путем привлечения в эту сферу
иностранных инвесторов.
Усилению защиты иностранных
инвесторов от высоких рисков
от вложения инвестиций в белорусскую
экономику будет содействовать
участие международных финансовых
организаций в предоставлении
гарантий от рисков по конкретным
инвестиционным проектам, а также
активация международно-правового
сотрудничества в инвестиционной
сфере.
Для совершенствования
организационного механизма привлечения
иностранных инвестиций, включая
консалтинговое и информационно-аналитическое
обеспечение, в ближайшее время
необходимо принять ряд следующих
мер по активации данного процесса:
диверсификацию форм
участия иностранного капитала:
лицензионные и субподрядные
соглашения, международный финансовый
лизинг и т.д.
создание отраслевого
каталога для зарубежных инвесторов
(ежегодно обновляемого), включающего
характеристики производственного
и инвестиционного потенциала
белорусских предприятий
организацию инвестиционных
визитов с проведением презентаций
с целью налаживания контактов
с министерствами, политическими
партиями, региональными администрациями,
промышленными ассоциациями, торговыми
компаниями, банками, прессой
проведение информационных
семинаров с целью ознакомления
потенциальных инвесторов с экономико-правовой
средой в стране
участие в информационных
семинарах, торговых ярмарках, выставках,
конкурсах в заинтересованных
странах
обеспечение информацией
о состоянии белорусской экономики
потенциальных инвесторов посредством
электронно-информационных сетей
создание скоординированной
консультативной сети по обслуживанию
потенциальных инвесторов
В области международно-правового
сотрудничества целесообразно принять
следующие меры:
продолжить подписание
международных договоров об избегании
двойного налогообложения иностранных
субъектов хозяйствования и о
поощрении и взаимной защите
инвестиций, а также ратификацию
ранее заключенных соглашений