Инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием развития экономики любой страны является осуществление активной инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное хозяйственное значение, поскольку она создает основы для стабильного развития экономики в целом, а также отдельных её отраслей и хозяйствующих субъектов.
Инвестиции формируют необходимый в стране производственный потенциал, с их помощью реально улучшается производственная структура национальной экономики, м

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности предприятия 5
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности и их значение 5
1.2 Классификация инвестиций 9
1.3 Инвестиционные проекты и источники их финансирования 14
2 Исследование инвестиционной деятельности РУП «Гомельэнерго» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Гомельэнерго» 21
2.2 Анализ источников финансирования инвестиционной деятельности 32
2.3 Организация финансирования инвестиционного проекта по реконструкции Мозырьской ТЭЦ 38
3 Основные напрвления совершенствования инвестиционной деятельности 45
3.1 Проблемы развития инвестиционной активности в Республике Беларусь и направления ее совершенствования 45
3.2 Активизация инвестиционной деятельности РУП «Гомльэнерго» в современных условиях 50
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложения 65

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная деятельность предприятия.docx

— 2.45 Мб (Скачать файл)

В процессе рассмотрения источников и направлений финансирования капитальных  вложений было установлено, что:

  1. основными источниками финансирования инвестиций производственного назначения являются собственные средства предприятия (амортизационный фонд и прибыль), бюджетные средства и заемные ресурсы (кредиты банков);
  2. основными источниками финансирования инвестиций непроизводственного назначения являются собственные средства организации;
  3. в технологической структуре капитальных вложений преобладают строительно-монтажные работы.

В процессе анализа источников финансирования инвестиционного проекта по реконструкции Мозырской ТЭЦ было установлено, что основным источником финансирования инвестиционных затрат (2008-2010 гг.) являются заемные средства. В дальнейшем в процессе реализации проекта ожидается получение ежегодной прибыли и формирование амортизационного фонда, которые будут составлять совокупный доход предприятия.

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Проблемы развития инвестиционной активности в Республике Беларусь и направления ее совершенствования

 

 

Основными результатами современной  экономической политики Республики Беларусь являются устойчивые темпы  роста ВВП и нестабильная ситуация в инвестиционной сфере. В результате инвестиции в основной капитал за 1997—2005 гг. увеличились в 2,6 раза, в то время как ВВП — в 1,9 раза. Таким образом, наблюдается превышение темпов роста инвестиций в основной капитал над темпами роста ВВП. Следует также отметить, что ежегодно динамика инвестиций меняет свою направленность, что свидетельствует о нестабильности условий, формирующих инвестиционный климат страны, и высоких уровнях инвестиционных рисков. Кроме того, объемы инвестиций остаются по-прежнему крайне низкими. Если объемы ВВП в 2003 году достигли уровня 1990 года, то размеры инвестиций составили лишь 63% от уровня того же периода.

Кроме вывода о низком уровне инвестиционной активности всех субъектов  рынка, эта информация свидетельствует  о том, что экономика не развивается  в условиях расширенного воспроизводства, когда предусматривается широкое  внедрение современных поколений  техники, технологии, использование прогрессивного опыта и всех видов инноваций. По мнению российского экономиста В. Громана, такой характер развития можно назвать восстановительным ростом, который обеспечивается за счет использования ранее созданных производственных мощностей, ранее обученной рабочей силы.

На современном этапе  развития Республики Беларусь как независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических  реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких  темпов экономического роста и повышение  эффективности экономики.

Для решения этих задач, а  также для обеспечения структурных  преобразований экономики в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику республики является одним из приоритетных направлений  взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными  странами. Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход  экономических преобразований, поэтому  важно объективно оценить возможные  негативные и позитивные последствия  их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Беларуси, обеспечивающую преодоление кризисных  явлений и достижение поставленных целей.

С помощью иностранных  инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики страны, создать  новые высокотехнологические производства, модернизировать основные средства и технически перевооружить многие предприятия, активно использовать имеющийся потенциал квалифицированных  специалистов и рабочих республики, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и «ноу-хау», наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Одна из причин, влияющая на инвестиционный климат в Беларуси, кроется в характере нынешней налоговой системы. За последние  шесть лет система налогов  и сборов менялась не менее десяти раз.

За прошедшие годы выявлено отсутствие четких налоговых правил для иностранных инвесторов. По нашему мнению, это объясняется следующими причинами:

  • неотрегулированность и нестабильность налогового законодательства;
  • большое количество налогов;
  • выполнение основной части налоговой нагрузки производственными предприятиями;
  • различие механизмов применения налогов в Республике Беларусь и других странах;
  • наличие практики включения вопросов налогообложения в нормативные акты, не относящиеся к налоговому законодательству;
  • отсутствие должного делового контакта между налоговыми службами и иностранными инвесторами;
  • неопределенность с большим количеством индивидуальных налоговых льгот;
  • отсутствие действенных налоговых стимулов к освоению производства, основанного на новых и высоких технологиях, а также к реинвестированию получаемой прибыли;
  • незначительное количество заключенных межгосударственных договоров об избегании двойного налогообложения и т д.

Таким образом, основными  причинами низкой активности иностранного капитала на территории Беларуси представляются:

  • правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых и изменением действующих законодательных актов;
  • сложное государственное регулирование, регламентируемое множеством постоянно изменяющихся актов и инструкций;
  • низкие темпы экономических преобразований, в особенности — приватизации;
  • небольшая ёмкость внутреннего рынка, рост скрытой безработицы;
  • неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;
  • низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры (например, финансового рынка), слабая развитость и высокая изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
  • непостоянство таможенного режима (в частности, для иностранных инвесторов представляет сложность определение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные фонды создающихся предприятий: а именно – относятся они к основным производственным фондам или нет);
  • слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов данными о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
  • бюрократизация процедуры оформления предприятий с иностранными инвестициями, а также криминогенная обстановка;
  • неотрегулированность ряда внешнеэкономических вопросов (Беларусь не заключила договоры со многими странами о защите и поощрении иностранных инвестиций и избежании двойного налогообложения) [12].

Таким образом, насущной потребностью становится поиск дополнительных путей  привлечения прямых иностранных  инвестиций, использование опыта  других стран, успешно решающих данную проблему. Одной из таких стимулирующих  мер могло бы стать более гибкое использование налогового механизма, точнее, механизма налоговых льгот.


Существуют мнения об отсутствии необходимости налоговых льгот  для иностранных инвесторов. Поэтому  в подтверждение вышесказанного приведу перечень обстоятельств, которые  свидетельствуют о необходимости  введения механизма налоговых льгот. Эти обстоятельства представляются следующими:

Республика имеет низкий инвестиционный рейтинг, и отмена льгот  может еще больше отодвинуть ее в  мировой «табели о рангах».


Если многие отечественные  предприниматели заведомо знают, как  оптимизировать уплату налогов, то законопослушным  иностранным предпринимателям, с  трудом ориентирующимся в часто  меняющемся белорусском налоговом  законодательстве, это сделать значительно  труднее ввиду того, что предприятия  с иностранным капиталом являются объектами особого внимания налоговых  органов.

Практика показывает, что  отмена льгот порождает ответное движение по «выбиванию» иностранных  предприятий со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

Действующие льготы небольшие, но они привлекают определенную часть  потенциальных инвесторов, что увеличивает  количество налогоплательщиков.

Отмена льгот сделает  Беларусь единственной страной в  Восточной Европе, не стимулирующей  иностранный капитал с помощью  налогов.

В республике представлен  в основном малый и средний  зарубежный бизнес, поэтому отмена льгот будет болезненно воспринята инвесторами.

Отмена льгот резко  ужесточит условия подписания Беларусью  двусторонних договоров с другими  странами о поощрении и защите взаимных инвестиций и об избежании  двойного налогообложения.

Если такой небольшой  объем иностранных инвестиций препятствует развитию отечественного конкурентного  предпринимательства, то логически  задать вопрос: как республика намеревается входить в мировое экономическое  сообщество с его свободным движением  товаров, капиталов и рабочей  силы?

Иными словами, речь должна идти не об отмене скромных налоговых  льгот для предприятий с иностранными инвестициями, а об их упорядочении и более эффективном использовании.

Мы считаем, что основным способом привлечения иностранных инвестиций в сложившихся условиях должна стать дополнительная эмиссия акций, которые будут приобретаться иностранными инвесторами.

Несмотря на все преимущества и видимую простоту привлечения  иностранных инвесторов в Республику Беларусь через дополнительную эмиссию акций, всё же имеются некоторое проблемы в практическом осуществлении данного способа. Инвесторов из зарубежных стран пугает и во многом останавливает их побуждение вложить денежные средства в развитие экономики Республики Беларусь ее быстро меняющаяся, нестабильная и часто не отвечающая требованиям рынка правовая база.

Кроме названных факторов, неблагоприятно влияющих на оценку инвестиционной среды Беларуси со стороны иностранного инвестора, имеются некоторые сложности  в осуществлении самого механизма дополнительной эмиссии акций, касающиеся в первую очередь переоценки имущества, расчета курсовой цены акции, возможности правовой защиты акционеров, особенно миноритарных. Поэтому необходимо тщательно изучить данных и другие проблемы проведения дополнительного выпуска акций как средства привлечения иностранных инвестиций, а также разработать мероприятия по их нейтрализации.

Несмотря на наличие определённых проблем в инвестиционной сфере  Беларуси, сегодня ведется активная работа по созданию благоприятных условий  для привлечения в страну иностранных  инвестиций. Во многом они обусловлены  государственной инвестиционной политикой, которая стоится на следующих  основных принципах:

Многовекторность инвестиционного  сотрудничества. Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближневосточного и азиатского регионов, в том числе, сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.

Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций, связанной  со структурной перестройкой и модернизацией  реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики. Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.

Установление равных условий  деятельности для иностранных и  национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов [13].

В то же время белорусское  Правительство обеспечивает разработку и осуществление комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями. Также предусмотрена возможность осуществления инвестиций иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия