Инвестиционная политика республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из–за границы.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способны автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ............................................. 5

1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии
макро- и микроэкономики ............................................................................. 5
1.2. Классификация инвестиций и их структура .............................................. 11

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ….....…........................ 17
2. 1. Инвестиционная деятельность в РК .......................................................... 17
2. 2. Иностранные инвестиции в РК................................................................... 19
2. 3. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ..........….. 25

Заключение ...............................…...................................................................... 27
Список использованной литературы ............................................................ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему “инвестиционная политика республики каза.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Наибольший удельный вес среди предприятий, осуществляющих в отчетном периоде внешнеэкономические операции с инвестициями, занимают предприятия с частной формой собственности (рисунок 1). Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстане осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

Рисунок 1
Распределение предприятий, осуществляющих внешнеэкономические
операции с инвестициями, по формам собственности
по состоянию на 1.01.2001 г.

 

 

 

За период с 1993 по 2001 гг. объем иностранных прямых инвестиций, с учетом погашения по обязательствам, составил 9157,2 млн. долларов. До 1995 г. Казахстан не производил погашение кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Начиная с 1995 г. республика приступила к погашению кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Доля погашения принятых обязательств по иностранным прямым инвестициям в 1996 г. составила: - 7,5%, в 1997 г. – 18,0%, в 1998 г. - 25,0%, в 1999 г. – 24,6%, в 2000г. – 51,4% и в 2001 г. – 76,5%. В целом за период с 1993 по 2001 гг. сумма погашения составила 2683,7 млн. долларов, из них 1415,3 млн. долларов в 2001 году.

Поступление ИПИ в Казахстан в разрезе стран-доноров за период с 1993 по 2000 гг. приведено в рис.3. За 1993 - 2000 гг. от отдельных стран-доноров в Казахстан поступило ИПИ в виде кредитов, денежных запросов, реинвестированного дохода (без учета акционерного капитала и погашения по обязательствам) в объеме 9381,7 млн. долларов. Наибольшие объемы ИПИ в 2000 г. получены Казахстаном от США -993,5 млн. долларов, Великобритании - 464,2 млн. долларов, Италии - 351,0 млн. долларов, Российской Федерации - 163,2 млн. долларов, Канады - 144,9 млн. долларов и Нидерландов - 109,9 млн. долларов. На рисунке 3 представлены доли поступивших иностранных прямых инвестиций по странам-донорам, среди которых 53,0% от всех поступлений за 2000 г. составляют прямые инвестиции стран США (36,1%) и Великобритании (16,9%).

Рисунок 3
Иностранные прямые инвестиции в разрезе стран-доноров за 2000 г.

 

 

Согласно данным Национального Агентства по Статистике в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 %), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

Между тем потребность РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

В 2001 году РК получил прямых инвестиций на общую сумму  около  2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2002 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.

Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

 

2. 3 Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года

 

Мировая общественность в последнее время относится к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе, - и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

30 июня 1998 года Указом Президента РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК.  Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.

В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и  принципы стратегии экономического роста:

1.      Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК  координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.

2.      Макроэкономическая стабильность. Ее целью является  снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге.

      Приоритетным является:

-         Ужесточение денежно-кредитной политики;

-         Развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков;

-         Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;

-         Координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой;

-         Укрепление платежного баланса.

3.      Либерализация цен.

4.      Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:

-         ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций;

-         рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;

-         усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках.

5.      Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.

6.      Приватизация.

7.      Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”.

8.      Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.

9.      Формирование индустриальной технологической стратегии.

10. Диверсификация производства. Целью этого является Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения. Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы в Казахстане инвестиции и инвестиционная политика стали актуальным объектом многих научных разработок и исследований.

    Ситуация в экономической жизни, на пороге XXI века, изменяется стремительно.

     Разразившийся глобальный финансовый кризис конца 90-х годов потребовал переосмысления многих вопросов в области экономической политики в Казахстане в том числе и инвестиционной.

     В настоящее время не всякое приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто ниже номинальной цены) производственных  объектов  - особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные инвестиции” по большей части формируют спекулятивный капитал “горячие деньги”, которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования. Правительство Республики в последнее время много делает для этого, свидетельством тому  являются последние  принятые законодательные акты – Указы и постановления в области инвестиций.

     В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного  инвестиционного климата.

Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cписок использованной литературы

 

 

1.      Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

2.      Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.

3.      Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

4.      Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

5.      Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.

6.      Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.

7.      Н.А. Назарбаев “Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев” (“Стратегия 2030”), Алматы, 1997 год.

8.      Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.

9.      А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.

10. И. В. Сергеев, И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000 год.

11. М. Н. Чепурин “Курс экономической теории”, Алматы, 1994 год.

12. “Инвестиционная деятельность”. Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год.

13. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.

14. А. Б. Идрисов “Планирование и анализ эффективности инвестиций”. Москва, 1994 год.

15. П. И. Вахрин “Организация и финансирование инвестиций”. Москва, 1999 год.

 

 

2

 



Информация о работе Инвестиционная политика республики Казахстан