Инвестиционная привлекательность отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение инвестиционной привлекательности отрасли.
В соответствии с этим необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Дать понятие инвестиционной привлекательности
Рассмотреть понятие и критерии инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов
Описать подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инвестиционной привлекательности 5
2. Понятие и критерии инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов 8
3. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 12. Инвестиционная привлекательность отрасли.docx

— 215.58 Кб (Скачать файл)

Вычислив необходимые  значения и сравнив их между собой  можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.

Так же оценку привлекательности  отрасли можно проводить по следующему алгоритму. Прежде всего, необходимо получение ответов на следующие вопросы:

  1. Каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль?

Отрасли в значительной степени  отличаются друг от друга по таким  характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста  рынка, число фирм-покупателей и  их относительные размеры, сложность  вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических  изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность.

  1. Какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова степень их влияния?

Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между  продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных  товаров-субститутов, возможностью вхождения  в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и способностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции  в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько  слабо или сильно ее давление и  затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться  компании с учетом существующих в  отрасли «правил» конкуренции и  которая направлена на то, чтобы:

  • изолировать фирму насколько возможно от воздействия пяти сил конкуренции;
  • использовать «правила» конкуренции в отрасли на благо фирмы;
  • завоевать конкурентное преимущество.
  1. Что вызывает изменение в структуре конкурентных сил отрасли, и какое влияние эти факторы окажут в будущем?

Условия в отрасли и  уровень конкуренции изменятся, поскольку определенные силы находятся  в движении и способствуют или  прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими  силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход  на рынок или уход с него крупных  фирм, глобализация, изменение структуры  затрат и производительности, переход  потребительских предпочтений к  стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение  общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и  степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в  отрасли – предпосылка для грамотной разработки стратегии.

  1. У каких компаний наиболее сильные или на инновационные стратегии для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у слабых конкурентов.

Ответы на перечисленные  вопросы формируют основу для  понимания среды, в которой действует  предприятие, и создают базу для  разработки стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности  отрасли служит важным аргументом в  переговорах с банками, потенциальными портфельными и стратегическими  инвесторами, поскольку владельцам свободных ресурсов необходимо иметь  ориентиры для оптимизации своих вложений.

В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов  и методических подходов, который  позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и  определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции  и стадии ее развития.

Ключевое место в данном анализе отводится изучению конкурентной борьбы – первый этап.

Вторым этапом является определение  стадии развития отрасли. Для этого  используются показатели, характеризующие  темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.

На базе сопоставления  поэтапных результатов оценивается  уровень инвестиционной привлекательности  отрасли.

Оценив стадию развития анализируемой  отрасли, специалист по стратегическому  планированию может воспользоваться  базой стандартных характеристик  и получить квалифицированные «подсказки». В частности, для зрелой отрасли характерны:

  • низкая доходность. Замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли;
  • падение темпов роста. Оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция;
  • сильное влияние конкуренции на издержки. Ужесточаясь, она вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов, ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрифирменного управления;
  • усиление международной конкуренции.

При анализе внешней среды  большое значение придается прогнозированию  изменений конъюнктуры спроса и  предложения на внутренних и внешних  рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.

Необходимо также отметить, что каждая отрасль специфична и  может оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими  динамику развития промышленности, являются:

  • индекс промышленного производства, который характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции;
  • объем промышленного производства в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности. 

3. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕЙ И ПОДОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

 

Инвестиционная привлекательность  отраслей оценивается несколькими методами. В соответствии с первым подходом необходимо учитывать их жизненный цикл, который состоит из ряда стадий.

1. Стадия «рождение» характеризуется  разработкой и внедрением на  рынок новых видов продукции,  потребность в которой обусловливает  создание новых предприятий, выделяющихся  в подотрасль, а позже в самостоятельную  отрасль. В этот период вкладываются  значительные объемы инвестиций  без получения прибыли.

2. Стадия «рост» характеризуется  признанием со стороны потребителей новых видов продукции. На этой стадии наблюдается высокая инвестиционная активность, так как опережающий спрос на новую продукцию вызывает рост числа предприятий, ее производящих.

3. Стадия «расширение» охватывает  период между высокими темпами  роста числа новых компаний  в отрасли и стабилизацией  этого роста. Основной объем  инвестирования начинает направляться  уже на расширение имеющихся  производственных объектов.

4. Стадия «зрелость» характеризует  период наибольшего объема спроса  на продукцию конкретной отрасли,  повышение качества выпускаемой продукции. Основной объем инвестиций направляется на модернизацию оборудования или на техническое перевооружение компаний.

5. Стадия «спад» отличается резким  уменьшением объема спроса на  продукцию отрасли в связи  с развитием новых отраслей  и секторов экономики, продукция  которых приходит на смену  ставших уже традиционными товаров и услуг. Эта стадия характерна прежде всего для высокотехнологичных отраслей экономики.

Самыми привлекательными для инвестирования являются вторая, третья и четвертая  стадии развития отраслей, так как  на этих стадиях развития отраслей инвестиции приносят наибольшую прибыль.

В соответствии со вторым подходом инвестиционная привлекательность отраслей оценивается но показателям прибыльности и эффективности. Основным показателем эффективности является уровень прибыльности используемых активов. Он рассчитывается в двух вариантах:

  • прибыль от реализации продукции (товаров, услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов;
  • балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов.5

Третий подход к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики  является расширенным и предполагает оценку прибыльности и перспективности  развития отрасли (ее социально-экономической  значимости, обеспеченности ресурсами, устойчивости к кризисным явлениям в экономике и т.д.), а также  уровня инвестиционных рисков.

Элементы оценки рассматриваются  как синтетические и включают в себя конкретные аналитические  оценочные показатели, расчет которых  основывается на соответствующих статистических данных и экспертных оценках.

1. Уровень перспективности развития  отрасли оценивается на основе  следующих основных показателей  и характеристик:

  • значимость отрасли в экономике страны (фактический и прогнозируемый удельный вес продукции отрасли в ВВП страны);
  • устойчивость отрасли к экономическому спаду (определяется на основе анализа соотношения динамики объема производства продукции в отрасли и динамики ВВП);
  • социальная значимость отрасли (численность занятых и их удельный вес в общей численности занятого населения страны);
  • обеспеченность развития отрасли собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств предприятий отрасли и др.);
  • степень государственной поддержки развития отрасли (объем государственных капитальных вложений в отрасль, объем льготного бюджетного кредитования, система налоговых льгот и др.);
  • стадия жизненного цикла отрасли.

2. Уровень среднеотраслевой рентабельности  деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов:

  • коэффициент рентабельности активов;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала;
  • коэффициент рентабельности реализации продукции;
  • коэффициент рентабельности текущих затрат.

3. Уровень отраслевых инвестиционных  рисков:

  • коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала;
  • коэффициент вариации показателей рентабельности в разрезе отдельных предприятий отрасли;
  • уровень конкуренции в отрасли (число предприятий, функционирующих в данной отрасли; число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке);
  • уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли (соотношение показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции);
  • уровень социальной напряженности в отрасли (соотношение среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране).

На основе оценки трех перечисленных  элементов и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.

На первом этапе рассчитывается ранговая значимость отрасли по каждому элементу ее оценки. Она определяется как ее средняя ранговая значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям.

На втором этапе на основе показателя ранговой значимости отрасли по каждому  элементу рассчитывается интегральный ранговый показатель оценки ее инвестиционной привлекательности.

Методикой оценки установлена значимость каждого синтетического показателя в процессе разработки интегрированного показателя:

  • уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли — 65%;
  • уровень перспективности развития отрасли — 20%;
  • уровень отраслевых инвестиционных рисков — 15% .

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отрасли