Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компании (фирмы). Объектом анализа является ОАО «Одоевский консервный завод», которое собирается организовать производство детского питания.
Целью данной работы является оценить целесообразность данного инвестиционного проекта, разработать инвестиционную стратегию и оценить результаты ее реализации.
Введение 4
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ 6
1.1. Рынок детского питания в России: состояние, проблемы и перспективы развития 6
1.2. Актуальность проблемы детского питания в Тульской области 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОАО «Одоевский консервный завод». 17
2.1. Миссия и цели предприятия 17
2.3.3. Конкуренты 25
2.3.4. SWOT-анализ 34
2.3.5. PEST-анализ 38
2.4.1. Анализ ассортимента детского питания 40
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ОАО «Одоевский консервный завод» 49
3.1. Выбор стратегии и разработка мероприятий для ее реализации 49
3.2. Описание стратегии предприятия 51
3.3. Оценка финансовых результатов инвестиционной стратегии производства детского питания на базе ОАО «Одоевский консервный завод» 52
Заключение 60
Список литературы. 61
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс ОАО «Одоевский консервный завод» на 30.09.2021 63
Рынок детского питания делится на два больших сегмента: заменители женского молока (сухие или жидкие) и продукты прикорма.
Продукты прикорма включают соки, пюре (фруктовые, овощные, мясные, с молоком или со злаками), каши - сухие и готовые, а также детскую воду и готовые блюда для детей.
Все эти категории
развиты примерно в одинаковой
степени. Каждая из них
Наибольшим по объему, по розничным продажам детского питания, был сегмент детских соков и напитков - более 45%, но он составляет около 20% по стоимости, его обогнал сегмент различных пюре - около 40% по стоимости и около 30% по объему.
Самым незначительным как в физическом выражении, так и стоимостном является сегмент сухих супов и десертов - менее 1%. Доля заменителей грудного молока (ЗГМ) составляет около 10% по объему и около 30% по стоимости, а различных каш - около 10% в физическом и в стоимостном выражении. Во времена Советского Союза детское питание было представлено в основном двумя категориями - заменителями грудного молока и детским питанием в баночках. Именно эти категории в силу исторических факторов и являются сейчас наиболее развитыми. Наибольший рост сейчас демонстрирует сегмент детского питания в баночках.
В сегменте соков около 80% по объему и почти 70% по стоимости приходится на российских производителей "Азовский комбинат детского питания", "Вимм-Билль-Данн", "Лебедянский КЗ", "Первый комбинат детского питания". Около 80% сегмента составляет совокупная физическая доля соковых марок этих компаний - "Агуша" ("Вимм-Билль-Данн"), "Азов" ("Азовский комбинат детского питания"), "Тип-Топ" ("Первый комбинат детского питания"), "Фрутоняня" ("Лебедянский КЗ") и около 65% - по стоимости.
Ниша пюре представлена в смешанном составе - примерно 90% по объему и по стоимости занимают компании Hipp, Nestle, Nutricia, Semper AB, "Азовский комбинат детского питания", "Лебедянский КЗ", "Первый комбинат детского питания", "Тихорецкий мясокомбинат", "Завод "Фаустово". Более 80% сегмента, как в физическом, так и стоимостном выражении приходится на торговые марки Hipp (Hipp), Nestle (Nestle), Semper (Semper AB), "Азов" ("Азовский комбинат детского питания"), "Бабушкино лукошко" ("Фаустово"), "Тихорецк" ("Тихорецкий мясокомбинат"), "Топ-Топ" (Nitricia), "Фрутоняня" ("Лебедянский КЗ"). В сегменте каш около 85% по объему и 80% по стоимости приходится на компании Heinz, Kolinska, Nestle, Nutricia, с брендами Bebi (Kolinska), Heinz (Heinz), Nestle (Nestle), "Малышка" (Nutricia) - почти 80% и более 70% в физическом и стоимостном выражении. Сегмент ЗГМ на 85% в физическом выражении и в стоимостном представлен компаниями: Friesland, Hipp, Nestle, Nutricia, "Вимм-Билль-Данн". Основные бренды (около 70% по объему и по стоимости) - "Агуша" ("Вимм-Билль-Данн"), Friso (Friesland), Nan (Nestle), Nutrilon (Nutricia), "Малютка" (Nutircia), "Малыш" (Nutricia).
Смеси, соки, каши и пюре составляют основное предложение рынка. При этом отметим, что смесей - около 100 наименований, а в соках используется около 14 видов овощей и фруктов в различных сочетаниях.
Ассортимент каш представлен продуктами с 18 видами наполнителей, пюре - с 34 видами.
В зависимости от степени измельчения сырья для питания детей вырабатывают консервы трех видов:
Так же существует
классификация продуктов
В целом, в России западными компаниями представлено практически все, что есть на мировом рынке, а по каждому виду продукции отечественные производители могут в той или иной степени предложить альтернативу западным продуктам.
Таким образом, широта и
разнообразие предложения на рынке
детского питания позволяет сейчас
любому аптечному предприятию
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов, позволяющий определить их место на рынке, представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ сильных и слабых сторон конкурентов
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Высокое качество; 2.Надежность, длительный срок эксплуатации, дизайн; 3.Мощная сбытовая сеть; 4.Высокий потенциал
роста производительности 5.Достаточно низкая себестоимость изделия. |
1.Неоправданно
завышенная розничная цена 2.Работа с посредническими фирмами, что приводит к увеличению розничной цены продукции; 3.Высокие транспортные издержки; 4.Высокая текучесть кадров. |
Исследуя текущее положение основных конкурентов, следует отметить устойчивость их позиций на рынке детского питания. При этом потенциал конкурентов весьма существенен (технологические, технические, финансовый и другие возможности высоки). Цель конкурентов на данном сегменте рынка – захватить этот сегмент рынка полностью. Тем не менее, конкурентоспособность продукции ОАО «Одоевский консервный завод» достаточно велика. Это объясняется следующими положениями:
Под конкурентной стратегией понимают образ долговременных действий формы в борьбе с конкурентами, опирающийся на повышение качества товаров, снижение издержек, дифференциацию продукта, проникновение на новые рынки с целью получения конкурентных преимуществ.
Для определения конкурентной стратегии были проанализированы три базовые стратегии, предложенные Портером: абсолютного лидерства в издержках, дифференциации и фокусирования.
Основные положения этих концепций представлены на рис. 1.
Рис. 1. Базовые конкурентные стратегии по Портеру
Для ОАО «Одоевский консервный
завод» была выбрана третья базовая стратегия
— фокусирование
на определенном географическом сегменте
рынка. Если цели стратегии низких издержек
или
Фирма, реализующая стратегию фокусирования, также получает потенциальную возможность зарабатывать более высокую прибыль, чем в среднем по отрасли. Ее фокусирование предполагает либо позицию низких издержек в рамках стратегической цели, либо высокую степень дифференциации, либо обе позиции. Как было показано выше при рассмотрении стратегий лидерства в издержках и дифференциации, эти позиции обеспечивают защиту от всех конкурентных сил. Кроме того, фокусирование может служить средством выбора целей, наименее подверженных угрозе со стороны субститутов, или тех направлений, в которых конкуренты наиболее слабы.
Стратегия фокусирования
всегда связана с некоторыми ограничениями
возможностей приобретения существенной
доли рынка. Она неизбежно предполагает
выбор между уровнем
Имеют место следующие условия для фирм, выбравших эту стратегию (таблица 4).
Таблица 4 -- Условия, связанные с реализацией стратегии
Базовая стратегия |
Общие требования к ресурсам и квалификации |
Общие требования к организационным условиям |
Фокусирование |
Реальные инвестиции и доступ к капиталу; Навыки технологической разработки процессов; Тщательный надзор и контроль за трудовыми процессами; Высокий потенциал маркетинга; Высокая репутация качества продукции или технологическое лидерство фирмы; |
Частые и детальные контрольные отчеты; Четкая организационная структура и ответственность; Тесная функциональная координация НИОКР, конструирования
изделий и маркетинга;
|
Однако эта стратегия сопряжена с рисками:
Выбор конкурентной стратегии логически обоснован. Если конкуренция на рынке детского питания довольно высока, то необходимо «завоевывать» свою часть рынка постепенно. Исходя из того, что предприятие расположено на территории Тульской области, то целесообразно будет в качестве рынка сбыта использовать именно эту область. Эту обусловлено тем, что ближайшие конкуренты расположены в соседних областях, и цена их продукции будет на порядок выше в связи с транспортными издержками.
После того, как компания обретет своих постоянных клиентов, а информация о качественной продукции и низких ценах разойдутся между клиентами за пределы Тульской области, то можно выходить и на региональный рынок.
Исходя из того, что конкуренты расположены далеко от Тульской области, и практически у всех конкурентов рынком сбыта является Москва и Московская область, то можно предположить, что на территорию Тульской области будет приходиться малая доля товаров конкурентов.
SWOT-анализ —
это промежуточное звено между
формулированием миссии
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны организации — то, в чем она преуспела или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности.
Слабые стороны фирмы — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение.