Инвестиционной стратегии Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционная стратегия Свердловской области (далее — Стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Свердловской области совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата в Свердловской области.

Содержание

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 3
Глава 1. Цели и задачи Стратегии 3
Глава 2. Прогнозные сценарии реализации инвестиционной стратегии Свердловской области 6
Раздел 2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 9
Глава 3. Ключевые факторы, определяющие инвестиционную привлекательность Свердловской области 9
Глава 4. Факторы, сдерживающие инвестиционную активность 16
Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 20
Глава 5. Отраслевые приоритеты инвестиционного развития области 20
Глава 6. Территориальные приоритеты инвестиционного развития области 23
Раздел 4. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ 25
Глава 7. Мероприятия по формированию привлекательного инвестиционного климата в Свердловской области 25
Глава 8. Механизм реализации, участники Стратегии и контроль за ходом реализации Стратегии, внесение изменений и дополнений в Стратегию 32
Приложение 1 35
Приложение 2 38
Приложение 3 50
Приложение 4 54

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная-стратегия-Свердловской-области-СКАЧАТЬ.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

8. Административная среда

 В Свердловской области разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, определяющая приоритетные направления развития Свердловской области.

Определен основной исполнительный орган  государственной власти Свердловской области – Министерство экономики  и территориального развития Свердловской области, реализующий государственную  инвестиционную политику и обеспечивающий государственную поддержку субъектам инвестиционной и инновационной деятельности в регионе.

В Свердловской области создан Совет по инвестициям, который является постоянным координационным и совещательным органом при Губернаторе Свердловской области, созданным в целях содействия реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, содействия обеспечению согласованного функционирования и взаимодействию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, общественных объединений, кредитных и других организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в инвестиционных процессах.

Свердловская область является одним из одиннадцати регионов, на территории которого осуществляется «пилотное» внедрение положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, одобренного Наблюдательным советом автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В Свердловской области эффективно применяются следующие меры государственной  поддержки инвесторов:

1) предоставление государственных гарантий Свердловской области;

2) предоставление из областного бюджета субсидий;

3) передача государственного казенного имущества Свердловской области в аренду;

4) установлены особенности налогообложения налогами Свердловской области.

5) внесение государственного казенного имущества Свердловской области, в том числе средств областного бюджета, в качестве вкладов в уставные капиталы открытых акционерных обществ, являющихся субъектами инвестиционной деятельности (приложение 2).

Глава 4. Факторы, сдерживающие инвестиционную активность

 

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в Свердловской области, носят объективный характер, к ним, в первую очередь, относятся следующие.

1. Высокие затраты на топливно-энергетические ресурсы в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями

Свердловская область находится  в зоне континентального климата  с холодной и продолжительной  зимой. Территориальная удаленность  Свердловской области на север и  климатические условия осуществления хозяйственной деятельности приводят к объективным потерям в эффективности производства. Это является одной из главных причин высоких удельных затрат энергии на единицу выпускаемой продукции.

2. Высокие транспортные затраты

Свердловская область удалена от регионов Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обусловливает высокие транспортные издержки на доставку продукции, производимой в области, к потенциальным рынкам сбыта.

3. Демографическая ситуация и напряженность на рынке труда

Демографическая ситуация в  Свердловской области характеризуется естественной убылью населения, сложившейся в  результате превышения смертности над  рождаемостью. Демографическая ситуация в области характеризуется старением  населения, снижается численность населения в трудоспособном возрасте. На промышленных предприятиях доля работников пенсионного и предпенсионного возраста составляет 12-14%, в ближайшие 10 лет прогнозируется минимум притока молодых кадров при интенсивном выходе на пенсию работников старших поколений. Дефицит на рынке труда необходимого количества квалифицированных инженерных кадров, рабочих требуемых профессий и квалификации.

 

Для минимизации негативного воздействия вышеуказанных факторов в Свердловской области реализуется ряд целевых программ:

1.  Областная целевая программа  «Развитие транспортного комплекса  в Свердловской области» на 2011-2016 годы».

2. Программа демографического развития «Уральская семья» до 2025 года».

3. Областная целевая программа  «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы».

4. Областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы»

5. Областная целевая программа «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы».

6. Областная целевая программа  «Экология и природные ресурсы  Свердловской области» на 2009-2015 годы»  и другие программы.

 

Комплексный анализ, оценка и степень влияния вышеуказанных факторов на инвестиционную привлекательность Свердловской области  приведена в таблице 2.

 

Таблица № 2. SWOT-матрица долгосрочного развития Свердловской области

 

Конкурентные  преимущества  (сильные стороны)

Внутренние  сдерживающие факторы (слабые стороны)

  1. Высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения
  2. Центр международной деловой активности с максимально благоприятными условиями для установления деловых контактов.
  3. Наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки высоко квалифицированных кадров.
  4. Доступность сырья, материалов и комплектующих (мощный промышленный комплекс, богатая минерально-сырьевая база, развитое производство строительных материалов).
  5. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов.
  6. Высокий уровень сервиса за счет развития малого предпринимательства.
  7. Высокий уровень развития финансовой инфраструктуры.
  8. Высокий уровень развития транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры (наличие эффективного железнодорожного транспорта, наличие международного транспортно-логистического узла (хаба), развитая инфраструктура связи).
  9. Наличие стратегии регионального развития и нацеленность руководства области на повышение инвестиционной привлекательности.
  1. Недостаточно дружественная и ориентированная на инвестора административная среда.
  2. Длительные сроки предоставления земельных участков для строительства и прохождения согласовательных процедур.
  3. Высокие затраты инвесторов на обеспечение подключения к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры.
  4. Неблагоприятная демографическая ситуация и напряженность на рынке труда.
  5. Недостаточный объем средств областного бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию инвестиционной активности.

Возможности внешней  среды

Угрозы со стороны  внешней среды

  1. Географическое положение (транспортный коридор между Европой и Азией).
  2. Расширение возможностей для сбыта продукции Свердловской области за счет вступления России в международные соглашения (ШОС, сотрудничество России и стран АТЭС).
  3. Модернизация транспортной системы России, что обеспечивает повышение транспортной доступности региона.
  4. Привлечение федерального финансирования и значительных частных инвестиций для развития инфраструктуры в рамках подготовки к проведению крупных международных мероприятий: чемпионата мира по футболу 2018 и ЭКСПО-2020.
  1. Возрастающая конкуренция между регионами России и зарубежными странами за инвестиции (в том числе со стороны Китая и Индии).
  2. Высокие затраты инвесторов на топливно-энергетические ресурсы в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями (холодный климат).
  3. Высокие транспортные издержки инвесторов в связи с удаленностью от Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

 

Усилия  Правительства Свердловской области  по устранению слабых сторон и преодоления  угроз внешней среды предусматривают решение ряда стратегических задач:

1. Использование сильных сторон для использования возможностей Свердловской области предполагает позиционирование региона как площадки для размещения новых производств в сфере машиностроения и автомобилестроения, товаров, с низкой долей транспортных затрат в себестоимости, развитие транспортно-логистического комплекса, развитие технологий энергосбережения и обеспечение:

1) формирование  инновационных и инжиниринговых  центров на базе Уральского федерального университета.

2) координацию  инвестиционных программ ресурсоснабжающих  организаций.

2. Использование сильных сторон для преодоления угроз предполагает проведение крупных выставочных мероприятий для позиционирования Свердловской области на российском и международном уровнях.

3. Использование возможностей внешней среды для устранения слабых сторон возможно через привлечение федерального финансирования для формирования современной инвестиционной, транспортной и социальной инфраструктуры.

4. Стратегия преодоления угроз и внутренних сдерживающих факторов Свердловской области направлена на:

1) создание совета  по инвестициям при Губернаторе  Свердловской области с целью  рассмотрения вопросов по формированию  благоприятной административной  среды, в том числе случае создания для инвесторов необоснованных барьеров для вхождения на рынок Свердловской области;

2) формирование  канала прямой связи инвесторов  с органами государственной власти Свердловской области;

3) дополнительное  финансирование на участие области в крупных международных выставочных мероприятиях и форумах.

4) формирование  площадок, обеспеченных инженерной  и транспортной инфраструктурой.

5) долевое финансирование  проектов за счет средств областного  бюджета с целью снижения затрат  инвестора на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Стратегические приоритеты ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Свердловской области

Глава 5. Отраслевые приоритеты инвестиционного развития области

 

В соответствии с  ключевыми направлениями социально-экономического развития Свердловской области основными отраслевыми до 2020 года являются следующие.

1. Завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирование базы для модернизации промышленного комплекса и экономики:

1) в металлургическом производстве - освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;

2) в машиностроительном комплексе  – создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам, обеспечение выхода отрасли на среднемировой уровень по производительности труда;

3) в лесном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрения безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;

4) в строительной индустрии (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - обеспечение выпуска современных качественных и конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;

5) в химическом комплексе - ввод в действие современного производства по глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений в переработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа), что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов и обеспечить диверсификацию российского сырьевого экспорта; на базе развития фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию высокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видов лекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств;

2. Формирование «новой экономики» Свердловской области

«Новая экономика» Свердловской области  – это отрасли с высоким  удельным весом нематериального, человеческого  капитала, такие, как информационно-коммуникационные, компьютерные, космические и биотехнологии, новейшие источники энергии, телекоммуникации.

Новой экономике, как новому порядку  социально-хозяйственных отношений, присущи следующие характеристики:

1) Динамика. Быстрые изменения на рынке происходят постоянно (все новые игроки, более совершенные технологии, продукты, и т.д., вытесняют старые), и их темп только ускоряется.

2) Инновации. Постоянно новые деловые подходы и методы управления, новые разработки и гибкость становятся важнейшим атрибутами успешного бизнеса.

3) «Массовая кастомизация». Массовое производство качественно развивается – она сливается со специализацией на потребности каждого отдельного потребителя.

4) Наука. Ученые, конструкторы и дизайнеры, а также креативные и гибкие предприниматели становятся господствующими фигурами экономической системы, где научные разработки являются двигателем остальных отраслей.

5) Сетевая экономика. Резко снижается значение расстояния между экономическими агентами (например, между заводом по добыче, заводом по переработке, рынком сбыта и центральным офисом), по крайне мере с точки зрения управления. При этом растет значение децентрализации, которая так необходима для гибкого и специализированного ведения бизнеса. Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий становится жизненной необходимостью для конкурентоспособности, как отдельных предприятий, так и региона в целом.

Формирование «новой экономики» является важнейшим приоритетом инвестиционной стратегии региона.

3. Развитие инфраструктурного комплекса

Стратегическим направлением развития Свердловской области является содействие процессам формирования в регионе транспортно-логистического центра, связывающего и распределяющего грузопассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования, участие в формировании интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития.

Формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивает реализацию транзитного потенциала территории области. Важной задачей является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург – Казань – Нижний Новгород – Москва». Реализация данного проекта позволит обеспечить сокращение сроков и цен на транспортировку грузов по территории России, повысив тем самым конкурентоспособность сухопутного коридора из Европы в Азию.

Екатеринбург является одним из претендентов для проведения международной  выставки ЭКСПО-2020. В связи с этим разрабатывается комплекс мероприятий  по развитию инфраструктуры Свердловской области и Екатеринбурга.

Кроме того, в Российской Федерации  разрабатывается Стратегия развития транспорта до 2025 года. Это открывает  возможности включение проектов по развитию транспортно-логистического комплекса региона в программные документы федерального уровня и привлечения дополнительных ресурсов на их реализацию в виде федерального финансирования.

4. Развитие сферы услуг и сервисных отраслей:

1) достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства, необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха, повышение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям;

Информация о работе Инвестиционной стратегии Свердловской области