Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – выделить и разобрать основные факторы вызвавшие инвестиционный кризис в российской экономике.
Задачи курсовой работы: выделить и разобрать основные причины снижения инвестиционной активности в российской экономике.
Введение 3
1. Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис 4
1.1. Воздействие экономического спада на динамику инвестиций 5
1.2. Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада 9
1.3. Инфляция и инвестиционный процесс 12
1.4. Структурные деформации денежной массы 13
1.5. Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий 16
1.6. Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики 18
2. Экономическая политика государства и инвестиционный спад 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Однако в отличие от России доходность казначейских обязательств в странах с развитой рыночной экономикой является низкой, что соответствует известному положению, в соответствии с которым государственные ценные бумаги как высоколиквидные и надежные инвестиционные активы являются малодоходными. С учетом международных стандартов доходности малорискованных государственных ценных бумаг, а также того, что на российском финансовом рынке практически отсутствовали иные надежные и высоколиквидные инструменты, уровень доходности государственных обязательств должен был быть значительно ниже.
Между
тем в российских условиях размещение
средств в государственные
* Среднегодовая доходность государственных краткосрочных обязательств в 1997 г. составляла, %: в США 5,1, во Франции 3,34, Германии 3,3, Великобритании 6,5, Италии 5,5, Польше 21,1, Китае 7,5, Казахстане 17,3, Молдавии 17,1.
Широкий доступ нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг с 1996 г. привел к усилению внешней зависимости российской экономики, связанной с возрастанием рисков внезапного обратного отлива средств и неустойчивости курса рубля. Если в сентябре — октябре 1997 г. у иностранных инвесторов было сосредоточено около 30% портфеля ГКО-ОФЗ, то к концу 1997 г. под воздействием мирового фондового кризиса эта доля сократилась до 20%.
Российский рынок корпоративных ценных бумаг характеризовался еще большей степенью зависимости от поведения иностранных держателей, доля вложений которых в российские акции по различным оценкам доходила в отдельные периоды до 70—95% от общего объема.
Как и на финансовом рынке в целом, на российском рынке корпоративных бумаг преобладали краткосрочные спекулятивные вложения. В соответствии с методикой Standard & Poor's кредитный рейтинг России еще до снижения в результате финансового кризиса и известных событий 17 августа 1998 г.* был невысоким и принадлежал к категории, обозначенной ВВ, что означает принадлежность российских ценных бумаг к категории спекулятивных активов. Будучи преимущественно спекулятивным, рынок корпоративных ценных бумаг не выполнял своей роли в системе общественного воспроизводства капитала, практически не был связан с реальным сектором экономики.
* Резкое ухудшение ситуации на российском фондовом рынке обусловило снижение кредитного рейтинга страны известными рейтинговыми агентствами Moody's, Standard & Poor's и Fitch IBSA.
Уязвимость
фондового рынка подтвердилась
его чувствительностью к
Международный опыт показывает, что макроэкономические задачи государственного регулирования могут содержать значительные внутренние противоречия. Так, стабилизация цен в рамках антиинфляционных программ вызывает, как правило, уменьшение темпов экономического роста и спад инвестиционной активности, а решение проблемы инвестиций генерирует инфляционные процессы.
Экономическое регулирование должно носить многоцелевой характер, что предполагает сочетание в рамках комплекса осуществляемых государством разноплановых мер, направленных на достижение взаимно противоречащих друг другу целей, динамическую сбалансированность мероприятий, прогнозирование результатов и своевременное корректирующее воздействие с целью нейтрализации негативных последствий.
Между
тем проводимая в ходе рыночных преобразований
в России экономическая политика была
ориентирована преимущественно на одну
цель - стабилизацию цен. Следствием ее
осуществления явились: экономический
спад, пятикратное снижение объема инвестиций,
ухудшение состояния производственного
потенциала, возрастной структуры основных
производственных фондов, усиление деформации
производства, денежной массы, платежной
системы, существование секторов экономики
с резко различающимися уровнями доходности,
нерешенность вопросов формирования доходной
базы бюджета, накопление социальных проблем
и т.д.
В основу политики экономического реформирования
была положена монетаристская концепция
экономического регулирования. В условиях
высокой инфляции, сковывавшей механизмы
рыночного саморегулирования, в качестве
приоритетных конечных целей макроэкономического
воздействия рассматривалось снижение
темпов инфляции, в то время как инвестиции
и производство принимались за вторичные,
производные процессы, автоматически
возобновляемые при создании благоприятной
финансовой среды.
Такой подход определил выбор соответствующих приоритетов и в системе промежуточных целей, устанавливающих ориентиры в денежно-кредитной сфере: установление предельных темпов прироста денежной массы (агрегата М2) и предельных границ девальвации рубля по отношению к доллару (с 1995 г). С января по июль 1998 г. главным целевым ориентиром денежно-кредитной политики стал валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы (денежная масса и процентные ставки) формировалась исходя из задачи поддержания заданной динамики валютного курса.
Антиинфляционная
политика дала определенные результаты,
выразившиеся в постепенном уменьшении
темпов инфляции. Согласно данным официальной
статистики, среднемесячные темпы инфляции
составили, %: в 1992 г. 31, в 1993 г. 21, в 1994 г. 10,
в 1995 г. 7,5, в 1996 г. 1,9, в 1997 г. 0,9.
Однако на этой основе инвестиционный
кризис преодолеть не удалось. Представления
о самоактивизации инвестиционной деятельности
как реакции на снижение темпов роста
цен, уровня процентных ставок, доходности
государственных ценных бумаг не оправдались.
Более того, они оказались ошибочными
и опасными, если учитывать весь комплекс
негативных последствий и сложность задач
по их нейтрализации. Если в недалеком
прошлом многие экономисты полагали, что
дезинфляция даст мощный импульс к оживлению
в инвестиционной сфере, то впоследствии
стало ясно, что снижение темпов инфляции
не является необходимым и достаточным
условием усиления инвестиционной деятельности,
прежде всего в сфере материального производства.
Достижение низкой инфляции и устойчивости денежной единицы бесспорно является необходимой мерой стабилизации экономики, но в целом в основе оздоровления рыночных отношений должно лежать стимулирование производства, что предполагает учет при определении конечных целей взаимосвязанного комплекса экономических параметров, включающего объем произведенного продукта, инвестиций, занятости и т.д.
Следует
также отметить, что эффективное
использование показателя денежной
массы в обращении как
В результате использования антиинфляционных мер, преимущественно направленных против инфляции спроса, в российской экономике, где преобладали факторы инфляции издержек, сложился такой механизм замедления инфляционных процессов, когда снижение темпов роста цен достигается за счет инвестиционного спада. Это связано с тем, что возможности дезинфляции преимущественно методами денежно-кредитной рестрикции имеют свои пределы. Последние обусловлены реальными возможностями ограничения совокупного спроса, превышение которых ведет к блокированию инвестиционного процесса.
Нельзя не учитывать и того, что причины инфляции не были устранены. Открытая инфляция была переведена в иные формы, выразившиеся, в частности, в нарастании неплатежей, девальвации рубля, внутреннего и внешнего государственного долга, кредитов, полученных под гарантии Правительства РФ, и т.д.
Как показывает опыт стран, столкнувшихся с решением этой проблемы, и отечественный опыт последних лет, уровень инфляции выступает лишь одним из целостной системы взаимосвязанных показателей, характеризующих степень и комплексность финансовой стабилизации, в числе которых: состояние и структура денежной массы, соответствие денежных и материальных потоков, качество платежно-расчетной системы, устойчивость национальной валюты, состояние финансов на различных уровнях экономики, сбалансированность бюджета, размеры внутреннего и внешнего долга, эффективность налогообложения и др. В этих сферах позитивные сдвиги не были достигнуты. Напротив, происходило наращивание реального кризисного потенциала в различных формах.
Сжатие денежной массы (с 51,8% в 1991 г. до 13,0% в 1998 г.) определило вытеснение рубля из платежного оборота различными денежными суррогатами, ускоренный рост неплатежей и бартерных расчетов. Действенность денежно-кредитной политики существенно уменьшилась тем, что основная масса платежных средств в России (свыше 70%) существовала в форме, не поддающейся непосредственному воздействию инструментов денежно-кредитного регулирования (наличная национальная и иностранная валюты, денежные суррогаты и др.). Вытеснение реальных денег из обращения, национальной валюты из формы сбережений практически лишало экономику возможностей привлечения необходимых ресурсов.
Роль денег и сфера их действия существенно уменьшились. По существу, сложились два сегмента: в одном из них (бюджетные платежи, экспортно-импортные сделки, финансовый рынок, розничная торговля) функционировали в основном действительные деньги, в другой (реальный сектор) — преобладало использование денежных суррогатов и бартерных операций.
Искажение
стоимостных показателей и
Размещая государственные ценные бумаги в основном на короткие сроки и устанавливая по ним беспрецедентно высокие процентные ставки, государство руководствовалось краткосрочными целями в ущерб целям стратегического характера. Высокая стоимость обслуживания государственного долга, сдерживая снижение процентных ставок, препятствовала активизации инвестиционной деятельности, развитию производства, а следовательно, вела к подрыву доходной базы бюджета. Рост государственного долга, использование все большей части доходов от очередных эмиссий ГКО-ОФЗ для покрытия расходов по обслуживанию прежних выпусков означали усиление нагрузки на бюджет.
По оценкам, прирост доходности ГКО всего на 1% обходился федеральному бюджету в 600 млн долл. С 1993 по 1998 г. за счет размещения государственных ценных бумаг было получено 32 млрд руб. реальных денег, в то время как на выплату процентов по ним и погашение тиражей израсходовано 450 млрд руб., так что цена одного привлеченного с рынка рубля составила свыше 12 руб. С апреля 1998 г. ГКО полностью перестали выполнять роль инструмента покрытия дефицита бюджета, превратившись в средство перетока бюджетных средств к держателям этих ценных бумаг. Основными покупателями и держателями ГКО-ОФЗ являлись Банк России и группа уполномоченных коммерческих банков, значительная часть вложений коммерческих банков в государственные обязательства рефинансировалась ЦБ РФ под залог тех же ценных бумаг путем предоставления кредитных ресурсов, т.е. посредством денежной эмиссии, не обеспеченной производством товаров и услуг.
В результате в российской экономике создавалась такая модель функционирования, при которой кредитные ресурсы (денежные средства предприятий, населения на счетах в банках, эмиссионные ресурсы ЦБ РФ) направлялись преимущественно на операции с государственными ценными бумагами. При этом постоянное воспроизведение этой модели сдерживало формирование предпосылок экономического роста по целому ряду направлений: возрастание стоимости обслуживания государственного долга и дальнейший рост дефицита бюджета, сокращение платежных средств в реальном секторе, вытеснение инвестиционного спроса реального сектора государственным.