Инвестиционный рынок, его двойственное содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что эффективная работа инвестиционного рынка играет важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, повышает активность страны на внешнем рынке, ведет к увеличению валового национального продукта. Рынок инвестиций призван добиться вовлечения в экономику России средств мелких инвесторов, неинфляционного финансирования расходной части бюджета, что, в конечном счете будет способствовать финансовой стабилизации российской экономики, ее структурной перестройке, обеспечению эффективности производства и экономического роста.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы инвестиционного рынка 5
1.1 Понятие и сущность инвестиционного рынка 5
1.2 Конъюнктура инвестиционного рынка 8
1.3 Функции инвестиционного рынка 11
2. Инвестиционный рынок 13
2.1 Инвестиционная политика Республики Мордовия 13
2.2 Анализ инвестиционного рынка Республики Мордовия 17
3. Основные направления развития инвестиционного рынка Республики Мордовия 23
3.1 Система комплексных целевых программных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Мордовия 23
3.2 Оценка социально-экономической эффективности Программы 27
Заключение 28
Список используемой литературы 31
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа Инвестиции (2).doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

1. Текущее наблюдение за состоянием  инвестиционного рынка, это требует  формирования целенаправленной  системы показателей, характеризующих отдельные его элементы (спрос, предложение, цены, конкуренцию), а также организация постоянного их мониторинга. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой инвестиционного рынка фиксируются в табличной или графической формах.

2. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных тенденций её развития. Задача такого анализа состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов инвестиционного рынка и тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка проводится, в свою очередь, в два этапа. На первом этапе анализа проводится расчёт системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру инвестиционного рынка. На втором этапе выявляются предпосылки к изменению текущей стадии конъюнктуры инвестиционного рынка.

3. Прогнозирование конъюнктуры  инвестиционного рынка для выбора  основных направлений стратегии  инвестиционной деятельности и  формирования инвестиционной  программы (инвестиционного портфеля). Основная задача данного этапа – разработка прогноза, т.е. определение тенденций изменения факторов, формирующих инвестиционный климат и воздействующих на состояние инвестиционного рынка в перспективе.

1.3 Функции инвестиционного рынка

 

В экономической системе страны, функционирующей на рыночных принципах, инвестиционный рынок играет большую  роль, которая определяется его основными  функциями, основными среди которых  являются:

 

• Активная мобилизация временно свободного капитала из многообразных источников. Этот свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, т.е. денежных и других видов инвестиционных ресурсов населения, предприятий, государственных органов, не истраченных на текущее потребление, вовлекается через механизм инвестиционного рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в инвестиционном процессе страны.

• Эффективное распределение аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными его потребителями. Механизм функционирования инвестиционного рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные инвестиционные товары и инструменты и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников.

• Определение наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере. Удовлетворяя значительный объем и обширнейший круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм инвестиционного рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные товары и инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности используемого в этих целях капитала.

• Формирование рыночных цен на отдельные инвестиционные товары, инструменты и услуги, наиболее объективно отражающим складывающееся соотношение между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразования совершенно противоположен государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным инвестиционным товарам и услугам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы их продавцов и покупателей.

• Осуществление квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем инвестиционных товаров и инструментов. В системе инвестиционного рынка получили «прописку» специальные инвестиционные институты, осуществляющие такое посредничество. Такие инвестиционные посредники хорошо ознакомлены с состоянием текущей инвестиционной конъюнктуры, условиями осуществления сделок по различным инвестиционным товарам и инструментам и в кратчайшие сроки могут обеспечить связь продавцов и покупателей. Инвестиционное посредничество способствует ускорению не только финансовых, но и товарных потоков, обеспечивает минимизацию связанных с этим общественных затрат.

• Формирование условий для минимизации инвестиционного и коммерческого риска. Инвестиционный рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующую систему специальных инвестиционных инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития страны и конъюнктуры финансового и товарного рынков позволяют до минимума снизить инвестиционный и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реальных товаров, связанный с изменением цен на них.

• Ускорение оборота капитала, способствующего активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, распределение и эффективное использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие сроки потребности в нем отдельных хозяйствующих субъектов, инвестиционный рынок способствует ускорению оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную инвестиционную прибыль и прирост национального дохода страны в целом.

2. Инвестиционный рынок

2.1 Инвестиционная  политика Республики Мордовия

 

Инвестиционная политика государства — составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности.

 В целях привлечения инвестиций осуществляется государственная инвестиционная политика, важнейшим элементом которой является нормативно-правовая база, закрепляющая набор преференций инвесторам и создание благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности в Республике Мордовия.

Действуют законы «О государственной  поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия», «О снижении ставок налога на прибыль организаций»,

«О налоге на имущество  организаций», «О предоставлении государственных  гарантий Республики Мордовия» «Об  основаниях и условиях изменения  сроков уплаты региональных налогов», «О Залоговом фонде Республики Мордовия» и другие.

Основные принципы государственной  поддержки в Законе Республики Мордовия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»  основаны на равенстве прав субъектов  инвестиционной деятельности, унифицированности и доступности информации о формах и условиях государственной поддержки, обеспечении баланса общественных и частных интересов. В законе определены дополнительные организационно-правовые гарантии субъектам инвестиционной деятельности, обеспечивающие равные права инвесторам, в том числе право претендовать на государственную поддержку, вне зависимости от организационно-правовой формы и страны происхождения капитала, неприменение мер обязывающих инвестора к дополнительным финансовым вложениям.

Законом также устанавливаются  основные формы государственной  поддержки инвестиционной деятельности. В качестве основополагающего выбран разрешительный механизм предоставления поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Предполагается обязательная экспертиза инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.

В качестве необходимого условия получения налоговых  льгот субъектам инвестиционной деятельности предлагается включение  инвестиционного проекта в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия. Законом устанавливаются также основные критерии определения приоритетности инвестиционных проектов. Основным из них является общая стоимость проекта, равная не менее 100 млн. рублей.

Система государственной  поддержки инвестиционной деятельности, созданная в Мордовии, предоставляет возможность при реализации инвестиционного проекта получить: экспертизу инвестиционных проектов; налоговые льготы; государственные гарантии Республики Мордовия; бюджетные инвестиции.

В основу данного механизма положен конкурсный отбор инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность в реальном секторе экономики. На конкурс допускаются инвестиционные проекты, направленные на социально-экономическое развитие Республики Мордовия. Главными критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:

-  организация производства  импортозамещающей и экспортоориентированной  продукции;

-  рост налоговых платежей  в республиканский бюджет Республики  Мордовия;

-  организация производства  продукции;

-  социальный эффект (создание  новых рабочих мест при обеспечении  выплаты заработной платы превышающей  среднюю заработную плату по  республике в 1,5 раза, социальная  значимость производимого товара  или услуг и др.);

-  показатели ресурсо- и энергосбережения;

-  финансово-экономический эффект  от реализации инвестиционного  проекта;

-  наличие частных соинвесторов  и кредиторов, имеющих возможность  предоставить средства на финансирование  инвестиционного проекта совместно  с государством, либо наличие у претендента собственных средств в объеме не менее 20 % от стоимости проекта.

Законом «О налоге на имущество организаций» устанавливается освобождение от уплаты налога на имущество организаций (2,2 %), реализующих инвестиционные проекты, включенные в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия – в отношении имущества создаваемого, приобретаемого в рамках проекта.

В Законе «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» предусматривается снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5 % в части, зачисляемой в республиканский бюджет Республики Мордовия, для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия при условии не снижения налоговых платежей.

Закон «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия» определяет порядок предоставления юридическим лицам государственных  гарантий Республики Мордовия (гарантии предоставляются безвозмездно на конкурсной основе).

 

     Принимаемые меры государственной поддержки в Республике Мордовия оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2001-2010 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки приняли участие около 300 субъектов инвестиционной деятельности.

 

В сфере малого и среднего бизнеса Республики Мордовия существуют следующие виды поддержки:

-  снижение  налоговой и неналоговой нагрузки;

-  финансовая  поддержка;

-  имущественная  поддержка;

-  правовое, информационное, консультационное  и методическое обеспечение;

-  снижение  административных барьеров;

-  поддержка  молодежного предпринимательства.

 

Для уменьшения налоговой и неналоговой  нагрузки на предпринимателей реализуются  закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года № 5-З «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», в соответствии с которым для снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, создания дополнительной мотивации его развития, понижена налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 15 до 5 процентов, в зависимости от видов экономической деятельности.

В Мордовии сформирован Региональный фонд смешанных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства. За счет средств фонда ведется реализация инновационных проектов по организации серийного производства комплектующих для электровозов, энергосберегающих светильников и полупроводниковых приборов на основе карбида кремния, созданию современных видов гибкой упаковки, скоростной качественной многоцветной печати для упаковки и будут строиться роботизированные, не имеющие аналогов в Республике Мордовия, логистические комплексы. Реализация данных проектов позволит увеличить объем продаж предприятий на 1,5 млрд. руб., дополнительные налоговые платежи в бюджет превысят 200 млн. рублей, будет создано около 350 новых рабочих мест.

 

Для рассмотрения проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия, организована специальная Межведомственная комиссия. Основными целями и задачами Комиссии являются определение единых позиций исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в отношении реализации инвестиционных проектов, рассмотрение спорных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, рассмотрение и принятие решений по разногласиям, возникающим между исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и инвесторами.

2.2 Анализ инвестиционного рынка  Республики Мордовия

 

     Центральное транспортно-географическое положение, наличие значительного производственного и трудового потенциала, благоприятные природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства делают Республику Мордовия потенциальной точкой экономического роста и благоприятным для инвестирования регионом Европейской России. Однако реализация этих предпосылок вплоть до последнего времени сдерживалась нечетким позиционированием Мордовии на инвестиционном рынке и недостаточной информированностью  инвесторов о республике. В связи с этим возникла необходимость в целенаправленном создании комплекса благоприятных условий для вывода Республики Мордовии в число наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России.

Кризис – не лучшее время ни для снижения рисков, ни для наращивания  инвестиционного потенциала. По самым  очевидным показателям получается вполне ожидаемая картина. По результатам  пятнадцатого рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, приводимом Рейтинговым агентством «Эксперт РА», индекс интегрального инвестиционного риска в 2010 году увеличился сразу у 43 регионов. Одновременно по сравнению с прошлогодним рейтингом несколько увеличилось число регионов в группах с повышенным риском (рисунок 1). Что же касается более инертной динамики инвестиционного потенциала, то только 24 субъекта РФ имеют заметный позитив в этой сфере. Фактором успеха в большинстве случаев стали не масштабные прорывы, а предотвращение серьезных провалов в социально-экономическом положении региона.

Информация о работе Инвестиционный рынок, его двойственное содержание