Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инновационных стратегий в российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения инновационных стратегий.
2. Исследовать инновационные стратегии в российской экономике.
3. Проанализировать развитие инновационных стратегий в экономике Мурманской области.
1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.
Ключевая в настоящее время - невосприимчивость проблема бизнеса к инновациям, низкий инновационной приоритет деятельности в стратегиях компаний. Такая приводит к тому, ситуация что сектор генерации знаний и созданная коммерциализирующих инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.
Эта должна быть задача решена на первом этапе через:
- повышение привлекательности перспективных инвестиционной высокотехнологических экономики, секторов приоритеты развития которых Президентом Российской Федерации, определены перетеку капитала и привлечению содействие наиболее кадров в эти сектора путем реализации комплекса мер квалифицированных налогового, и других типов государственного тарифного регулирования, различных типов финансовой поддержки;
- развитие в секторах экономики конкуренции, стимулирование инновационного компаний с государственным поведения участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества управления, формирования корпоративного требований по их инвестиционных инновационности программ, улучшения внешней экспертизы качества таких программ;
- устранение в системе
регулирования (включая
- опережающее расходов на со финансирование наращивание инновационных частных компаний проектов (в том числе через реализацию поддержки кооперации проекта бизнеса и национальных исследовательских университетов), через работы с государственными выстраивание компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также поддержка стартующих компаний расширена (стартапов) через институты развития - посевной фонд действующие РВК, Фонд содействия развитию форм предприятий малых в научно-технической сфере, через программы поддержки региональные малого бизнеса.
Будут механизмы частно-государственного сформированы партнерства, взаимодействие государства обеспечивающие и бизнеса в выработке и финансировании НИОКР, приоритетов включая институционализацию Форсайта и формирование процедур эффективно действующих платформ.
Будут (вплоть до полного свертывания) государственные сокращены расходы на прикладные неприоритетные исследовательские проекты в рамках целевых программ, а также федеральных иных инструментов.
Приоритетом в генерации знаний области станет создание «центров компетенции» - как через национальных исследовательских создание центров (НИЦ) в сохраняющихся научно-технических сферах заделов уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) - по модели мирового создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через на мировой выведение уровень конкурентоспособности части исследовательских университетов и государственных научных национальных центров.9
2 этап (2014-2020). Этап будет повышением доли частного финансирования характеризоваться в общем объеме внутренних затрат на и разработки. За счет высвобождения финансовых исследования ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет увеличено финансирование существенно образования, науки и инфраструктуры инновационной модернизации экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).
На базе заделов, на первом этапе, сформированных будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По секторам российские основным предприятия по технологиям должны будут выйти на средний используемым уровень стран развитых. В этих целях также будут необходимые налоговые и иные введены стимулы, направленные на вытеснение технологического старого оборудования.
При этом будет в необходимых сохранена объемах реализации крупных проектов поддержка в рамках направлений развития приоритетных науки, и техники Российской Федерации и технологий приоритетов технологического развития, которые будут обеспечить должны технологическое лидерство страны в перспективе.
Особый будет сделан акцент на и достройке необходимых модернизации элементов инфраструктуры и повышении инновационной их эффективности. На втором этапе быть полностью должна сформирована целостная и национальная инновационная работоспособная система, адекватная спросу на инновации со стороны секторов расширяющемуся экономики, поддержку инновационной обеспечивающая активности на всех инновационного стадиях цикла.
На втором этапе также будет поддержка продвижения увеличена российской продукции и технологий инновационной на мировые рынки, включая объемов финансирования увеличение на предоставление кредитной и поддержки гарантийной, а также на софинансирование бизнеса (маркетинговых, расходов консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки.
На втором этапе опережающий рост происходит расходов на обновление научной и базы, усиление приборной «институционализации» расходов по и разработкам и продолжается исследованиям увеличение программной в бюджетных расходах по составляющей научным и экспериментальным разработкам исследованиям гражданского назначения. В сфере научно- сотрудничества технического концентрация ресурсов осуществляется на числе проектов ограниченном международной кооперации на основе рисков разделения.
На втором этапе увеличение продолжается перспективных бюджетных расходов на технологий как развитие основы формирования последующих укладов и на технологических реализацию целевых программ технологического крупных профиля при долевого участия государства и расширении сокращении финансирования внебюджетного.10
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Характеристика экономики Мурманской области
Экономика заполярной сформировалась области на основе минерально-сырьевой базы уникальной и биологических Баренцева моря. На её специализацию ресурсов повлияло также незамерзающего наличие залива и выхода в Мировой открытого океан. Эти и географические особенности предопределили природные региона, его развитие внешний и значение для России облик.
На Кольском создан крупный полуострове индустриальный комплекс, который 100% апатитового производит концентрата, значительное количество, меди, железорудного никеля концентрата, металлов и слюд, почти каждую редких шестую тонну пищевой рыбной товарной продукции, вырабатываемой в России. 17 гидроэлектростанций и Кольская атомная полностью обеспечивают станция потребности в электроэнергии, однако созданные региона мощности в настоящее время используются лишь на 80% (с учётом передачи части электроэнергии в Карелию и за рубеж).
С позиций область геоэкономических рынка открыта для. За исключением, мясной и молочной продукции, части рыбной сельскохозяйственной и электроэнергии внутрирегиональное производимой продукции отсутствует потребление. Все концентраты сырья, первичные рудного металлы, свыше 80% рыбы и, а также около 25% электроэнергии морепродуктов поставляются за пределы региона.11
В непростые конца прошлого времена столетия в ряда факторов, силу в том числе экспортно-ориентированного региональной промышленности характера, спад в продукции оказался производстве на 11 процентных пункта меньше, чем в стране.
Практические Правительства области действия с середины 90-х годов были на поиск путей направлены и восстановления производства в ведущих отраслях стабилизации промышленности. Принимались по развитию рыночной меры и производственной, инфраструктуры созданию условий для инвестиций. Проведена ряда крупных реструктуризация предприятий, из которых вошли в состав большинство сформировавшихся групп финансово-промышленных. Рос малый и средний бизнес, позиции в сфере обращения товаров и услуг, завоёвывая создании рабочих новых мест. Удалось избежать серьёзных конфликтов, социальных сохранить стабильность политическую.
Тем не менее, отсутствие в течение учитывая 10 лет инвестиций в минерально-сырьевую базу, а также запасов выработку ряда месторождений, доперестроечный восстановить потенциал невозможным оказалось. Аналогичная сложилась и в ситуация промышленности рыбной. Это привело к изменениям в структуре промышленного производства отраслевой.
Итак, иметь целевые необходимость ориентиры и приоритеты социально-экономического долгосрочного развития области, понятные для бизнеса, и населения явилась власти разработки стратегии причиной планирования. Был принят долгосрочного 15-летний лаг времени, что объяснялось, прежде всего, обоснованного прогнозирования возможностями: сроки ограничивали меньшие вероятность учета проявления новых тенденций и полноценного направлений развития, большие - привести к весьма могли приближениям значительным.12
3.2. Инновационные стратегии развития экономики Мурманской области
Инновационное экономики Мурманской развитие области, ее, топливно-энергетического, горнопромышленного рыбопромышленного, агропромышленного, транспортно-коммуникационного и других комплексов в мере основано значительной на разработках академических научных Кольского научного институтов центра РАН (КНЦ РАН), Полярного научно-исследовательского морского рыбного института хозяйства и океанографии (ПИНРО), вузовской региональной науки. Наличие на полуострове Кольском мощного фундаментальной и прикладной потенциала науки как базового компонента инновационной системы национальной было и остается конкурентным региона преимуществом. Однако это само по себе не приносит преимущество дивиденды, XXI века побуждают вызовы искать новые направления интенсивно научных и новые формы исследований их результатов трансферт.
Мурманская область развивает свой поступательно научно-технический и потенциал: научными инновационный и разработками заняты научных организаций исследованиями (10 из которых в состав входят КРЦ РАН), два университета государственных - технический и педагогический, а также целый ряд вузов филиалов Москвы, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. В 2004 году численность персонала, общая занятого исследованиями и разработками, составила 2595 человек, в том числе 4 академика РАН, 105 докторов и 383 кандидата научными наук. Общие на научные исследования и разработки в 2004 году затраты составили 1119,6 млн. рублей - второе место в Северо-западном Федеральном округе. Расширение исследований научных решает двоякую задачу: условия для создает роста научно-технического потенциала и формирует основу одновременно модернизации технического базиса Мурманской области. В ограниченных условиях ресурсов инновационное Мурманской области в развитие первую связано очередь с возрастанием научных роли исследований, направленных на решение задач социально-экономического приоритетных развития.
Стратегические играют определяющую проекты роль в развитии Мурманской области, но они быть реализованы могут с минимальной локализацией - часть их потенциала значительная «скрыта» от региона. Для его необходимы механизмы специальные усилия, и организационные инновации реализации в виде инициативы и системы кластерной соглашений о партнерстве стратегическом.
Перспективы Мурманской области развития во многом определяются, во-первых, осуществления субъектами планами хозяйствования проектов на территории области в рамках инвестиционных собственных стратегий развития, во-вторых, разработанных по инициативе реализацией государственных власти программ органов и проектов. Сформирован пул стратегически крупных значимых проектов, связанных с использованием транзитного и ресурсного территории потенциала области и морского пространства прилегающего.13
Во-первых, комплексное преимущества по сравнению с другими направлениями, Например, разрабатывается стратегия, связанная с наличием дешевых сырьевых ресурсов, редкоземельных полезных ископаемых, достигнутых успехов в развитии отдельных видов наукоемких производств. При этом учитывается характер поведения отечественных
о береговой инфраструктуры,
установки по подготовке природного
газа, портового транспортно-
Объем проектных инвестиций составит порядка 44 млрд. долл. США, в т.ч. 17 млрд. долл. США - инвестиции на территории Мурманской области. Прогнозный экономический эффект В российском законодательстве до сих пор отсутствует документ, регулирующий и стимулирующий инновационное развитие хозяйствующих субъектов. Проблему нормативного обеспечения их инновационной деятельности пытаются решить на уровне субъектов РФ. Однако данный процесс проходит стихийно. Отсутствие комплексного подхода к регионализации инновационных процессов проявляется также и в том, что государственная инновационная политика до сих пор ориентирована на краткосрочный период и все еще не имеет полноценной региональной разверсткиот реализации проекта для Мурманской области будет выражаться в увеличении ВРП на 36,5 % (81,1 млрд. руб.) от уровня 2008 г., а также в создании порядка 1 000 новых рабочих мест.
Во-вторых, комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Проект развития МТУ включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.
Информация о работе Инновационные стратегии в российской экономике