Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инновационных стратегий в российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения инновационных стратегий.
2. Исследовать инновационные стратегии в российской экономике.
3. Проанализировать развитие инновационных стратегий в экономике Мурманской области.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российской экономики в последнее время все чаще иллюстрирует актуальность ее перехода на инновационный путь развития. Инновации играют ключевую роль в развитии экономики, поскольку создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства, качество произведенных товаров и услуг, способствуют улучшению качества жизни человека. В ходе разработки и использования инноваций идет процесс развития человека - реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста. Инновации формируют конкурентные преимущества предприятий, способствуют прогрессивному социально-экономическому развитию территорий. А значит, и достижение долгосрочного конкурентоспособного развития территории сегодня возможно, преимущественно, за счет активного использования ее субъектами технических, технологических, организационно-экономических, управленческих, социальных и других инноваций.
Инновационный путь развития российской экономики сдерживается множеством проблем, главной из которых является отсутствие единой концепции инновационного развития страны. Главной проблемой, сдерживающей инновационное развитие российской экономики, является отсутствие системного регулирования инновационного развития территорий, то есть, разграничения используемых механизмов стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов по уровням управления (федеральному, региональному и муниципальному), игнорирование комплексного стратегического планирования инновационной активности территорий различного уровня. В инновационном развитии сегодня нуждаются все отрасли экономики, не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, ЖКХ, здравоохранение, образование и т.д. Кризисное состояние объектов коммунального хозяйства, изношенность инженерных сетей, общественного транспорта и многие другие проблемы значительно повышают актуальность решения проблем инновационного характера и на уровне муниципального образования.
Таким образом, для российской перехода экономики на путь развития необходима инновационный единая стратегия, учитывающая инновационная особенности и разных по социально-экономическому интересы положению территорий.
Объектом курсовой работы является инновационные стратегии.
Предметом - стратегическое планирование.
Целью курсовой работы является изучение инновационных стратегий в российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты изучения
2. Исследовать инновационные
стратегии в российской
3. Проанализировать развитие
инновационных стратегий в
В курсовой работе были использованы методы синтеза и анализа, статистический метод.
Теоретическая база: учебные материалы отечественных авторов в области изучения стратегического планирования таких как Лапыгин Ю.Н., Виханский О.С. Пикулькин А.В. и др., а также материалы Интернет-серверов.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении отражена актуальность исследования выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, методология и теоретическая база.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты изучения инновационных стратегий.
Во второй главе дается характеристика инновационным стратегиям в российской экономике.
В третьей главе рассматриваются инновационные стратегии в экономике Мурманской области.
Заключение содержит итоги исследования, выводы по поставленным задачам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Стратегическое планирование
Ключевую роль в решении стратегических задач организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования - определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом этот термин был введен, чтобы отличить данное понятие от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции - планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них, когда речь идет о стратегическом управлении, в большей или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в наибольшей степени это касается планирования, в котором выделяют особый его вид - стратегическое планирование.
Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задаёт направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое планирование ориентируется на длительные временные промежутки, обычно три - пять лет, в то время как оперативное управление нацелено на решение задач, которые требуют недель или месяцев работы.
Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или с доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.
Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной. Она выбирается поэтому из нескольких возможных вариантов и формируется по видам деятельности, обеспечивающим преимущества по сравнению с другими направлениями. При этом учитывается характер поведения отечественных и зарубежных поставщиков на внутреннем рынке, необходимость и масштабы экспортной ориентации производства, варианты действий при неблагоприятных условиях.
Процессы стратегического управления (разработка образа будущего, определение целей, формирование стратегии, осуществление стратегических изменений и оценка деятельности) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Рассмотрим этапы по стратегическому планированию. К таким этапам относятся исследование внешней и внутренней среды организации; определение основных ориентиров фирмы; сравнение результатов двух предыдущих этапов; определение возможных вариантов стратегий; выбор варианта; разработка стратегического плана. Этапы почти те же, только речь не идет о формулировании образа будущего. Иными словами, планирование осуществляется как бы для преодоления разрыва между ориентиром организации и действительным ее состоянием, а не для превращения организации в нечто совершенное. Сам же стратегический план формируется, почему-то исходя из предложений нижестоящих уровней, которые, как правило, не участвуют на предыдущих этапах разработки стратегии.
Планирование (в данном случае стратегическое планирование) отечественные специалисты определяют как особый вид практической деятельности, состоящей в разработке решений, целью которых является эффективное функционирование объекта управления в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.
Они выделяют также основные процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование и проектирование.
Однако разработка проектов, программ и прогнозов занимает значительное время, в течение которого происходят изменения во внешней и внутренней среде, что в значительной степени снижает эффект от реализации разработанной стратегии.
Кроме того, имеют место и другие проблемы, связанные со стратегическим планированием, которые американский специалист в области стратегического менеджмента К. Боумен формулирует следующим образом: «События опережают запланированный график. Процесс планирования мешает проявлению изобретательности и инициативы. В ходе реализации плана возникают непредвиденные проблемы. Менеджеры, не участвующие в разработке плана, не придерживаются его. Текущие проблемы отвлекают внимание менеджеров от реализации плана».1
Шведские ученые Б. Карлоф и С. Седерберг идут дальше, когда обосновывают большую эффективность развития по сравнению со стабильностью, которая эффективна лишь с точки зрения затрат. Более того, «с изменением условий в окружающем мире эффективная организация становится жерновом. Масса капитала, организованные процессы или имеющиеся знания становятся тогда препятствием для процесса перемен».
Текущая работа поглощает наиболее важные ресурсы: время, талант и энергию работников, их стремление к инновациям. Иногда в процессе планирования не учитывают формальные и неформальные служебные отношения и соподчиненность работников, их отношение к изменениям и моральному облику персонала, да и к изменениям корпоративной культуры организации в целом.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что процесс стратегического управления осуществляется наряду с выполнением текущих задач организации. Изменение ситуации влечет за собой изменение стратегии, следовать которому менеджеры не успевают из-за недостаточной квалификации и нехватки времени на реакцию. Поэтому общее правило (в том случае, если у организации ранее была разработана стратегия) заключается в том, что лучше совершенствовать существующую, чем разрабатывать и внедрять новую стратегию.
Само понятие «стратегия» заимствовано из воинского лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь политики с использованием всех доступных ресурсов.
Термин «стратегия» дословно переводится как «искусство полководца». Он пришел в управление из военной сферы, где означает разработку и осуществление боевых операций, решающих исход целых кампаний и обеспечивающих победу над противником.
Поэтому чаще всего под стратегией понимают «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет единой программы достижения желаемых результатов».2
1.2. Инновационная стратегия: понятие и виды
Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
- повышение уровня неопределенности результатов. Это заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
- повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;
- усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.
Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и другие.
Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.3
Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Информация о работе Инновационные стратегии в российской экономике