Инновационный потенциал Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение инновационного потенциала Республики Башкортостан и путей развития экономики региона, и разработка мер по развитию инновационного потенциала Республики Башкортостан.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность инновационного потенциала;
изучить систему показателей инновационного потенциала;
проанализировать инновационную деятельность республики Башкортостан;
обосновать механизмы по решению проблем в развитии инновационного потенциала Республики Башкортостан.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ111.docx

— 88.29 Кб (Скачать файл)

         Величина интеллектуальной собственности России оценивается некоторыми исследователями в 300 млрд. долларов. Ее экономическое значение выражается в том, что объекты интеллектуальной (промышленной) собственности в форме изобретений, промышленных образцов и полезных моделей выступают основой создания новейшей конкурентоспособной техники. На основе патентов развивается международный лицензионный обмен - рынок интеллектуальной собственности. 
         Инновационный процесс как процесс преобразования научного знания в инновацию может содержать ту или иную совокупность стадий, начиная от научных исследований, прикладных или даже фундаментальных, но непременно нацеленных на получение результата, для практического использования.  
       Линейная модель инновационного процесса может быть представлена в виде следующей схемы: фундаментальные исследования – прикладные исследования – инженерно-технические разработки – серийное производство –маркетинг–продвижение. 
        Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой технологий, куда включаются результаты фундаментальных и прикладных исследований, инженерно-технических разработок, но в результате этого положительный выход составляет всего лишь 5-10 %. Коммерческого успеха добивается только малая часть инновационных проектов, большинство из них остается лабораторной стадии и служит основой для дальнейших разработок.   
        Для успешно реализации первых трех стадий инновационного процесса важно наличие инновационной инфраструктуры, субъектами которой выступают бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансферта технологий. Как правило затраты на создание этих организации финансируются за счет средств государства на конкурсной основе и частично за счет внебюджетных средств. 
        Интерес к проблемам инноваций возрастает с каждым годом, т.к. они становятся важным фактором экономического развития, основой конкурентоспособности предприятий, отраслей и национальных экономик. 
       Основные причины низкой эффективности научно-технической и инновационной деятельности в регионе:  
- низкий уровень финансирования научных исследований; 
- отсутствие спроса на новые разработки со стороны экономических субъектов; 
- неразвитость инновационной инфраструктуры по поддержке малых технологических предприятий в виде технопарков или инновационных центров. 
- недостаточная коммерциализация объектов интеллектуальной собственности.

- подготовка кадрового  потенциала, конкретно подготовка  менеджеров – специалистов заинтересованных  в успехе проекта, знающих как  проект развивается и доводящих  проект до его логического  успеха. 

       Результаты интеллектуальной деятельности в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны выступать в качестве товара на рынке технологий, когда необходимо определить перспективные направления их коммерциализации, превратить их в товар, выбрать пути продвижения на рынок и получить коммерческую выгоду. Работа на конечный результат – инновационный продукт, обладающий инвестиционной привлекательностью, высоким рыночным потенциалом. 
         Потенциал республики в развитии инновационной экономики огромен: Башкортостан является признанным научным центром России во многих областях науки и техники, имеются научные прикладные разработки мирового уровня, активно работают научные организации, высшие учебных заведения, отраслевые научно-исследовательские институты.  
       Решающим фактором устойчивого развития республики является эффективное развитие научно-технической сферы и инновационная деятельность. 
        Основу государственного сектора науки Республики Башкортостан составляют научные учреждения: Уфимский научный центр Российской академии наук и Академия наук Республики Башкортостан. 
        В научном комплексе Республики Башкортостан осуществляют деятельность около 70 организаций. Научные исследования фундаментального и прикладного характера ведутся в 12 институтах Уфимского научного центра Российской Академии наук, 14 учреждениях Академии наук Республики Башкортостан, 27 отраслевых институтах и проектно-конструкторских организациях,также на кафедрах высших учебных заведений.  
         Основными центрами подготовки молодых ученых в республике являются 29 аспирантур (11 высших учебных заведений и 18 научных организаций) и 10 докторантур. Ведущие университеты республики Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет.  
        Республика  Башкортостан является признанным научным центром России в области технологий трубопроводного транспорта, сверхпластичности металлов, авиационного и нефтяного машиностроения, глазной хирургии, медицины труда и экологии человека, молекулярной биологии, тонкого органического синтеза и металлокомплексного катализа. В последние годы Башкортостан стал местом проведения многочисленных международных научных форумов и конференций. 
        Согласно данным Роспатента, Республика Башкортостан в рейтинге регионов Приволжского федерального округа по итогам за 2006-2011 годы занимала по заявкам на изобретения третье место, на полезные модели - шестое место, на товарные знаки - пятое место. 

 

 
2.2  МЕХАНИЗМЫ  ПО  РЕШЕНИЮ   ПРОБЛЕМ  В  РАЗВИТИИ  ИННОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА  РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

 
          Анализ инновационной деятельности показывает, что в Республике Башкортостан имеются предпосылки ее активизации, проявляющиеся в значительном производственном потенциале, активной работе научных организаций, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, существующих элементов инновационной инфраструктуры.  
        В последние годы была активизирована работа по созданию инновационной инфраструктуры.  В настоящее время в республике осуществляют деятельность 7 технопарков - «Технопарк ОАО «Эколайн» и Технопарк «Башкирия» (Мелеузовский район), Технопарк «Медтехника» (Демский район г.Уфы), Технопарк НПО «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института» (Уфимский район), НП НП «Технопарк авиационных технологий» Калиниский район г.Уфы, Научно-технологический парк ГУП «Институт нефтехимпереработки» Республики Башкортостан (Орджоникидзевский район г.Уфы), Технопарк «Инмаш» (г.Стерлитамак), 3 бизнес-инкубатора (г.Салават, г.Октябрьский, г.Сибай),    2 центра трансфера технологии («Межвузовский центр трансфера технологий» и Центр трансфера технологий Академии наук Республики Башкортостан,г.Уфа).

        С перечисленными в предыдущем параграфе проблемами в развитии инновационного потенциала в Республики Башкортостан проводится активная политика по: созданию инновационной инфраструктуры, увеличению сумм денежных средств на инвестирование инновационной деятельности, а также стимулированию развития субъектов малого и среднего предпринимательства научно-технической сферы.  
        В настоящее время одной из основных задач является также создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности и прежде всего фондов, занимающихся финансированием инновационных проектов. Без них инновации и инвестиции друг с другом так никогда и не встретятся. Ведь сейчас никто не оказывает такие услуги, так как банковское сообщество и инвесторы опасаются рисков, связанных с инновационной деятельностью. 
         В развитых странах эту нишу заполняют венчурные фонды, которые охотно берутся за финансирование инноваций. В целях стимулирования реализации инвестиционных и инновационных проектов, имеющих республиканское значение, обеспечения поддержки наукоемкого предпринимательства создана некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан". 
         Созданный венчурный фонд имеет в своем активе 200 млн. рублей федеральных и республиканских средств, что позволит привлечь такую же сумму частных средств. Фонд призван обеспечить стимулирование реализации инвестиционных и инновационных проектов, имеющих республиканское значение, поддержку наукоемкого предпринимательства.

Немаловажное значение в  инновационном развитии имеет инфраструктура. Принято специальное Постановление  Правительства РБ от 11 августа 2008 г. № 278 "Положение об условиях и  порядке создания и развития субъектов  инновационной инфраструктуры в  РБ". По результатам обследования промышленных предприятий определены 7 приоритетных направлений научно - технического и инновационного развития Республики Башкортостан на ближайшие  годы: авиационные и транспортные системы, энергетика,энергосбережение. 
         В 2009 году в республике продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей развитие инновационной сферы. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2009 года № 336 утвержден план мероприятий по реализации кластерной политики Республики Башкортостан до 2012 года. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2009 года № 484 утверждено Положение об индустриальных парках на территории Республики Башкортостан, определяющее правовые, организационные, экономические и финансовые основы для формирования производственных площадок и их подготовку для размещения инновационных производств. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2009 года № 143 утвержден Порядок субсидирования за счет средств бюджета Республики Башкортостан части расходов субъектов инновационной деятельности на использование специализированного и уникального оборудования для реализации проектов. 
        В целях привлечения талантливой молодежи в науку Указом Президента Республики Башкортостан от 10 октября 2008 года № УП-558 с 1 января 2009 года учреждены 30 ежегодных грантов Республики Башкортостан в размере 60,0 тыс. рублей каждый для поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными и молодежными научными коллективами. 

Реализация "Долгосрочный целевой инновационной программы  Республики Башкортостан на 2011-2015 гг." позволит увеличить к 2020 г. доли инновационной  продукции республиканских предприятий до 30% ; продолжить поиск и разработку наноматериалов и нанотехнологий для применения в машиностроении, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении, а также и в других сферах деятельности. 
         Поддержка и развитие предпринимательства в Республике Башкортостан отнесены к числу приоритетных задач государственной политики. На Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» в 2008 году Республика Башкортостан была признана лучшим регионом ПФО. 
         В республике насчитывается более 10 тысяч субъектов малого предпринимательства (без учета микропредприятий). Предпринимательство рассматривается как один из факторов ускорения роста экономики и социальной стабильности общества. Одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства Республики Башкортостан является организация его в производственной и инновационной сферах, а именно развитие инновационного потенциала экономики, содействие объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных малых предприятий, оказание прямой и косвенной поддержки инновационной деятельности на малых предприятиях республики.  
          Главной задачей, от решения которой зависит развитие инновационных процессов и, соответственно, востребованность технологических новшеств является создание инновационной среды в производственной сфере, в том числе и на малых предприятиях. Малые предприятия должны иметь возможность накапливать средства для инноваций. Уже сегодня удельный вес инноваций в малом бизнесе выше, чем на крупных и средних предприятиях, и составляет 7,8 % инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции против 6,2 % на крупных и средних предприятиях. Роль малого предпринимательства в данной сфере остается незначительной. 
        В числе стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период –переход к новой модели развития экономики, рост инновационной составляющей экономики республики, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирование развития новых технологий, новых видов продукции и услуг. 
        Реализация имеющегося в республике научного и технического потенциала позволит обеспечить переход к инновационно-ориентированной экономике. 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационное развитие республики должно осуществляться на программной  основе. Составление программы инновационного развития с привлечением ученых, специалистов-практиков  с предприятий, представителей органов  государственного управления и бизнеса  способно мобилизовать вокруг решения  данной проблемы немалые силы и стать  центром консолидации нашего общества.

Таким образом, для того чтобы  развить инновационную экономику  необходимо решить следующие задачи:

- создать условия для  бизнеса, где вложение инвестиций  будет основным способом получения  высоких и стабильно увеличивающихся  доходов;

- определение специализации  районов РБ, например, завершить  бизнес-карты территории республики;

- взаимодействие с властью,  в которую входит следующее:  помощь в определении специализации,  развитии инфраструктуры, первоначальная  финансовая помощь, а также хорошая  подготовка менеджеров.  
 
 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 года № 400 - з (принят Гос. Собранием - РБ 22.12.2006 года) «Об инновационной деятельности РБ» (в ред. Законов РБ 24.11.2008 № 71-з, от 25.05.2010 № 264-з) // Собранием  законодательства РБ. - № 400. 
2. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике [Текст] / О. А. Жданова // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.).  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 38-40.

3.     Белоусов В. Региональная стратегия: формальность или действенность? // Экономист. - 2010. - N 9. - С.48-54. 
4.     Инновационная система в регионах России / Ю.С.Сердюкова, О.В.Валиева, Д.В.Суслов, А.В.Старков // Регион: экономика и социология. - 2010. - N 1. - С.179-197. 
 5.   Марданов Р. Х. Проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности // Экономика и управление. – 2008. № 3,  С. 56-60.

6.   Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности  / М. Данько // Экономист. – 1999. – № 10.

7.   Добров, Г.М. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Г.М. Добров, В.Е. Тонкаль, А.А. Савельев и др. – Киев: Наукова думка, 1987.

8.    Жиц, Г.И. Инновационный потенциал / Г.И. Жиц. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.

9.    Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001.

10.   Комплексный сборник. Республика Башкортостан в цифрах. В 2-х ч. / Башкортостанстат. – Уфа, 2010.

11.   Котов, Д.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие  / Д.В.  Котов. – Уфа.: Издательство УНГТУ, 2005.

12.   Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. – Донецк : ДонНТУ, 2003.

Информация о работе Инновационный потенциал Республики Башкортостан