Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Иностранные инвестиции. Понятие. Сущность. Общая характеристика. 5
Глава 2. Необходимость привлечения иностранных инвестиций. Пути и меры по их привлечению 12
Глава 3. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Динамика и современное состояние 16
3.1. Основные виды иностранных инвестиций в России. Анализ структуры по видам 16
3.2. Анализ структуры иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам 18
3.3 Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в российскую экономику 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Прямые иностранные инвестиции делятся на две группы:
1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т. е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с головной компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
2) транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с головной компанией.
Прямые иностранные инвестиции:
а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
в) будучи направленными, в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке;
е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.
К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привлекательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состояния платежного баланса.
Портфельные инвестиции - это вложения в ценные бумаги в целях последующей игры на изменение курса и получение дивидендов, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль за предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, по двум причинам: значительная распыленность акций среди инвесторов и наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной компании.
Развивающиеся страны очень активно используют так называемые «прочие инвестиции», а именно – кредиты международных и региональных финансовых организаций, банков развития и специализированных инвестиционных банков.
Главная задача Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – содействие переходу европейских постсоветских стран к рыночной экономике, развитие предпринимательства. Объекты кредитования – частные фирмы, приватизированные в совместные предприятия. Основная цель – поощрение инвестиций в регионе. Предоставляет кредиты на рыночных условиях. Использует специальные фонды для льготного кредитования низкорентабельных отраслей специальной инфраструктуры и оказания технической помощи.
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
Правовое регулирование иностранных инвестиций.
Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования.
Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160 – ФЗ. Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. В законе содержатся понятия, отсутствовавшие в прежнем акте: «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование» и «совокупная налоговая нагрузка».
На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, которая подкрепляется регламентацией правового режима деятельности иностранных инвесторов и порядком установления изъятий для них. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, нежели предоставленный российским инвесторам.
Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно п.1 ст.5 "иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации".
В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:
гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы.
Но несмотря на все мероприятия, направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, "уточняющих" положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг, которая позволяет функционировать рыночной экономике.
Глава 2. Необходимость привлечения иностранных инвестиций. Пути и меры по их привлечению.
Рассмотрим инвестирование как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, т.е. приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту – инвестору.
Политика Правительства РФ направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.
Привлечение инвестиций, как иностранных, так и национальных, в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране.
Приток иностранного капитала в любую страну и эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют (рис 2.1):
политическая нестабильность,
инфляция,
несовершенство законодательства,
неразвитость производственной и социальной инфраструктуры,
недостаточное информационное обеспечение.
Рис. 2.1 Препятствия проникновения иностранных инвестиций в Россию.
Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и регионами, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью, инфляцией, спадом производства.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого.
Причинами отказа стали:
высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Информация о работе Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения