Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть роль и законодательную основу иностранных инвестиций
в экономике России
- провести анализ динамики и структуры притока иностранных инвестиций в экономику страны;
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Роль и законодательная основа иностранных инвестиций
в экономике России………………………………………………………………..…..6
2.Портфельные инвестиции в экономике РФ……………………………………….14
3.Прямые иностранные инвестиции в экономике РФ……………………………...17
4. Исследование инвестиций в экономике РФ……………………………………....22
5.Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики……..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………....33
Одной из популярных форм привлечения иностранных инвестиций является создание предприятий с такими инвестициями. Эти предприятия существуют в форме совместных с отечественными учредителями, но могут полностью принадлежать иностранным собственникам. На базе совместного предприятия производятся товары на основе объединенной собственности при совместном управлении производством.
Целью создания совместного предприятия является осуществление проектов, реализация которых возможна при объединении усилий партнеров с разделением ответственности и доходов (при этом объединяются имущество, денежные средства, технологии, ноу-хау, опыт управления всех партнеров для производства конкретной продукции), а также освоение рынка в новых регионах.
При создании совместного
предприятия учитываются
Необходимо выделить особенности прямых иностранных инвестиций. Они заключаются в следующем:
ПИИ необязательно означают перемещение капитала, поскольку могут осуществляться вложением средств, заимствованных на финансовых рынках принимающей страны, или реинвестированием прибыли, или в результате перемещения ресурсов (технологий, управленческих и предпринимательских навыков и т.д.).
В настоящее время европейские, японские и американские TНK активно инвестируют средства в форме ПИИ на рынках друг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являются одновременно и принимающими, и вкладывающими. Около 40% накопленных ПИИ в настоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркий пример - Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходится на долю государств этого региона.
ПИИ, как правило, стремятся
концентрироваться в
ПИИ характеризуются большей степенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.
ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.
ПИИ более предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.
При ПИИ инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
Правительства государств могут стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций по разным причинам, в зависимости от их цели, например, увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта и заимствование профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных "доноров", таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия) - Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.
Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.
Актуальность привлечения
иностранных инвестиций обусловлена
рядом обстоятельств. Прежде всего
это медленное становление
Следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю.
Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, финские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании придерживаются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.
Наиболее привлекательными регионами в Российской Федерации соответственно по доле региона в общем объеме прямых инвестиций и по объему накопленных иностранных валютных инвестиций были (%): Москва - 54,4 и 23,3; Республика Татарстан – 5 и 0,7; Тюменская область – 4,9 и 1,8; Санкт- Петербург – 3,8 и 3,2; Московская область – 3,2 и 3,1; Омская область – 1,7 и 0,05; Архангельская область – 1,6 и 0,3; Республика Коми - 1,5 и 0,9; Ленинградская область – 1,4 и 0,5; Приморский край – 1,1 и 0,6 [3, с. 14].
В Ленинградской области в соответствии с законом 1999 г. "Об инвестиционной деятельности" инвесторы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на имущество и от платежей в территориальный дорожный фонд. Но эти послабления относятся только к прямым инвестициям. Что же касается портфельных инвестиций, осуществляемых посредством российских и зарубежных банков, в законодательстве области есть налоговые послабления и для них. В этом же законе предусматривается освобождение банков от налога на прибыль, полученную в результате финансирования инвестиционных проектов. Такую льготу могут получить лишь зарегистрированные в области банки, что, по мнению ее администрации, должно увеличить число иностранных банковских организаций. В то же время действует и принятый в 1994 г. закон "О льготном налогообложении предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области". В соответствии с этим документом вновь создаваемые предприятия могут воспользоваться существенными налоговыми льготами - с момента реализации продукции или оказания услуг они освобождаются от уплаты следующих налогов в областной бюджет; на прибыль - 100%, на имущество - 50, на землю - 50%. А если приплюсовать к этим льготам федеральные льготы для новых предприятий, то получается, что в отдельных областях России уже практически сформировался реальный механизм государственной поддержки инвестиций на региональном уровне. Благодаря взвешенным мерам стимулирования иностранных инвестиций регионам удается не только привлечь перспективных инвесторов, но и закрепить их присутствие в экономике субъектов федерации.
4. Исследование инвестиций в экономике РФ.
Поступление иностранного капитала в Россию в 2010 году после резкого сокращения в 2006 г. в очередной раз увеличилось.
При этом приток капитала, который по своему экономическому содержанию соответствует понятию «инвестиции», по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился: прямые инвестиции – на 24%, портфельные – в 6 раз (данные таблицы 1).
В то же время третий год подряд растет приток капитала, фигурирующего в официальной российской статистике как «прочие инвестиции» и фактически состоящего из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе – кредитов, в первую очередь торговых, и банковских вкладов.
Таблица 1 - Поступление иностранного капитала в Россию в 2006-2010 гг., млн. долл. [10. с. 70].
Инвестиции |
Г о д ы |
2010 г. в % к 2006 г. | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Всего |
7698 |
4271 |
4778 |
6684 |
8368 |
108,7 |
В том числе |
||||||
Прямые |
1509 |
2429 |
1786 |
2509 |
1872 |
124,1 |
Портфельные |
33 |
7 |
51 |
238 |
199 |
603,0 |
Прочие |
6156 |
1835 |
2941 |
3937 |
6297 |
102,2 |
Сдвиги в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития.
Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компании. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.
Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжают играть сложившиеся на Западе представления о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Иностранных инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских корпорации, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в западных рыночных экономиках.
И действительно, по данным одного из отечественных исследований, доля неучтенных операций в промышленности РФ составляет на разных стадиях производства и сбытовой деятельности от 23% до 50%, а средний процент искажения операций с фондами оплаты труда в разных отраслях колеблется от 33% до 67%.
Хотя либеральный экономический курс российских властей как будто пользуется принципиальной поддержкой со стороны западных деловых кругов, конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики, являющаяся очень важной частью понятий «инвестиционный климат», воспринимается ими довольно критично.
Например, по данным одного из международных исследований, в рейтинге 160 стран по качеству государственного регулирования экономики Россия была помещена на 158-е место [6. с. 34].
Доля прямых иностранных инвестиций, в которых Россия, как и все прочие государства, особенно заинтересована, в общем объеме поступлений иностранного капитала в РФ в последние годы снижается: в первом полугодии 2007 г. она составляла 56,9%, в январе-июне 2008 г. – 37,5%, в 2010 г. – уже 22,4% [9. с. 28].
Этот очень тревожный факт лишний раз говорит о том, что хотя привлекательность вложений в экономику западных стран, переживающую сейчас не лучшие времена, очевидно, понизилась, российские предприниматели и держатели капиталов все же отдают им предпочтение перед вложениями в экономику собственной страны.
Отраслевая структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер. Инвестиции в промышленность увеличились на 6,7%, в нефтепереработку - на 37,2 %, тогда как в строительство резко снизились - на 90%, в транспорт - на 87%, в связь - на 72% (данные таблицы 2). Это не случайное явление: иностранный капитал не привлекает находящаяся в кризисе отечественная легкая промышленность. Иностранцев привлекают те отрасли, которые в настоящее время на плаву.
В промышленности основная часть притока иностранного капитала пришлась на долю нефтедобывающей отрасли, пищевой, цветной металлургии и машиностроения, включая металлообработку.
Таблица 2 - Поступление иностранного частного капитала в форме прямых инвестиций в основные отрасли экономики РФ млн. долл.
Отрасль |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2009 г. |
Всего |
2509 |
1872 |
74,6 |
В том числе: Промышленность Нефтедобывающая Машиностроение Пищевая |
831 177 118 272 |
887 243 184 166 |
106,7 137,2 155,9 61,0 |
Строительство |
161 |
16 |
9,9 |
Транспорт |
378 |
52 |
13,7 |
Связь |
79 |
22 |
27,8 |
Торговля, включая оптовую, и общепит |
842 |
647 |
76,8 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
99 |
101 |
102,0 |
Прочие отрасли |
199 |
169 |
84,9 |
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России