Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть роль и законодательную основу иностранных инвестиций
в экономике России
- провести анализ динамики и структуры притока иностранных инвестиций в экономику страны;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Роль и законодательная основа иностранных инвестиций
в экономике России………………………………………………………………..…..6
2.Портфельные инвестиции в экономике РФ……………………………………….14
3.Прямые иностранные инвестиции в экономике РФ……………………………...17
4. Исследование инвестиций в экономике РФ……………………………………....22
5.Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики……..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ВЭО.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Одной из популярных форм привлечения  иностранных инвестиций является создание предприятий с такими инвестициями. Эти предприятия существуют в  форме совместных с отечественными учредителями, но могут полностью  принадлежать иностранным собственникам. На базе совместного предприятия производятся товары на основе объединенной собственности при совместном управлении производством.

Целью создания совместного предприятия  является осуществление проектов, реализация которых возможна при объединении усилий партнеров с разделением ответственности и доходов (при этом объединяются имущество, денежные средства, технологии, ноу-хау, опыт управления всех партнеров для производства конкретной продукции), а также освоение рынка в новых регионах.

При создании совместного  предприятия учитываются интересы зарубежных (получение доступа к  минеральным и сырьевым ресурсам, проникновение на потенциально емкий  рынок, использование сравнительно квалифицированной рабочей силы при относительно низких затратах, внедрение результатов научных исследований и технических разработок для создания новых видов товаров) и национальных инвесторов (получение доступа к зарубежной передовой технологии, пополнение внутренних источников накопления, использование иностранного опыта управления для повышения эффективности производства, уменьшение неоправданного импорта и сокращение расходов в свободно конвертируемой валюте, расширение экспорта готовой промышленной продукции).

Необходимо выделить особенности прямых иностранных  инвестиций. Они заключаются в следующем:

ПИИ необязательно означают перемещение капитала, поскольку  могут осуществляться вложением  средств, заимствованных на финансовых рынках принимающей страны, или реинвестированием  прибыли, или в результате перемещения  ресурсов (технологий, управленческих и предпринимательских навыков и т.д.).

В настоящее время  европейские, японские и американские TНK активно инвестируют средства в форме ПИИ на рынках друг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являются одновременно и принимающими, и вкладывающими. Около 40% накопленных ПИИ в настоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркий пример - Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходится на долю государств этого региона.

ПИИ, как правило, стремятся  концентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая и пищевая промышленность) в различных странах, а не в  различных отраслях определенной страны.

ПИИ характеризуются  большей степенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.

ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.

ПИИ более предпочтительны  для стран - импортеров иностранного капитала.

При ПИИ инвесторы, как  правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.

Правительства государств могут стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций по разным причинам, в зависимости от их цели, например, увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта и заимствование профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных "доноров", таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия) - Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.

Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.

Актуальность привлечения  иностранных инвестиций обусловлена  рядом обстоятельств. Прежде всего  это медленное становление внутреннего  рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР. По оценкам экспертов, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 20-25 млрд долл. Вовлечено же в российскую экономику примерно 5 - 6 млрд. При этом остается незначительным уровень иностранных инвестиций - 2-4 млрд долл. ежегодно, т.е. не более 8% общего объема инвестиций в экономику страны. (2,3) Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом, в первую очередь из-за инфляции, экономического кризиса и других факторов.

Следует отметить положительную  динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные  инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю.

Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, финские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании  придерживаются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.

Наиболее привлекательными регионами в Российской Федерации  соответственно по доле региона в общем объеме прямых инвестиций и по объему накопленных иностранных валютных инвестиций были (%): Москва - 54,4 и 23,3; Республика Татарстан – 5 и 0,7; Тюменская область – 4,9 и 1,8; Санкт- Петербург – 3,8 и 3,2; Московская область – 3,2 и 3,1; Омская область – 1,7 и 0,05; Архангельская область – 1,6 и 0,3; Республика Коми - 1,5 и 0,9; Ленинградская область – 1,4 и 0,5; Приморский край – 1,1 и 0,6 [3, с. 14].      

В Ленинградской области  в соответствии с законом 1999 г. "Об инвестиционной деятельности" инвесторы  полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на имущество и от платежей в территориальный дорожный фонд. Но эти послабления относятся только к прямым инвестициям. Что же касается портфельных инвестиций, осуществляемых посредством российских и зарубежных банков, в законодательстве области есть налоговые послабления и для них. В этом же законе предусматривается освобождение банков от налога на прибыль, полученную в результате финансирования инвестиционных проектов. Такую льготу могут получить лишь зарегистрированные в области банки, что, по мнению ее администрации, должно увеличить число иностранных банковских организаций. В то же время действует и принятый в 1994 г. закон "О льготном налогообложении предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области". В соответствии с этим документом вновь создаваемые предприятия могут воспользоваться существенными налоговыми льготами - с момента реализации продукции или оказания услуг они освобождаются от уплаты следующих налогов в областной бюджет; на прибыль - 100%, на имущество - 50, на землю - 50%. А если приплюсовать к этим льготам федеральные льготы для новых предприятий, то получается, что в отдельных областях России уже практически сформировался реальный механизм государственной поддержки инвестиций на региональном уровне. Благодаря взвешенным мерам стимулирования иностранных инвестиций регионам удается не только привлечь перспективных инвесторов, но и закрепить их присутствие в экономике субъектов федерации.

4. Исследование  инвестиций в экономике РФ.

 

Поступление иностранного капитала в Россию в  2010 году после резкого сокращения в 2006 г. в очередной раз увеличилось.

    При этом приток капитала, который по своему экономическому содержанию соответствует понятию «инвестиции», по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился: прямые инвестиции – на 24%, портфельные – в 6 раз (данные таблицы 1).

    В то же время третий год подряд растет приток капитала, фигурирующего в официальной российской статистике как «прочие инвестиции» и фактически состоящего из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе – кредитов, в первую очередь торговых, и банковских вкладов.

Таблица 1 - Поступление иностранного капитала в Россию в 2006-2010 гг., млн. долл. [10. с. 70].

Инвестиции

Г о д ы

2010 г.

в % к 2006 г.

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

7698

4271

4778

6684

8368

108,7

В том числе

           

Прямые 

1509

2429

1786

2509

1872

124,1

Портфельные

33

7

51

238

199

603,0

Прочие 

6156

1835

2941

3937

6297

102,2


 

    Сдвиги в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития.

    Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компании. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.

    Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжают играть сложившиеся на Западе представления о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Иностранных инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских корпорации, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в западных рыночных экономиках.

    И действительно, по данным одного из отечественных исследований, доля неучтенных операций в промышленности РФ составляет на разных стадиях производства и сбытовой деятельности от 23% до 50%, а средний процент искажения операций с фондами оплаты труда в разных отраслях колеблется от 33% до 67%.

    Хотя либеральный экономический курс российских властей как будто пользуется принципиальной поддержкой со стороны западных деловых кругов, конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики, являющаяся очень важной частью понятий «инвестиционный климат», воспринимается ими довольно критично.

    Например, по данным одного из международных исследований, в рейтинге 160 стран по качеству государственного регулирования экономики Россия была помещена на 158-е место [6. с. 34].

      Доля прямых иностранных инвестиций, в которых Россия, как и все прочие государства, особенно заинтересована, в общем объеме поступлений иностранного капитала в РФ в последние годы снижается: в первом полугодии 2007 г. она составляла 56,9%, в январе-июне 2008 г. – 37,5%, в 2010 г. – уже 22,4% [9. с. 28].

    Этот очень тревожный факт лишний раз говорит о том, что хотя привлекательность вложений в экономику западных стран, переживающую сейчас не лучшие времена, очевидно, понизилась, российские предприниматели и держатели капиталов все же отдают им предпочтение перед вложениями в экономику собственной страны.

           Отраслевая структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер. Инвестиции в промышленность увеличились на 6,7%, в нефтепереработку - на 37,2 %, тогда как в строительство резко снизились - на 90%, в транспорт - на 87%, в связь - на 72% (данные таблицы 2). Это не случайное явление: иностранный капитал не привлекает находящаяся в кризисе отечественная легкая промышленность. Иностранцев привлекают те отрасли, которые в настоящее время на плаву.

    В промышленности основная часть притока иностранного капитала пришлась на долю нефтедобывающей отрасли, пищевой, цветной металлургии и машиностроения, включая металлообработку.

Таблица 2 - Поступление  иностранного частного капитала в форме  прямых инвестиций в основные отрасли экономики РФ млн. долл.

Отрасль

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2009 г.

Всего

2509

1872

74,6

В том числе:

Промышленность

Нефтедобывающая

Машиностроение

Пищевая

 

831

177

118

272

 

887

243

184

166

 

106,7

137,2

155,9

61,0

Строительство

161

16

9,9

Транспорт

378

52

13,7

Связь

79

22

27,8

Торговля, включая оптовую, и общепит

 

842

 

647

 

76,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

 

 

99

 

 

101

 

 

102,0

Прочие отрасли

199

169

84,9

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России