Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:08, курсовая работа
Инвестиции (от лат. investre — облачать) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
Введение
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация.
1.1. Сущность иностранных инвестиций
1.2. Классификация иностранных инвестиций
1.3. Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1. Региональное размещение иностранных инвестиций в России
2.2. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климата в РФ
3.1. Характеристика инвестиционного климата России
3.2. Проблемы и перспективы улучшения инвестиционного климата России на современном этапе
Заключение
Литература
2.2. Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Создаваемые в России благоприятные
условия для иностранных
По состоянию на конец 2010г. накопленный иностранный капитал10 в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2009г. - 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).[8,97]
Основные страны-инвесторы в 2010 г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2010 г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2009 году. В I квартале 2010 г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010 г. 68,0 млрд.долларов, или на 16,3% больше, чем в 2009 году. В I квартале 2010 г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд.долларов США (больше на 6,9%).
Таблица 2. Поступление иностранных инвестиций по типам.
|
2010г. |
Справочно 2009г. в % к | |||
млн. долларов США |
в % к | ||||
2009г. |
итогу | ||||
2008г. |
итогу | ||||
Инвестиции |
114746 |
71,8 |
100 |
в 1,1р. |
100 |
из них: |
|
|
|
|
|
прямые инвестиции |
13810 |
121,4 |
26,0 |
в 2,0р. |
23,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
взносы в капитал |
7700 |
107,4 |
15,3 |
168,7 |
12,2 |
из них реинвестирование |
618 |
176,0 |
0,6 |
80,7 |
0,3 |
лизинг |
168 |
в 2,0р. |
0,2 |
91,9 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
4610 |
83,9 |
9,4 |
в 2,5р. |
9,7 |
прочие прямые инвестиции |
1195 |
95,1 |
1,1 |
136,4 |
1,0 |
портфельные инвестиции |
1415 |
33,7 |
1,4 |
131,8 |
3,5 |
из них акции и паи |
1126 |
27,8 |
1,1 |
140,5 |
3,4 |
прочие инвестиции |
99860 |
84,7 |
72,6 |
87,3 |
73,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
торговые кредиты |
17594 |
115,4 |
15,6 |
111,3 |
11,6 |
прочие кредиты |
79146 |
78,5 |
55,8 |
83,2 |
61,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
на срок до 180 дней |
9617 |
193,0 |
6,4 |
112,2 |
2,8 |
на срок свыше 180 дней |
51278 |
72,9 |
49,4 |
в 1,8р. |
58,2 |
прочее |
1264 |
107,8 |
1,2 |
в 2,2р. |
0,9 |
Таблица 3. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам – инвесторам в млн. долларов США.
|
Накоплено на конец 2010г. |
В том числе |
Справочно поступило в 2010г. | |||
всего |
в % к итогу |
прямые |
порт- фельные |
прочие | ||
Всего инвестиций11 |
264599 |
100 |
122392 |
5627 |
136580 |
114746 |
из них по основным странам-инвесторам |
226203 |
85,5 |
101523 |
5271 |
119409 |
83353 |
в том числе: Кипр |
52202 |
21,5 |
40732 |
1328 |
10442 |
19857 |
Нидерланды |
43346 |
17,5 |
32931 |
41 |
10374 |
14542 |
Люксембург |
36402 |
13,0 |
3217 |
273 |
32912 |
7073 |
Великобритания |
20511 |
12,6 |
4647 |
2339 |
13825 |
14940 |
Германия |
20325 |
12,6 |
7275 |
26 |
13124 |
10715 |
Виргинские острова (Брит.) |
15462 |
8,7 |
6480 |
0,4 |
9182 |
2903 |
Китай |
10242 |
2,6 |
1927 |
198 |
7914 |
6157 |
Ирландия |
9169 |
2,3 |
3193 |
662 |
5314 |
2773 |
Япония |
8567 |
2,1 |
5470 |
200 |
2597 |
3529 |
Франция |
8077 |
1,9 |
4651 |
1 |
3425 |
864 |
Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климата в РФ.
3.1. Характеристика инвестиционного климата России.
Регионы с наиболее благоприятным
инвестиционным климатом в основном
сосредоточены в европейской
части страны. Особо благоприятным
климатом отличаются регионы Северо-западного,
Центрального и Приволжского федеральных
округов. В них сконцентрировано
почти две трети
Регионы первых трех вышеназванных федеральных округов доминируют и среди лидеров по инвестиционному риску. За все годы рейтингования первая десятка12 по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров – выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.
По потенциалу преимущество европейской тройки округов не столь значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров относятся к вышеперечисленным округам.
Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, как по потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному и Приволжскому федеральным округам.
Если же учитывать частоту представительства регионов каждого федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вот Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров: по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и даже не пример.
В каждом федеральном округе могут и должны выделяться регионы, претендующие на роль лидеров в формировании благоприятного инвестиционного климата. Если в ряде округов такие лидеры уже есть, то, например, в Южном ФО на их роль могут претендовать Краснодарский и Ставропольский края, в Уральском – Свердловская область, в Сибирском – Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке – Хабаровский край.
Выявленное в прошлом
рейтинге инвестиционное ядро России,
расположенное между Москвой
и Санкт-Петербургом, пока не обладает
достаточной устойчивостью
Формирование благоприятного
климата в России начинает приобретать
вид постепенно затухающих концентрических
волн повышенной инвестиционной привлекательности,
идущих от «инвестиционного ядра» к
периферии. Это проявилось в значительном
улучшении инвестиционного
В первую очередь на роль таких субцентров может претендовать Татарстан, который уже имел минимальный риск., а также Краснодарский и Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тюменская области.
Дополняющими такие крупные центры могут стать относительно небольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вроде Новгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах, если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могут претендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области.
В 2009 году был создан Национальный Совет по развитию инвестиционного климата, который занимается вопросами, связанными с улучшением инвестиционного климата и привлечением иностранных инвестиций в РФ.
3.2. Проблемы и методы улучшения инвестиционного климата России на современном этапе.
В России главной особенностью препятствий
на пути инвестирования является то, что
с течением лет эти препятствия не изменяются.
Инвесторам мешают работать административные
барьеры, коррупция и другое.
В феврале 2007 года правительство одобрило
в целом законопроект, регулирующий участие
иностранцев в капитале российских компаний
в стратегических отраслях промышленности.
Данный законопроект в целом способствует
инвестиционному климату, так как подразумевает
процедуру отказа от принятия инвестиций
мотивированной и усложненной. Инвестиционная
комиссия может принимать только положительные
решения в регламентированный срок.[13,232]
Решения по отказу принимаются совместно
с правительством, в случае
если иностранный контроль над акциями
создает угрозу национальной безопасности.
В том же году был принят законопроект,
четко регламентирующий права и обязанности
иностранных инвесторов в сфере разработке
недр. Были прописаны сферы влияния иностранных
инвесторов. Они не смогут участвовать
в разработке месторождений урана и алмазов,
а также некоторые крупны месторождения
золота и меди, также не смогут контролировать
разработки континентального шельфа,
а также месторождения нефти и газа с запасами
более 70 млн. тонн и 50 млн. куб. м соответственно.
Не смотря на то, что законопроект ограничивает
действия инвесторов, они им довольны,
так как законопроект устанавливает четкие
правила инвестирования.
Другая проблема заключается в сильном
налоговом бремени, созданном правительством.
Наряду с этим, на данный момент не регламентирован
порядок налоговой инспекции, что позволяет
налоговым службам произвольно подвергать
проверке любое предприятие. Также часто
происходят конфликты между налоговой
инспекцией и частными компаниями.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений14 (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона «Об инвестициях», закона «О концессиях» и закона «О свободных экономических зонах». Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений15, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
Информация о работе Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику